Рабочая программа по русскому языку для 1 класса к учебнику Азбука с родным (нерусским) языком обучения
Планируемые результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографическихи пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание курса:Устный курс (44 часа)Обучение порождению непринужденной устной речи — главная задача уроков русского языка. Именно владение устной речью позволит детям в последующих классах понимать рассказы и объяснения учителя при изучении основ наук на русском языке и свободно выражать свои мысли на неродном языке.
Семилетний ребенок воспринимает предметы целостно, без выделения деталей и отдельных признаков. Он замечает чаще всего цвет предмета: «огурец зеленый», «портфель красный». Перед учителем стоит задача не только научить ребенка видеть и называть отдельные признаки предмета, но и развить речевую способность описать его живым, выразительным словом в монологической и диалогической речи с использованием утвердительных, отрицательных, вопросительных конструкций.
В период предварительного устного курса закрепляются первичные умения учащихся в области устной речи, приобретенные в детских садах, совершенствуются умения слушания, понимания и говорения на основе новых речевых ситуаций и организуется подготовка детей к обучению русской грамоте.
Учебно-тематический план
уроков добукварного устного курса
№ п/п Тема
Кол-во часов
1 Школа. Класс.
Знакомство со школой. 1
Наш класс. 1
3 Я - ученик. 1
4 Наши школьные занятия. 1
5 Дом. Семья. 1
6 С кем я живу. 1
7 Кто кем работает? 1
8 Семья вечером. 1
9 Игрушки.
Игры до школы 1
10 Мои новые игрушки 1
11 День рождения. 1
12 Магазин игрушек. 1
13 Овощи. Фрукты.
Наш огород.
Овощи. 1
14 Наш сад.
Фрукты. 1
15 Наш сад.
Ягоды. 1
16 Наш сад. 1
17 Посуда.
На кухне. 1
18 Продукты питания.
На кухне. 1
19 Продукты питания. 1
20 Продукты питания. 1
21 Домашние и дикие животные. Домашние животные и их детёныши 1
22 Домашние птицы и их детёныши. 1
23 Дикие животные и их детёныши. 1
24 Животные зоопарка. 1
25 Одежда. Обувь.
Одежда. 1
26 Одежда. 1
27 Обувь. 1
28 Одежда. Обувь. 1
29 Деревня. Село. Город.
Деревня. 1
30 Деревня. 1
31 Город. 1
32 Город. 1
33 Лес. 1
34 Что растёт в лесу 1
35 Кто живёт в лесу? 1
36 Дети в лесу 1
37 Времена года.
Зима. 1
38 Весна. 1
39 Лето. 1
40 Осень. 1
41 Повторение о временах года. 1
42 Профессии. 1
43 Кем работают мои родители? 1
44 Урок контроля 1
Обучение грамоте и развитие связной речи – 65 ч.
№ п/п Тема урока Кол-во часов
1 Рассказ. Предложение. Слово. 1
2 Звук [а] и буквы А,а1
3 Звук [у] и буквы Уу. 1
4 Звук и буква О. Ударение. Чтение буквыОв безударном положении. 1
5 Звук и буква Ы. Буквы Аа, Оо, Уу, ы 1
6 Звук [м] и буквы Мм. 1
7 Звук [р] и буквы Рр. 1
8 Звук [ш] и буквы Шш1
9 Звук [н] и буквы Нн1
10 Урок письма 1
11 Звук [п] и буквы Пп1
12 Звук [л] и буквы Лл1
13 Звук [т] и буквы Тт1
14 Звук [к] и буквы Кк1
15 Звук [ф] и буквы Фф1
16 Урок письма 1
17 Звук [с] и буквы Сс1
18 Буква О в безударной позиции 1
19 Звук [х] и буквы Хх1
20 Звук [д] и буквы Дд1
21 Звук [в] и буквы Вв1
22 Урок письма 1
23 БукваД в значении звука [т] 1
24 БукваВ в значении звука [ф] 1
25 Звук [б] и буквы Бб1
26 Звук [з] и буквы Зз1
27 Звук [г] и буквы Гг1
28 Урок письма 1
29 Звук [ж] и буквы Жж1
30 Оглушение звонких согласных в конце слова: б [п], г[к], ж[ш] 1
31 Звонкие согласные в слабой позиции 1
32 Звук [и] и буквы Ии 1
33 Позиционное чтение
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы и 1
34 Урок письма 1
35 Слова и слоги с буквами ы/и 1
36 Слова и слоги с буквами ы/и 1
37 Упражнения в позиционном чтении слогов и слов с буквами и/ы 1
38 Сочетания жи, ши1
39 Урок письма 1
40 Работа буквы ь 1
41 Буквы э и е в значении звука [э] 1
42 Буквы э и е в значении звука [э]. 1
43 Работа буквы е после согласных 1
44 Работа буквы я после согласных 1
45 Урок письма 1
46 Работа буквы я после согласных 1
47 Работа буквы ю после согласных 1
48 Работа буквы ё после согласных 1
49 Сочетания жь, шь1
50 Буквы ж, ш перед ь, ё, и 1
51 Урок письма 1
52 Звук [ч’] и буквы Чч1
53 Звук [щ, щ] и буквы Щщ1
54 Звук [ц] и буквы Цц1
55 Обозначение звука [й’] в конце слова буквой Й 1
56 Обозначение звука [й’] буквами е, ё 1
57 Урок письма 1
58 Обозначение звука [й’] буквами ю, я 1
59 Обозначение звука [й’] буквамие, ё, ю, я 1
60-61 Обозначение звука [й’] буквами ьи,ье, ьё, ью, ья1
62 Буква ъ 1
63 Буква ъ 1
64 Урок письма 1
65 Контроль и оценка знаний 1