Доклад об оценивании по ФГОС
Доклад на тему:
«Система оценивания учащихся в условиях ФГОС (литература)»
Дьяченко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ
« Тучковская СОШ№3с УИОП»
Сентябрь 2015
Система оценивания учащихся в условиях ФГОС (литература)
Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
Обеспечить обратную связь;
Оценить степень достижения намеченных целей;
Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Система оценивания
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся
Функции оценивания:
обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
мощный мотив учебной деятельности учащихся;
изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.
Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
В первую очередь следует выделить следующие формы контрольно-оценочных действий учащихся:
-Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,метапредметных и личностных результатов)
- Использование планируемых результатов освоения основных образовательныхпрограмм в качестве содержательной и критериальной базы оценки
- Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - познавательных и учебно-практических задач
- Оценка динамики образовательных достижений учащихся
- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования
-Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария ипредставлению данных
-Использование накопительной системы оценивания, характеризующей
динамику индивидуальных образовательных достижений
-Использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д
Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями.
Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся
Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связыванных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения. Понимание « образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития.
Использование нестандартизированных средств при оценивании( при внутренних мониторингах) Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов
Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля
Ориентация на малодиагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал» Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания
Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС.
изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;
развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;
комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;
оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;
введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.
Проблемы существующей системы оценивания
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности – “краеугольного камня” здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);
затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);
является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);
часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, “отметочная” система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)
Виды оценивания:
- стартовая диагностика,
- текущее оценивание,
- итоговое оценивание
Стартовая диагностика
Проводится в 5-9 классах для определения
уровня остаточных знаний,
сформированных УУД,
организации коррекционной работы в зоне
«актуального развития».
Стартовая диагностика
Контрольные работы по предметам;
Диагностика сформированности УУД
Текущее оценивание включает в себя:
-процесс самооценивания учащимися своих достижений,
осуществляемый постоянно и систематически
-процесс оценки учителем результатов полученных в ходе наблюдений за
деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности выполнения
стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических работ
выполнения нестандартизированных работ- проекта ,творческих,
практических работ и т.д.
Самооценка- Виды контроля:
Ретроспективная - самооценка ученика предшествует
учительской оценке.
Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются
знания о собственном знании и не знании, о собственных
возможностях и ограничениях – являются две способности:
способность видеть себя со стороны, не считать свою точку
зрения единственно возможной; способность анализировать
собственные действия
Прогностическая оценка – оценивают себя с позиции
«Справлюсь ли я с решением?»
Варианты самооценки письменных работ (ретроспективная оценка):
- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы;
- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы;
«Оценочные суждения»
- справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал;
- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос,самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки,
не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д.;
- выполнил наиболее важные требования, знает основу,
понимает суть, однако не все учел, переставил местами
логические звенья и т.д.;
-выполнил все эти требования, осталось поработать вот
над этим…. Вместе посмотрим вот это….
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее
целесообразно применять для оценивания сформированности и
индивидуального прогресса в развитии:
навыков учения:
- Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).
- Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).
- Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).
- Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).
- Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов,
условий).
социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
-способность уважать других;
-умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
- способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
коммуникативных навыков:
- слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
- чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации);
- письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести
дневник).
Все проверочные (любые классные) работы имеют следующие этапы проведения:
- рассказ учителя о внешних критериях оценки(эталонах),
- выработка критериев,
- выполнение самой работы,
-оценка учащимися своей работы по заданным критериям,
-проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,
- соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,
- обнаружение расхождений в оценке.
Виды работ по литературе(темы сочинений и творческих работ:
- «Каковы, на мой взгляд, истоки и характер литературных исканий начала XX века?»;
-«Мое открытие о творческом преображении мира в художественной литературе начала XX века»;
- «Мне близка (//я опровергаю) позиция (-ю) писателей - сторонников революционного движения» (литература 1/3 XX века);
- Чем интересен мне и моим сверстникам роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
- Чем мне дорог роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?;
- Любимые страницы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
- «Вот что я хочу рассказать о направлениях философской мысли начала XX века»;
-«Особенности развития литературы и других видов искусства в конце XIX – начале XX века: мои заметки в конспекте урока»;
- Я до и после прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
- Мой Маяковский.
Годовые проверочные работы
-Целью годовых проверочных работ по предметам является оценка способности учащихся решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета.
- Также оценивается сформированность УУД на межпредметной основе:
Нестандартизированные виды оценивания
•Проекты
•Практические работы
•Творческие работы
•Исследовательские работы
•Портфолио
•Самооценка
•Самоанализ и т.д.
Итоговое оценивание
Список источников
Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся (презентация к мастер-классу)
Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М. : Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)
Шиян Д.В. Методы оценивания результатов обучения и достижения целей образовательной программы
Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003
Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007