Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе.
Актуальные проблемы преподавания физической культуры в школе.
ЛФК для профилактики сколиоза в группах здоровья в школе.
Сегодня перед обществом, а особенно перед школой стоит очень важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Это является одним из важнейших направлений внедряемых новых ФГОС.
Анализ состояния здоровья детского населения свидетельствует о росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.
В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования.
Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.
Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоления препятствий, выполнения двигательных действий с предметами.
Преподавание физической культуры в школе органически включено в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
Сколиоз и его влияние на организм
Сколиоз - стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.
Это прогрессирующее заболевание и при его проявлениях отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что приводит к болям в различных частях тела.
В литературных данных хорошо изучены изменения в дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системах при тяжелых формах сколиоза. Приводятся данные о наличии нарушений функции обменных процессов в миокарде недостаточной адаптации сердечно-сосудистой системы, к физическим нагрузкам, снижение физического развития увеличивается объем некоторых камер сердца.
Сколиоз может стать причиной очень многих серьезных заболеваний внутренних органов. Связано это с созданием неправильного положения органов на стороне искривления. Особенно часто страдают легкие, почки и кровоснабжение. После формирования сколиоза в организме человека могут произойти необратимые изменения в сердечнососудистой системе. После устранения сколиотических изменений позвоночника сердце в нормальное состояние уже не возвращается.
Виды и причины возникновения сколиоза
Сколиоз причисляется к деформациям периода роста. Он начинается и прогрессирует в юности, во время усиленного роста тела. Примерно в 80 % всех случаев причина возникновения искривлений неизвестна. Эти сколиозы называют идиопатическими, (что в переводе с греческого означает «неизвестной причины»). Идиопатический сколиоз возникает в основном в фазы ускоренного роста скелета.
Оставшиеся 20 % сколиозов возникают вследствие врожденных деформаций позвонков, как, к примеру, заболевания соединительных тканей; после травм и ампутаций вследствие несчастных случаев или операций по удалению злокачественных опухолей, у детей после операций на сердце или из-за выраженной разницы длины ног.
К приобретенным сколиозам относятся: ревматический, рахитический, паралитический и привычный, на почве привычной плохой осанки (часто его называют “школьным”, так как в этом возрасте он получает наибольшее выражение).
Так называемый «школьный» сколиоз –объясняется тем, что при продолжительном сидении ребенка, в особенности на неудобных скамьях, слабая мускулатура его утомляется, верхняя часть туловища опускается вперед, правое плечо поднимается, левая опущенная рука опирается локтем на бедро или, придерживая кистью край стола, покоится на согнутой верхней части живота. При этом позвоночник в области лопатки изгибается таким образом, что выпуклость его обращена вправо, а вогнутость влево , кроме того, позвонки поворачиваются около своей вертикальной оси в правую сторону. Это искривление выступает всего резче, когда вертикальное расстояние между сиденьем и доской стола очень велико, и таким образом ребенок вынужден во время письма приподнимать правую руку в плечевом суставе. Искривление позвоночника, помимо того, что безобразит фигуру, оказывает неблагоприятное влияние на общее состояние здоровья, ибо грудная клетка суживается, жизненная емкость легких уменьшается, дыхание ускоряется и делается более поверхностным, нарушается кровообращение, страдает питание организма. Важно, чтобы учитель и школьный врач обращали внимание на зачатки этой болезни, ибо только в начальном периоде она поддается исправлению. Что сколиоз есть продукт школы, доказывается редкостью его в дошкольном возрасте и частотой развития у школьников. У 225 из 300 сколиотиков, которых наблюдал Эйленбург, болезнь развилась между 7-м и 15-м годами жизни, причем 261 было женского пола и только 39 — мужского. Лесгафт нашел в средних мужских учебных заведениях 15—16 % детей с искривлениями позвоночника, а в женских — 30—35 %. Среди 5804 учеников народных школ, осмотренных воронежскими врачами в 1897 г., найдено 18,3 % сколиотиков: мальчиков 17,5 %, девочек 23,3 %. Школьный сколиоз, подобно близорукости, прогрессирует параллельно с годами обучения, как это видно из статистики Комба для школьников Лозанны: в 8 лет процент сколиоза у девочек 9,7 %, у мальчиков 7,8 %; в 10 лет — у девочек 21,8 %, у мальчиков 18,3 %; в 13 лет — у девочек 37,7 %, у мальчиков 26,3 %. Большинство наблюдателей отмечают преобладание правостороннего сколиоза над левосторонним , так, например, шведский ученый Кей на 751 искривление насчитал 691 правостороннее. Большая частота сколиоза у девочек объясняется более слабой мускулатурой их. В школах с плохой мебелью и недостаточным освещением Комб определил 28,2 % сколиоза против 18 % в относительно хорошо обставленных школах.
