Построение индивидуальной траектории образования личности
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие «индивидуальная траектория образования личности» появилось сравнительно недавно, хотя идея не только бесплодно витала в педагогическом воздухе, но и применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях. Цель построения индивидуальных образовательных траекторий в учреждении общего среднего образования состоит в освоении одаренными учащимися имеющегося спектра социально-средовых условий для максимально полного раскрытия заложенного природой потенциала.
Традиционная модель организации образовательного процесса перестает отвечать потребностям развития детской и подростковой одаренности, поскольку репродуктивное освоение учебного материала, на которое она ориентирована, приводит к затормаживанию и деградации как творческих, так и общих способностей учащихся, соответственно, и их одаренности.
Современные педагоги ищут новый алгоритм деятельности по созданию необходимых педагогических условий становления готовности ученика к проектированию индивидуальной образовательной траектории как средству развития одаренности.
В основе построения индивидуальной образовательной траектории лежат четыре важнейших процесса: прогнозирование, проектирование, конструирование и оценка эффективности реализации.
Реализация индивидуальной образовательной траектории осуществляется поэтапно:
1. Создание интеллектуального образовательного пространства в учреждении образования, удовлетворяющего запросы учащихся в выборе социокультурных практик.
2. Активизация познавательной и преобразовательной активности учащегося (мотивация к индивидуальной образовательной деятельности).
3. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей, профессиональных задатков и склонностей (диагностический этап). По результатам работы составляется Карта индивидуального психологического развития ребенка.
4. Разработка индивидуального образовательного маршрута и технологий его реализации.
5. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории одаренного обучающегося (степень сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций; успешность профессионального самоопределения.).
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Основой индивидуального образовательного маршрута является самоопределение учащегося.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.
Наиболее эффективно продвижение в индивидуальном образовательном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям:
линия личностного роста,
линия знаний (образовательная);
линия профессионального самоопределения.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:
1.Степень усвоения обучающимися предшествующего материала.
2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.
5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Структура индивидуального образовательного маршрута включает целевой, содержательный, технологический, организационно-педагогический, результативный компоненты.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для учащегося, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - Как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть 824865326390представлены простыми геометрическими линиями.
Линейная – принцип построения - от простого к сложному.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2).
В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Такой тип структуры может быть использован для учащихся младших классов.
Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия (Рис.3). При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Разработка индивидуального образовательного маршрута проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
этап – диагностика уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций одаренных учащихся;
этап целеполагания и определения первостепенных задач;
Каждый учащийся выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной, рисуночной, тезисной форме) и выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала).
Исходя из результатов диагностики и выбора обучающимся темы, педагог совместно с обучающимся и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты ребёнка могут поменяться.
3 этап определения срока реализации ИОМ;
В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. В сельской школе, где нет возможности посещать учреждения дополнительного образования, необходимо четко планировать возможность дополнительных занятий не в ущерб базовой программе.
Этот этап может оказаться довольно сложным, так как подавляющее большинство учащихся не отказываются от традиционной формы обучения и ИОМ осуществляется параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах.
4 этап – Программирование индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам.
Учащийся с помощью педагога и родителей выступает в роли организатора своего образования: формулировка цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки деятельности. Создается индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема, раздел, курс).
5 этап – Реализация индивидуальной и общей образовательных программ.
Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учащихся и общей образовательной программы. Реализация намеченной программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа работы, рецензировать, оценить деятельность учащегося.
6 этап – Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным облучающимся других специалистов.
7 этап – Демонстрация личных образовательных продуктов учащимися и коллективное их обсуждение. Педагог демонстрирует идеальные «продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены учащимися в собственной деятельности. Способы демонстрации результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.
8 этап – Рефлексивно-оценочный этап.
Выявление индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности, фиксирование видов и способов деятельности. Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями образовательной деятельности ребенка.
Каждый учащийся оценивает свою деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной деятельности.
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком. Можно проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности. Самооценку воспитанник может провести по диагностическим опросникам самоанализа, в ходе беседы, при обсуждении итогов. Возможно использование следующих примерных вопросов:
- Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел добиться)
- Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что я должен сделать)
- Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения цели)
- Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать)
Наибольшую сложность для учащихся представляет развитие их оценочной компетентности. Необходимо добиться того, чтобы учащиеся сами становились в позицию экспертов собственной проектной деятельности и осмысливали процедуры экспертизы как важное средство управления своим индивидуальным образовательным маршрутом.
Предмет экспертизы не должен исчерпываться конечным продуктом их проектной деятельности. Ребенку в процессе самоэкспертизы необходимо оценить все приращения в формировании компетенций:
в получении и критическом осмыслении новых знаний;
в работе с разнообразными источниками информации;
в сотрудничестве с партнерами; в организации своего рабочего пространства и времени; в оценке полученных результатов;
в понимании смысла состоявшегося проекта как значимого события.