РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«КАК ПОМОЧЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ОБУЧЕНИИ?»
Цель: подвести родителей к осознанию важности развития познавательной сферы младших школьников.
Задача: обсудить трудности, которые возникают в процессе обучения, их причины; познакомить с результатами диагностики; предложить рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов.
Подготовка: диагностика сформированности познавательных процессов учеников вторых классов.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Введение.
Классный руководитель. Педагоги, психологи, родители стараются сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности мог достичь более высоких результатов. Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным?
Часто решение подобной проблемы усматривают в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, которое на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или иного материала обычно является следствием отрицательного отношения ребенка к обучению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных качеств. Поэтому в большинстве случаев дополнительные занятия являются малоэффективными, поскольку они направлены на устранения следствий, а не причин.
Причины недостаточной успешности в обучении могут быть разнообразнейшими и у каждого ребенка своими. Выявление этих причин дело сложное и кропотливое, но, если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его обучение радостным, подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступеньке обучения, необходимо выявить реальные причины, которые вызывают те или другие осложнения, мешают ребенку хорошо учиться. Сегодня мы попробуем эти причины выявить.
2. Работа в группах.
Психолог. Попробуйте назвать основные трудности в обучении Вашего ребенка.
Родители (например). Не могут подобрать проверочные слова в упражнениях на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Психолог. На языке психологии эта проблема звучит так: у ребенка низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас.
Родители. Пропускают буквы в письменных роботах.
Психолог. Возможные психологические причины низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания: несформированность приемов самоконтроля.
Родители. Возникают проблемы с решением задач разными способами.
Психолог. Это свидетельствует о низком общем уровне развития интеллекта; несформированности умения ориентироваться на систему знаков; низкий уровень развития образного мышления.
Родители. Возникают проблемы с пересказом текста.
Психолог. Причинами этого могут быть несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.
Родители. Не понимают сути задачи.
Психолог. Возможно, у Вашего ребенка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Родители. Ошибаются во время решения примеров, задач на сложение, умножение.
Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень произвольности: несформированность приемов учебной деятельности.
Примечание. Такой практикум помогает родителям из школьных проблем ученика, которые они наблюдают ежедневно, выделить психологические проблемы.
3. Результаты диагностики.
Классный руководитель. В течение месяца психолог исследовал, насколько сформированы процессы познания у наших детей. Изучал общий уровень умственного развития, а именно: общий запас знаний школьников; умение выделять существенные признаки предметов и явлений, отделять их от несущественных; умение устанавливать логические связи между понятиями; сформированность приемов логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности произвольного внимания; основной тип памяти.
(Результаты диагностики выдаются родителям каждого ученика класса.)
После выводов приведены рекомендации по работе с Вашим ребенком.
Общие рекомендации могут быть такими.
Необходимо обратить внимание на развитие таких умственных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установка отношений между понятиями.
Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется особое внимание уделять чтению, чаще использовать в устной речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им объяснение, многократно повторять, по необходимости вместе с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
Использовать популярную развивающую литературу для занятий с детьми; различные игры и упражнения; вместе с детьми участвовать в различных детских праздниках, традиционных семейных праздниках, общих занятиях и т. д.
Практикум для родителей
Психолог предлагает несколько игр для проведения на родительском собрании.
Родители распределяются на две команды.
1) Игра на распределение внимания.
Перед присутствующими таблица, в которой произвольно размещены числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, 15 из них пропущены. Участникам игры необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск осуществляют лишь глазами). Числа, которых Вы не найдете в таблице, необходимо записать на доске.
33
8
26
11
5
17
25
14
3
32
4
19
35
23
13
21
38
40
31
9
12
29
1
27
24
Ответ: 2, 6, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 22, 28, 30, 34, 36, 37, 39.
2) Игра на развитие способности анализировать значение слов, умение обобщать.
Оборудование: мяч.
Назвать одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросают взрослым то одной, то другой команды)
Рояль скрипка (музыкальные инструменты).
Веник лопата (орудия труда).
Сковородка кастрюля (посуда).
Телевизор магнитофон (бытовая техника).
Гимназия университет (учебные заведения).
Математика химия (наука).
Австралия Африка (части света).
Сказка пословица (устное народное творчество)
Цунами торнадо (стихийное бедствие).
Доброжелательность мужество (черты характера).
Черенок листок (части растения).
Ночь утро (время дня).
Разность частное (математические действия, результаты математических действий).
3) Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объема
внимания.
Внимательно рассмотрите все вокруг, попробуйте запомнить каждую мелочь.
От каждой команды выходит один представитель, и они вместе покидают класс на 2 минуты. В классе в настоящее время происходят незначительные изменения (не более пяти изменений). Игроки, которые выходили, должны назвать эти изменения.
Психолог рассказывает родителям о других играх на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающей среде, на развитие логического мышления, анализа и синтеза явлений; дает список рекомендованной литературы и на последок рекомендует родителям обязательно поддерживать своих детей в обучении и помогать им, одобрительно относиться даже к незначительным их успехам и достижениям, помогать детям взрослеть, постепенно передавая ответственность за любое дело. Психолог призывает родителей не бояться лишний раз продемонстрировать свою любовь сыну или дочери это лишь укрепит веру ребенка в собственные силы и возможности и поможет в различных сложных жизненных ситуациях.
4. Рефлексия.