Научные работы доказали, что у 86% детей школьного возраст выявляются симптомы, которые указывают на наличие нарушений в позвоночнике. На протяжении жизни у одних эти симптомы исчезают, у других трансформируются в тяжёлые заболевания: сколиоз, кифоз, нарушение осанки
В современном мире проблема сколиоза встала очень остро. Пристальное внимание к нему объясняется тем, что при тяжелых формах данного заболевания возникают значительные нарушения в важнейших системах организма, приводящие к уменьшению продолжительности жизни трудоспособности и к инвалидности.
Величина давления на позвоночник
При любом виде сколиоза необходимо правильно оценивать величину давления на позвоночник и знать, какое положение для него наиболее благоприятно. Величину нагрузки на позвоночник, сжимающей два позвонка, в большой степени определяется положением тела. Наименьшей она бывает, когда тело находится в горизонтальном положении. При наклоне вперед из положения стоя общая нагрузка увеличивается в огромной степени. Давление между двумя позвонками возрастает, когда человек поднимает предмет, наклонившись вперед с выпрямленными ногами. В этом случае нагрузка на межпозвонковый диск составляет несколько сотен килограммов.
Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения, стоя):
Лежа на спине ....................... 25%
Лежа на боку ........................ 75%
Стоя ................................ 100%
Стоя, с наклоном вперед ............. 150%
Стоя, с наклоном вперед, в руках вес. 220%
Сидя ................................ 140%
Сидя с наклоном вперед .............. 185%
Сидя с наклоном вперед, в руках вес . 275%
Система оценки величины искривления позвоночника
Фактором, определяющим клиническую картину сколиоза, является величина искривления.
Применяют четырехстепенную систему оценки величины искривления позвоночника В.Д.Чаклина (1958):
I степень - искривления от 5 до 10°
II степень - искривления от 11 до 30°
III степень - искривления от 31 до 45°
IV степень - искривления более 45°
Лечебная физическая культура
Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений с лечебно-профилактическими целями.
Методика ЛФК определяется степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации.
Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и дрПри сколиозе противопоказаны упражнения, увеличивающие гибкость и ротацию позвоночника (повороты, наклоны, скручивания); упражнения, приводящие к перерастягиванию позвоночника (чистые висы) и увеличивающие компрессию позвонков (прыжки с высоты, работа с грузами в и. п. стоя). Бег, активные виды спорта, любые виды вытяжений (растяжек) и другие вредные упражнения способствуют получению повторных травм и увеличению сколиотической деформации. Наклоны назад строго запрещены из любой позиции, т.к. они увеличивают поясничный лордоз в случае гиперлордоза и уменьшают естественный грудной кифоз в случае плоской спины.
Аэробные нагрузки так же не предназначены для коррекции сколиоза
Осевая (вертикальная) нагрузка на позвоночник очень вредна, так как, у здорового человека с прямым позвоночником ударная нагрузка при прыжках и беге распределяется равномерно - по центру. А если позвоночник искривлен, то она распределяется неправильно и при этом снашивание идет быстрее.
Комплекс упражнений для больных прогрессирующим нестабильным неуравновешенным сколиозом.
Все упражнения лечебной физической культуры традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника.
В занятия лечебной гимнастикой включают общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, направленные на коррекцию патологической деформации позвоночника.
Все упражнения должны выполняться медленно, никаких рывков и, при возникновении боли, необходимо прекратить выполнение упражнения.
Между физическими упражнениями (через каждые 4-5 упражнений), необходимо делать дыхательные упражнения:
- в исходном положении на спине необходимо 3 раза, поднимая руки вверх сделать вдох, опуская сделать выдох.
Каждый раз, при изменении исходного положения, позвоночник необходимо разгрузить и подготовить к выполнению упражнений в другом положении.
Для этого используется самовытяжение в позе коррекции. Поза коррекции
подбирается специалистом и зависит от степени и вида искривления .Выполнение упражнений на боку так же зависит от степени и вида искривления, поэтому могут проводиться либо только на одном боку, либо на двух, либо могут быть исключены.
Для усиления работы мышц, в зависимости от физической подготовки, можно выполнять упражнения с гантелями и/или отягощениями.
При нестабильном сколиозе не желательна физическая нагрузка в вертикальном положении, т.к. это оказывает сильное влияние на гибкость позвоночника, способствуя дальнейшему искривлению, поэтому все упражнения комплекса выполняются в исходном положении лёжа.
Комплекс упражнений:
Упражнение Исходное положение Количество повторов Исходное положение Количество пУпражнение Исходное положение Количество повторов 1. Самовытяжение в позе коррекции Лёжа на спине в позе коррекции 5 Поясница прижата к полу; тянуться затылком, ладонями и ступнями в стороны. Удерживать на счёт 5
2. Приподнимание головы и рук Лёжа на спине, руки в стороны, ноги вместе. 5 Приподнять руки и голову и удержать на счёт 5.
