Презентация на тему Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений?.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа №125»Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений?Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Школа №125» Брайцева Наталия ИвановнаНижний Новгород2016
Универсальные учебные действия
ОбщениеПотребность в общении – одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа.
Традиционный урок
Современный урокСовременный урок начинается с постановки проблемы. На уроках присутствует единая внешняя интрига. Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку применить свою точку зрения, свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений.
Особенности мл.школьников:Детям младшего школьного возраста свойственна определенная собственническая позиция, они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы.
Цель современного урока:Современные уроки нацеливают детей на работу в группе, в паре, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. .
Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умения устного общения - доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.
Учебное сообщество:Это группа школьников, которая способна организоваться для совместного учебного труда в ситуации неопределенности для каждого отдельного участника общей работы. Взрослый включается в работу только если дети приглашают его к сотрудничеству.Педагогические задачи УС:Обеспечение попадания каждого ученика в ситуацию успеха. является источником мотивации УД.Является мощным ресурсом обучения.-является источником развития децентрации.(умение принимать точку зрения другого).
Что необходимо для организации учебного сообщества:Для этого учителю необходимо создать на уроке такую ситуацию, чтобы учащиеся увидели противоречие между освоенным способом действия и новой ситуацией, где он не работает. Далее важно инициировать и поддерживать их предположения, как можно действовать в новой ситуации. Причем необходимо рассматривать все идеи, независимо от того, правильны они или нет. Учитель также должен дать каждому школьнику возможность эмоционально включиться в общий поиск (не боясь ошибок), преодолеть интеллектуальную трудность, понимая, что это произошло благодаря тому, что все ученики старались слушать и слышать друг друга, аргументировали собственную позицию, учитывали позиции других, т.е. благодаря желанию научиться взаимодействовать. Этому способствуют задания, требующие совместной работы учащихся, направленные на координацию усилий и разделение ответственности за конечный результат (например, создание модели, макета, текста, схемы; поиски идеи, ответа на сложный вопрос и т.п.).
Оценка учащимися сотрудничества в группе:1) Ответы на вопросы. «Насколько дружно вы работали? В какой мере ты доволен результатом работы группы? Как удалось добиться такого результата работы?» и т.п.;2) установления истинности (или ложности) утверждений: «Я внимательно слушал, о чем говорили одноклассники в моей группе. Я помогал участникам группы, когда они нуждались во мне. Я старался с уважением относиться к мнению участников группы, даже если не согласен с ним. Если я не соглашался с чьим-то мнением, то старался не критиковать, а предлагать свой способ решения проблемы. Я старался доказывать свою точку зрения. Если мне было что-то непонятно, то я задавал участникам своей группы вопросы на уточнение» и т.п.
Правила организации образовательного процесса учителем:-проектировать урок в деятельностной парадигме;-создавать условия для активного включения каждого школьника в учебное сотрудничество между учениками и учителем;-способствовать освоению приемов работы в паре, группе;создавать условия для того, чтобы учащиеся договаривались, как распределять роли и обязанности, работая в команде;исследовать (совместно с учащимися), как можно прийти к единому решению при работе в группах; ; анализировать (совместно со школьниками) учебные конфликты, проблемы и находить пути их решения;организовывать конструктивную совместную деятельность, коллективные творческие дела, привлекать младших школьников к проведению мероприятий и поощрять их инициативы; y приобщать учащихся к искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения точки зрения других и т.д.Также коммуникативные навыки формируются в ходе экскурсий, совместных мероприятий с педагогом, детьми и родителями, в конкурсах, веселых стартах, проектной деятельности.
Этапы становления коммуникативных УУД:На примере формирования умения взаимодействия(со-трудничества) в группе.Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.Учащиеся под руководством учителя приобретают опыт совместной деятельности на уроках по разным предметам , признают значимость этого коммуникативного умения.2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.Организуется работа с понятием «учебное сотрудничество», способами его организации.3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.Учащиеся самостоятельно применяют открытый способ совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности, учатся рефлектировать свой коммуникативный опыт, уточнять и корректировать свои действия.4. Контроль.Уровень сформированности этого коммуникативного УУД контролирует учитель.
ВыводФормирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения!!!!!Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Используемая литература:1. Калашникова Н.Г. Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Барнаул, 2001.2. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М., 2005.3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.4. http://prosvpress.livejournal.com.