ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: «Планеты солнечной системы» 4 класс


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира,
проведенного 18.05.2016 г. в 4 классе
в рамках учебной практики
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Дробноход Анастасией Олеговной

Учитель: Дубовцова А. В.
Методист: Дорошенко А.А.
_____________________
(подпись)
Зерноград
2016
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Планеты солнечной системы»
Класс: 4 класс
Цель:  Содержательная: расширить представление учащихся о солнечной системе, создать условия для осмысления причин смены на земле дня и ночи, и времен года.
Деятельностная: формирование у учащихся умений наблюдать, анализировать, сравнивать, объяснять явления окружающей действительности. .
Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:
Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе на уроке, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций во время диалога.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Способствовать овладению умением принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3. Способствовать выработке умения определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Создать условия для осознания целостности окружающего мира;
Продолжить освоение доступных способов изучения природы;
Развивать навыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: Учебник, тетрадь, ручка
Материалы для учителя: Учебник, презентация, кроссворд, карточка (звездочка) для рефлексии
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята, меня зову Анастасия Олеговна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов в открытии новых знаний.
Готовы ли вы к уроку?
Тогда вперед! Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
- Да! Личностное: смыслообразованиеЭтап актуализации пробного действия
Этап построения проекта выхода из затруднения
- Предлагаю сегодня отправиться нам в путешествие на космическом корабле по планетам солнечной системы. Сейчас нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.
З В Е З Д А А С Т Р О Н О М С П У Т Н И К
А С Т Р О Н О М И Я
С О Л Н Ц Е К О М Е Т А Вопросы к кроссворду:1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
2. Специалист по астрономии.
3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.
4. Наука о небесных телах.
5. Ближайшая от Земли звезда.
6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.
Как называется корабль, на котором мы отправимся в космос?
- А, чтобы узнать цель нашего путешествия нужно отгадать эту загадку:
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они...
-Что это?
- Что сейчас за время суток? А время года?
-А вы никогда не задумывались почему наступает день или ночь и другое время года?
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чего вы бы хотели достичь в ходе урока?
- Давайте закроем глаза, посчитаем до 10 в обратном порядке. И мы с вами отправимся на поиски новых знаний в космическое пространство.
Что нам пригодится, в нашем путешествие?
Ваши тетради – это бортовой журнал, а учебник – космический журнал.
Слушают учителя. Разгадывают кроссворд.
- Восток
Слушают загадку.
- Планеты солнечной системы
- День
- Весна
Произвольные ответы детей
Ставят цели урока.
- Подробнее узнать о солнечной системе.
- Узнать почему сменяется день и ночь.
-Найти причины смены времен года на земле.
- Дневник
- Учебник
- Тетрадь
- Рабочая тетрадь
-Знания о планетах
-Необходимо внимательно читать, слушать ответы одноклассников…
Познавательные: структурирование знаний;
синтез – составление целого из частей.
Регулятивные: целеполагание;
планирование;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Этап реализации построенного проекта. Откройте свои бортовые журналы и запишите тему урока.
Мы с вами находимся в космическом пространстве.
Давайте откроем космические журналы на стр. 9. Прочитаем и выполним предложенное задание.
А сейчас я предлагаю вспомнить о каждой планете солнечной системе.
-Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса.
- Какая она, наша планета?
- Сейчас среди нас есть группа ученых, которые поведают нам о планетах солнечной системы.
- О чем мы еще не поговорили? Давайте обратимся к нашему космическому журналу.
- А знаете ли вы, что такое «спутник» и «Луноход»?
Спутник — в небесной механике объект, вращающийся по определённой траектории (орбите) вокруг другого объекта.
Автоматические межпланетные станции – это беспилотные космические летательные аппараты, предназначенные для полетов к другим небесным телам с целью изучения Солнечной системы.
Луноход транспортное устройство, предназначенное для передвижения по поверхности Луны и управляемое по радио с Земли. Записывают тему урока.
Открывают учебники на стр. 9. Выполняют задание. Рассматривают схему на стр. 5
Смотрят на слайд.
- Земля имеет форму шара.
-Она голубая, из-за того, что на ней много воды.
(Подготовленные ученики выступают с сообщениями).
Рассказывают о планетах. Других их внимательно слушают.
Читают текст в учебнике.
- Мы не сказали еще о спутниках, автоматических межпланетных станциях и луноходах.
Предлагают свои варианты ответов.
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков;
Осознанное и произвольное построение высказывание в устной форме;
Умение работать со схемой;
Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля.
Мы с вами много сегодня вспомнили и хорошо потрудились. Отдохнуть нам поможет солнечная физкультминутка.
Стихотворение сопровождается движениями:
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними - Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Вот мы и прошли планетарный закон!
Выполнят физкультминутку. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону - Какие цели мы еще не достигли?
Посмотрите внимательно на рисунки в нашем космическом журнале на стр. 12.
- Что изображено на схеме?
- Что мы наблюдаем, когда Земля вращается вокруг своей оси?
- Молодцы, вы предположили разгадку первой тайну. А сейчас давайте попробуем найти ответ на вторую тайну. Вы уже отметили, что Земля вращается вокруг своей оси. Вокруг чего еще вращается наша планета?
- Как вы думаете, что происходит на земном шаре той части, которая ближе к Солнцу?
-А в той, которая дальше от Солнца?
Итак, отчего на земле сменяются времена года?
-Сделайте выводы и запишите их в бортовой журнал.
- Ребята, только что на мою космическую почту пришло видеообращение от Фиксиков, посмотрев которое мы с вами проверим правильно ли мы разгадали тайны.
– Внимание! Приготовиться к обратному полёту! Пристегнуть ремни! Ведём обратный отсчёт времени! Три, два, один, пуск! - Нам предстоит открыть еще две тайны: отчего на земле сменяется день и ночь и времена года.
Рассматривают рисунки на стр. 12.
- На схеме изображены Солнце и наша планета.
- Солнце освещает сначала одну часть Земли, а затем – другую. Так сменяется день и ночь.
-Вокруг солнца
- Там будет теплее, значит это будет лето.
- Там холоднее, поэтому там будет зима.
- Это происходит из-за наклона земной оси и из-за вращения Земли вокруг Солнца.
Записывают выводы.
Смотрят мультфильм. Сравнивают свои предположения.
Проверяют готовность к полёту, ведут обратный отсчёт времени вслух. Регулятивные: коррекция
Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков;
Подведение под понятие, выведение следствий;
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
Построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата
Этап включения в систему знаний и повторения Вот и закончилось наше путешествие по Солнечной системе. Вы сегодня показали очень хорошие знания о планетах, узнали много нового, интересного. Ответив на мои вопросы, мы выясним, как вы усвоили сегодняшнюю тему:
- Перечислите планеты Солнечной системы.
- Что является центром системы?
- Какая планета расположена ближе всех к солнцу?
- Какое место в Солнечной системе занимает Земля?
-Назовите планету, знаменитую своими кольцами.
- Назовите самую большую планету. - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- Солнце
- Меркурий
- Третье
- Сатурн
- Юпитер
Регулятивные: оценка
Этап рефлексии учебной деятельности. – Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы поставленной цели?
- Нарисуйте на звёздочках выражение лица, соответствующее вашему достижению поставленных целей.
- Предлагаю вам выполнить дома проектную работу задание 1 на стр. 15. Вы можете выполнять её индивидуально, в парах или группе. Затем мы организуем выставку ваших работ.
Анализируют свои результаты.
Записывают задания в дневники.
Регулятивные: оценка и саморегуляция