Построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Построение индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Педагог МАОУ ДОД ЦРТДиЮ Лобова Т.П.
г Нефтекамск РБ
Подростки часто задают педагогам и психологам вопрос: «Кем быть?» и ждут на него ответа. Проблема выбора профессии является не простым испытанием для учеников и их родителей. Многим впервые нужно сделать серьезный шаг, от которого будет зависеть, как они подготовятся к сдаче ЕГЭ и каковы будут перспективы их образования. Реализуя дополнительное образование, мы имеем возможность реализовать личностно-ориентированный учебный процесс. Появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию ученика, а строить ее можно на основе реальных запросов и возможностей учеников. За последние 15 лет о понятии траектории образования было сказано в Законе РФ «Об образовании» в первом чтении. Там же говорится, что индивидуальная образовательная траектория – это составляющая часть образовательного маршрута. С одной стороны, это индивидуальное продвижение ученика, с другой, результат взаимодействия ученика с окружающей средой. По определению члена-корреспондента РАО, д.п.н. А.В. Хуторского, «индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Нами проводился педагогический эксперимент: «Организация и тьюторское сопровождение индивидуальной траектории ученика с применением дистанционного обучения». Поскольку важной задачей школы и учреждений дополнительного образования является формирование у школьников готовности к постоянному самообразованию в течение всей жизни, способности жить и работать в информационном обществе, отсюда и идея эксперимента – организация индивидуальной образовательной траектории ученика через сетевое обучение. Это поможет готовить его к ЕГЭ и формировать личностное содержание образования. Для этого школьнику нужно научиться работать дистанционно, а педагогу – организовывать тьюторское сопровождение ученика, отслеживать и оценивать его образовательные продвижения. Экспериментальная работа велась под руководством кандидата педагогических наук Кулешовой Галины Михайловны. Целью эксперимента было – создание условий для вхождения ученика в открытое образовательное пространство, выявление личностных качеств ученика и создание условий для реализации ИОТ ученика в очном и дистанционном обучении. Были определены задачи эксперимента:
- осуществить диагностику уровня развития личностных качеств экспериментальной группы учеников, которые необходимы для построения ИОТ;
- осуществить базовую подготовку экспериментальной группы учащихся и педагогов;
- внедрить элементы технологии продуктивного дистанционного обучения в образовательный процесс;
- использовать возможности сети Интернет;
- проанализировать динамику образовательных достижений учащихся;
- обобщить материалы работы.
А гипотеза эксперимента в том, что если учитель является тьютором, применяет технологию организации ИОТ ученика, осуществляет педагогическое сопровождение с использованием Интернет в дистанционном обучении, то происходит эффективное качественное изменение и уровня обученности, и личностных качеств учащихся, реализуется их творческий потенциал. Для эксперимента набрали группу учителей (11 человек) и группу старшеклассников (11 человек), это обучающиеся 9 и 10 классов. Образовались пары ученик-тьютор; причем ученики выбрали учителей, чей предмет им нужен и интересен. Обучение велось очно и дистанционно. Смешанное обучение и есть та система, в которой компоненты очного и дистанционного учебного процесса гармонично взаимодействуют. При условии, если это взаимодействие методически грамотно организовано, его результатом является высокий уровень развития учащихся. Это не просто использование ИКТ в самостоятельной работе учеников, это единый процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности проходит под непосредственным руководством учителя, а часть работы учеников выносится на дистанционную форму в виде самостоятельной работы индивидуально или совместно с другими учителями и учениками в малой группе. Тьютор может осуществлять при этом консультацию. Изначально группы учащихся и учителей работали вместе очно в компьютерном кабинете. Было много непонятного и нового (новые термины; слабое владение средствами телекоммуникаций и Интернет; незнание, что такое форум и как в нем работать; отсутствие навыков составления индивидуальной образовательной программы; слабое умение учителя применить полученные знания на практике, отследить рост и развитие ученика). Участники экспериментальной группы занимались построением индивидуальной образовательной траектории. Для этого нужно было ответить на вопросы:
1. Какие изменения в личностно-деятельных и когнитивных качествах могут произойти в ученике?
2. Какие цели можно ставить этому ребенку и как их достичь?
3. Как организовать работу и инициировать ее?
