Размышления об оценивании деятельности учащихся

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Должикова Ирина Юрьевна, учитель английского языка, МАОУ «СОШ№50»

Учебная компетенция – способность эффективно самостоятельно учиться, учить себя. Эта способность заключается в осознанной и самостоятельной постановке цели, выборе адекватных способов, рефлексивной самооценке и саморегуляции своей учебной деятельности.( Коряковцева 2002: 42)
В этой статье мы предлагаем некоторые приемы мониторинга, которыми мы пользуемся на уроках английского языка, формируя компетентную личность, которая умеет, знает где, когда и как применить полученные знания и может спрогнозировать свой конечный результат, что безусловно способствует быть успешным.
На этапе целеполагания учащиеся формулируют свою личную цель на

Рис.1 Целеполагание
уроке. Например, при изучении темы «модальные глаголы» в 8 классе учащимся было предложено обсудить, почему модальные глаголы играют важную роль в нашей жизни и что учащиеся знают об этих глаголах. После обмена мнениями учащиеся сформулировали цель своей деятельности на уроке:
Рис.2 Целеполагание Рис.3 Целеполагание
Далее учащиеся разрабатывают шаги своих действий для достижения поставленной цели


Рис2. Как достичь цели Рис2. Как достичь цели




Рис.3 Выбор домашнего задания Рис.3 Выбор домашнего задания

и выбирают тот объем домашнего задания, который соответствует их цели.
Отслеживая деятельность учащихся мы отмечаем, что при регулярном целеполагании, планировании и анализе своей деятельности повысился выбор творческих заданий и заданий, требующих более основательной подготовки.
На уроках мы вместе с учащимися вырабатываем критерии оценивания будущего продукта. Имея такие критерии на руках, учащиеся четко представляют то, что им следует сообщить, высказать или показать. Кроме того данные критерии помогают в развитии их самооценки с одной стороны и приобретении как положительного, так и отрицательного опыта при оценивании своих одноклассников с другой, что формирует критическое отношение к своей деятельности. Оценивая своих товарищей, учащиеся учатся анализировать, наблюдать и не повторять ошибки и неудачные решения. Например, при подготовке монологического высказывания по теме Robot friend в 10 классе были разработаны следующие критерии в соответствии с заданием и с учетом того учебного материала, который изучался на уроке.
Таблица1
Критерии монологического высказывания Robot friend
Opportunities Upper Intermediate
Module 5 Artificial Intelligence
Pupil 1
Pupil 1

Content -5 balls
Size is variable
Made of
Abilities
Reactions
Activities
Domestic chores
Accompanies owner
Is it intelligent?



·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Пользуясь данной таблицей, учащийся учится следовать инструкции, что немаловажно при выполнении экзаменационных заданий, решении тестов, логически выстраивать свое высказывание, владеть навыками поведения во время выступления перед аудиторией.
На уроках ан
·©°глийского языка учащиеся сталкиваются с такими заданиями как сочинение, эссе. Для успешного выполнения данных работ нами разрабатываются таблицы критериев в соответствии с заданиями, которые мы используем при оценивании результатов деятельности учащихся(набранные курсивом данные меняются в зависимости от задания).
Таблица 2
Критерии оценивания личного письма
Content
Organization
Vocabulary
Grammar
Mechanics
TOTAL

Address
Date
Greeting
Introduction (questions)
The place| the weather
What you are doing
The people in the group
Ending (an excuse to stop)
Signing off
Style (informal)
Total
Logical sequencing
Paragraphing
Linkers
Layout
Total



























Так как многие учащиеся нашей школы принимают активное участие в научно-практической конференции и создают свои собственные проекты по разным направлениям, нами была разработана таблица критериев защиты реферата/проекта. Данная таблица включает в себя 3 основные части: содержание реферата, устная защита и наличие необходимой наглядности. Так как таблица очень подробная по содержанию, мы приводим пример только одной части.
Таблица3
Устная защита.Критерии оценивания
УСТНАЯ ЗАЩИТА
БАЛЛЫ

4.Соблюдение коммуникативно-речевых норм построения текста выступления


приветствие
0-2

вступление
0-2

сообщение о причинах выбора темы
0-2

сообщение вопросов для детального изучения
0-2

краткое сообщение об используемых источниках
0-2

краткое сообщение о результатах работы по реферату
0-2

заключение
0-2

определение значимости работы
0-2

использование связок
0-2

элементы научного стиля речи
0-2

5.Языковая компетенция


словарный запас, соответствующий уровню обученности
0-2

грамматические структуры, соответствующие уровню обученности
0-2

отсутствие ошибок
0-2

высокий темп речи
0-2

правильное ударение в словах
0-2

6. Успешность публичной защиты


зрительный контакт с аудиторией
1

внешний вид (деловой стиль)
1

«язык» тела (позы, движение, выражение лица и пр.)
1

отсутствие нервозности
1

выделение голосом важных моментов
1

паузы для привлечения внимания
1

ясная и четкая речь
1

привлечение внимания к наглядности
1

использование заметок (карточки с ключевыми словами, фразами размером с ладонь)
1


Таким образом, в нашей системе мы используем разнообразные приемы мониторинга деятельности учащихся, которые способствуют успешности, развитию самооценки, создают условия, при которых ученики самостоятельно определяют свои цели и уровень их достижения, что соответствует задачам компетентностного подхода в обучении английскому языку.

Библиографический список
Н.Ф.Коряковцева. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.-М.:АРКТИ.2002










new story=8formРисунок 2new story=8form1 Заголовок 1ёђ Заголовок 915