Как помочь школьникам захотеть учиться
«Как помочь им захотеть учиться?»
Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. И перед нами, учителями, сегодня встаёт вопрос: как помочь им захотеть учиться?
В основе личностно – ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Хотелось бы обратить внимание на то, что, начав использовать в своей работе элементы личностно – ориентированного обучения на уроках географии, я в своей деятельности опираюсь на личность ребенка, его жизненный опыт, индивидуальность. Естественно, возникает проблема, как выявить индивидуальность и субъективный опыт каждого ребенка в образовательном процессе. Ведь личность ребёнка – главная ценность и основной объект заботы учителя. Эта педагогическая идея является основной в системе моей работы
Цель и средства организации личностно – ориентированного урока мною конкретизируются в зависимости от назначения урока, его тематического содержания. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
- не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;
- максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;
- создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал “комплекс двоечника”;
- организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
- заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Названная проблема «Как помочь им захотеть учиться?» заставила меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.
Я считаю, что при всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся. В связи с этим на своих уроках я применяю различные методы:
наблюдения,
практических работ,
просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
сообщения учащихся,
рефераты,
участие в научно-исследовательской работе,
использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.
Я моделирую свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовываю работу по опорным схемам, использую технические средства. Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов я добилась, используя проблемное обучение. Используя этот метод, я дала открытый урок 11 октября в 6 А классе по теме «Географические координаты». В целом этот метод я использую часто на своих уроках. Так при изучении геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России я поставила следующую проблему: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединила проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение, в решение проблемы включаются не только «сильные» ученики, но и «слабые» высказывают своё мнение.
В своей работе использую задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Интерес у учащихся вызывают задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?»
Помимо создания проблемы я использую приёмы новизны, предполагающие включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изучаемой теме, делает уроки живыми и запоминающимися.
Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока. Но я считаю, что особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они служат целевыми установками. Предваряя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает класс на восприятие и усвоение нового материала. Например, при изучении географии России особое внимание я уделяю первому уроку.
Эпиграфом к этому уроку я взяла слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».
Говоря о громадной территории России, зачитываю стихотворение К. Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Затем перед учащимся ставлю вопросы:
·Какими океанами омывается Россия?
·Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?
Рассказывая о величине территории России, я зачитываю стихотворение Н.Забила:
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Затем я задаю следующие вопросы:
·Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
·Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.
На мой взгляд, стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.
А вообще, я считаю, что главная моя цель – привить детям любовь к географической науке, сделать так, чтобы они хотели узнать больше о нашей планете, чтобы они полюбили весь мир, чтобы Россия была для них не абстрактным словом, а их родным домом, чтобы они понимали, что жизнь в этом доме зависит и от них тоже. А добиться это можно, только используя технологию личностно – ориентированного обучения.
Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15