Рассуждение об оценивании: отметка или зачет?

Алексей Машковцев,
учитель физической культуры
АНО «Школа «премьер»,
г. Москва

Отметка или зачет?

В последнее время среди учителей физической культуры идут разговоры о предстоящем нововведении – безотметочном оценивании на уроке. Проще говоря, переход на так называемую зачетную систему. Хорошо это или плохо? Давайте попробуем разобраться. Что мы потеряем, если не будем выставлять отметки?
1. Тем самым мы можем лишить ученика радости «пятерки». Те радостные чувства, которые испытывают ученики от получения отличной отметки по физкультуре, могут уйти в прошлое. Вспомните, с каким упоением дети сообщают своим родителям о том, сколько «пятерок» они сегодня получили. К сожалению, при введении зачетной системы оценивания хорошими отметками по физкультуре дети родителей не порадуют.
2. Система оценивания без отметки лишает детей стимула выполнить упражнение лучше. Судите сами, зачем выполнять опорный прыжок с прямыми ногами, качественным приземлением, как требовал учитель, когда для получения зачета можно выполнить этот прыжок как-нибудь? И зачем стремиться улучшить качество? Ведь отметка-то лучше не станет.
3. А как быть с теми учениками, которые собираются поступать в те ВУЗы, где нужно сдавать физкультуру, причем на отметку, если наши дети сразу не будут приучены проявлять свои максимальные возможности в физических упражнениях? А таких ВУЗов довольно много. И как отреагируют в этих самых институтах на запись «зачет» напротив предмета «физическая культура»?
4. Все знают, что отношение администрации школы, учителей-предметников, родителей к физкультуре не самое благожелательное. В большинстве школ к физкультуре относятся как к второстепенному предмету, чему-то вроде разгрузки и даже развлечению. Как вы думаете, изменится ли в лучшую сторону их отношение к предмету после того, как у нас будет введена зачетная система? Представьте себе, физкультура – единственный предмет в школе без отметки. Это сразу позволяет сделать вывод, что этот предмет для изучения – неважный, раз за него даже отметки не ставят.
5. Для большинства учителей отметка на уроке является средством мотивации детей к изучению предмета. Способы управления детьми с помощью отметки учителями разработаны самые различные. Они хорошо помогают им в работе. Но при зачетной системе они практически не возможны. Учителям придется искать иные пути, чтобы пробудить интерес учащихся к своему предмету.
6. В последнее время у нас в стране практически исчезла семейная физическая культура. Родители современных детей практически не занимаются физическим воспитанием своих чад. Но все же есть такие, которые уделяют этому вопросу внимание, ходят на родительские собрания и интересуются успехами своих детей на физкультуре, в том числе и их отметками. Таким образом, отметка помогает развивать физкультуру в семье. Я полагаю, что при безотметочной системе оценивания родители будут бить тревогу только в одном случае – если их ребенку «светит» незачет по предмету.
7. И еще одно. При отсутствии отметок мы перестанем анализировать. Мы – это и учителя, и ученики, и даже родители. Мало кто из детей сможет вспомнить свои результаты в определенных тестах, но итоговые отметки по предмету в памяти остаются. И если ученик в шестом классе успевал на «3», в седьмом – на «4», а в восьмом уже стал отличником, то это позволяет сделать вывод о положительной динамике в его физическом развитии. Отметка за четверть позволяет ученику, учителю и родителям сделать вывод о качестве изучения тех или иных видов спорта. Ведь если в 1-й, 2-й и 4-й четвертях ученик успевает на «5», а в третьей, где в основном идет освоение техники лыжных ходов, – на «3», то вывод напрашивается сам собой. Надо больше времени уделить лыжной подготовке в семье, чаще ходить с ребенком в лес на лыжах, можно даже с друзьями и т. д. Утопия? Думаю, нет. Я согласен, что таких родителей немного, но с введением безотметочной системы оценивания мы «потеряем» даже их. К сожалению, современные родители все меньше уделяют внимания школьным проблемам своих детей, а сами дети не слишком охотно информируют родителей о своих успехах, особенно в подростковом возрасте. Еще раз подчеркну, что отсутствие отметки не будет способствовать столь нужному нам контакту с родителями.
8. Тысячи моих коллег годами привыкли оценивать учащихся по пятибалльной шкале. Изменить менталитет учителя будет очень трудно. Представьте, что 20–30, а то и больше лет учителя вырабатывали у учеников стремление к совершенству. Сейчас же в один миг предлагается все разрушить. Ломать – не строить. Однако не уверен, что сам переход к безотметочной системе оценивания пройдет безболезненно. На это уйдут годы. А за это время мы можем потерять целое поколение учеников. Так стоит ли нам переходить на зачетную систему?
Конечно, надо кардинально менять систему оценивания в школе, в том числе и по физкультуре. И у многих учителей есть опыт, свои наработки по этому вопросу. Почему бы нам не прислушаться к ним и не попробовать найти лучшее решение? Я думаю, что предлагаемый нам вариант с отказом отметки – не лучший. Может быть, он самый простой, но не значит хороший. Видимо, нас недостаточно хорошо научили оцениванию. Может, стоит научить учителей по-другому выстраивать оценку учащихся на уроке? Да, это сложнее, но ведь результат от этого не будет хуже.
И в заключение хочу сказать еще одно. По какой бы системе оценивания нам ни пришлось работать, главное – следовать принципу «Не навреди!». Все мы знаем, что оценка ученика может дать нам как положительный, так и отрицательный результат. Давайте же стремиться к тому, чтобы интерес детей к физкультуре не снижался. Ведь это в наших руках.
Заголовок 115