Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)


Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) Одна из основных целей среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС состоит в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию Умение учиться:- способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта - совокупность универсальных учебных действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений;- способность определять недостаточность своих знаний (Что не знаю?) и способы ее преодоления (Как узнать?) В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Проблемы Как обучать через деятельность? Как формировать, развивать и диагностировать УУД?Какие применять приемы и технологии освоения новых видов учебной деятельности (например, преобразование лабораторной работы в исследование, освоение метода познания до уровня постановки цели исследования)?Как реализовать метапредметный подход? «Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы,2) учебную цель, 3) учебную задачу,4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Главной целью обучения младших школьников является формирование элементарных навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет). В средней и старшей школе эта деятельность развивается как поисково-исследовательская, учебно-продуктивная, в которой результатом является авторская работа. Само-оценка Проект выхода из затруднения и его реали-зация Само-контроль Пробноедействие Мотивация «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век Структура учебной деятельности Затруднение Этапы формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) Освоение деятельности и усвоение обеспечивающих ее знаний будет успешным, если обучаемый последовательно пройдет 5 этапов: Педагогическое проектирование урока заключается в разработке системы взаимодействия учителя и обучающихся, направленной на освоение учебного материала в деятельностной форме в соответствии с требованиями государственных стандартов.Этапы:моделирование (мысленное определение основных параметров);собственно проектирование (определение целей, задач, объема содержания, форм, методов, приемов деятельности, оборудования);конструирование (итоговое текстовое оформление, дидактическое обеспечение) Уроки деятельностной направленности 1. Урок открытия нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.2. Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.3. Урок обобщения и систематизации.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Структура урока открытия новых знаний Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)Реализация построенного проекта (5-8 мин.)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.) Базовая модель системно-деятельностного урока (открытия нового знания) Мотивация (осознанное вхождение учащегося в деятельность по «открытию» нового универсального знания:«надо»;«хочу»; «могу»;самоопределение (Л); смыслообразование (Л);– целеполагание (Р);).Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие – фиксация затруднения – причина затруднения – цель деятельности; – анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);)Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон:описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р); познавательная инициатива (Р);)Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);)Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);)Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П, Р) Алгоритм проектирования урока ОНЗ 1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся.2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на этом уроке.3. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания.4. Смоделировать задание для пробного действия.5. Продумать типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.7. Сформулировать цель построения проекта и его результат.8. Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план построения проекта). 9. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.10. Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения.11. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.12. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы.13. Составить текст самостоятельной работы и эталон для самопроверки.14. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа15. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.16. Составить план-конспект урока, проанализировать его, внести коррективы. Структура урока  рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;2) этап актуализации и пробного учебного действия;3) этап локализации индивидуальных затруднений;4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;5) этап реализации построенного проекта;6) этап обобщения затруднений во внешней речи;7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;8) этап включения в систему знаний и повторения;9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Структура урока  развивающего контроля  1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;2) этап актуализации и пробного учебного действия;3) этап локализации индивидульных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;5) этап реализации построенного проекта;6) этап обобщения затруднений во внешней речи;7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;8) этап решения заданий творческого уровня;9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия. Литература Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам / Под редакцией Л.Г. Петерсон. – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2010. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход). - Ростов н/Д., 2006.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: "Эгвес", 2004.Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — ВВ. Давыдова). М.: Гардарики, 2002.Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006.Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. Материалы сайта http://www.standart.edu.ru/.