Позднее была составлена экспериментальная образовательная программа; индивидуальная программа учителя и индивидуальная программа ученика. Основным элементом организации индивидуальной образовательной траектории ученика является индивидуальная образовательная программа (ИОП).Поскольку учеников, прежде всего, интересовала практическая значимость эксперимента, составляя собственную программу, они ставили перед собой конкретный вопрос: «Чему и зачем я намерен учиться?» При создании собственной программы, школьники поняли необходимость формирования самодисциплины и воли, умения ставить реальные цели и добиваться их выполнения, имея при этом определенную свободу выбора.
Что должен делать педагог-тьютор при составлении индивидуальной программы?
1. Помочь ученику научиться выходить за пределы базовой школьной программы; вести дистанционное обучение с помощью компьютерной сети; научить пользоваться дополнительной литературой через библиотеки Интернет; принимать участие в дистанционных олимпиадах и т.д.
2. Развивать личностные качества ученика: коммуникативность, толерантность, самодисциплину, умение самопрезентации, умение вести диалог, убедительно говорить и т.д.
3. Сопровождать весь процесс построения учеником ИОП (начиная от первичного познавательного интереса к углублению его за счет выполнения творческой работы).
4. Корректировать по необходимости цели и ход работы.
Особенность обучения школьников конструированию ИОП в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению таких программ; затем они представляют их, защищают в качестве творческой работы. Элементы данной методики таковы:
1. целеполагание учеников;
2. планирование и выполнение планов;
3. рефлексия и самооценка деятельности.
Работу можно проводить как с группой воспитанников, так и индивидуально.
Использованные алгоритмы деятельности по организации ИОТ ученика были освоены и в работе с группой учащихся (одаренные дети).
1.Кто хочет знать больше? Мы!
2. Разработка учащимися индивидуальных образовательных программ по английскому языку .
3.Консультации учителя, корректировка программ.
4.Подведение итогов: обсуждение книг, фильмов, телевизионных передач, информации из Интернета, рисунков. Рефлексия.
5. Общественный смотр знаний с приглашением родителей (театрализованное представление ). Ребята из группы проявили организаторские способности: написали сценарии , пригласили ребят из других групп, репетировали, задействовали родителей для изготовления костюмов и реквизита, т.е. выступили в качестве режиссеров и актеров.
6.Воспитанница Акмалтдинова Рузанна (9 класс) приняла участие во Всероссийской научно- практической конференции учащихся и студентов (апрель 2014года).
7. .Воспитанницы: Акмалтдинова Рузанна (9 класс) и Назарова Ирина (3класс) стали победителями научно- практической конференции МАОУ ДОД ЦРТДиЮ (2014 год)
Создание ИОТ – это большая работа учителя и ученика, где много нужно работать индивидуально. Повышается ответственность учителя за качество работы. Ученик должен много работать самостоятельно, а наши дети зачастую к этому не готовы. Но есть и огромный плюс в этой работе – больше и ближе узнавая учеников, мы можем лучше им помочь. Что дало учащимся и учителям участие в экспериментальной работе? Появилась возможность добиться для каждого учащегося лучших условий для формирования необходимых навыков и умений, ориентируясь на собственные возможности, время и усердие. В результате такой работы формируются:
- умение самостоятельно планировать работу, организовывать ее, ориентируясь на конечный результат;
- умение принимать решения, делать выбор и нести за них ответственность;
- умение работать в информационном пространстве, отбирая информацию в соответствии с темой;
- навык аналитической деятельности, презентации своих работ;
- навык рефлексии, самообразования.
Для каждого педагога – повышение профессионализма (овладение основами тьюторских компетенций, умение работать на компьютере, в сети Интернет, овладение умением мотивировать учащихся, повышение собственной самооценки и т.д.). Практическую значимость этой работы мы видим в том, что учителя овладели умением организовывать тьюторское сопровождение учеников, через индивидуальные занятия по предметам, совершенствование умения учителя работать со слабыми и сильными учащимися, с одаренными детьми. Общение в режиме «тьютор- ученик» дает возможность повысить самооценку и учителя, и ученика, развить умение видеть и исправлять свои ошибки, сделать труд познания и обучения радостным.
В заключении можно сказать, что применение такой модели обучения ведет к более качественному образованию и развитию творческого потенциала учеников, позволяет обеспечить действительно индивидуальную траекторию обучения каждому ученику, что на практике соответствует принципу личностно-ориентированного обучения.
15