3. Велосипед Лёжа на спине, руки за голову, локти прижаты к полу. 5 Имитировать езду на велосипеде на счёт 8
4. Круговые вращения руками вперёд Лёжа на спине, Руки вдоль тела, ноги на ширине плеч. 6 Выполнять круговые вращения вперёд на счёт 8
5. Прямые ножницы Лёжа на спине, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч 6 Выполнять движения ногами вверх-вниз на счёт 8
6. Удержание ног на весу Лёжа на спине, руки вдоль тела, ноги вместе. 5 На 1 - приподнять прямую ногу до угла 30 градусов, на 2 – присоединить к ней другую и удержать, на 7 опустить одну ногу, на 8 - другую
7. Подтягивание плечом к противоположной ноге Лёжа на спине, руки вдоль тела 5 Правая нога согнута в колене, стопа на полу. Стопу левой ноги положить на колено правой. Приподнять голову и плечи, потянуться правым плечом к левой ноге, удержать на счёт 4
8. Подтягивание плечом к противоположной ноге Лёжа на спине, руки вдоль тела 5 Левая нога согнута в колене, стопа на полу. Стопу правой ноги положить на колено левой. Приподнять голову и плечи, потянуться правым плечом к левой ноге, удержать на счёт 4
9. Поднятие корпуса в положение полусидяЛёжа на спине, руки вдоль тела, ноги вместе. 6 Поднять корпус в положение полусидя, руки вперёд и удержаться на счёт 6
10. Самовытяжение в позе коррекции Лёжа на животе в позе коррекции 5 Тянуться затылком, ладонями и ступнями в стороны на счёт 5
11. Плавательные движения стилем брас Лёжа на животе 5 На 1-вытянуть руки вперёд, на 2-занести назад, на 3-согнуть в локтях, на 4-вытянуть и опустить.
12.Вертикальные ножницы Лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, лежат под подбородком. 5 Попеременно поднимать ноги на счёт 6
13. Круговые вращения руками Лёжа на животе, руки в стороны, ноги на ширине плеч. 6 Делать круговые вращения руками назад на счёт 8
14. Приподнимание туловища Лёжа на животе 5 Развести руки в стороны и согнуть в локтях под углом 90градусов, ноги на ширине плеч. Приподнять корпус и руки, и удержаться на счёт 5
15. Приподнимание и удерживание ног Лёжа на левом боку, на согнутой руке лежит голова, противоположная рука согнута в локтевом суставе, кисть в упоре на уровне плеч, туловище и ноги расположены на одной прямой.
5 На 1-одну ногу поднять, на 2-присоединить к ней другую и удержаться, на 4-опустить обе ноги
16. Приподнимание и удерживание ног Лёжа на левом боку, «-» 5 Поднять левую ногу, удержать и опустить на счёт 4
17. Приподнимание и удерживание ног Лёжа на левом боку, «-» 5 Поднять обе ноги, удержать и опустить на счёт 4
18. Самовытяжение в позе коррекции Лёжа на спине 6 Поясница прижата к полу; тянуться затылком, ладонями и ступнями в стороны. Удерживать на счёт 5
19. Ножницы Лёжа на спине, руки за головой, локти прижать к полу. 5 Приподнять обе ноги и попеременно скрещивать на счёт 8
20. Давление в пол Лёжа на спине, руки в стороны, ноги на ширине плеч 4 Давить затылком ладонями и пятками в пол на счёт 5
21. Поднятие корпуса Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях 4 Правую ногу опустить на пол, левую положить на правую ногу. Медленно поднять голову и плечи, удержать на счёт 4
22. Поднятие корпуса Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях 4 Поменять ноги, «-»
23. Полу-мостик Лёжа на спине, ноги согнуть в коленях под углом 90 градусов 6 Приподнять таз вверх от пола, удержаться на счёт 5
24. Круговые вращения ногами внутрь Лёжа на спине, положить руки под голову, локти прижать к полу 3 . На 1-приподнять ноги, на 2-развести, делать круговые вращения ног внутрь, на 6 опустить
25. Круговые вращения ногами наружу Лёжа на спине, положить руки под голову, локти прижать к полу 3 На 1-приподнять ноги, на 2-развести, делать круговые вращения ног наружу, на 6 опустить
26. Приподнимание туловища под углом 30 градусов Лёжа на спине, согнуть ноги в коленях, стопы на полу, руки на поясе 6 Приподнять туловище и удержать его под углом 30 градусов на счёт 5
27. Приподнимание ног Лёжа на спине, руки в стороны, ноги вместе. 6 Приподнять обе ноги и удержать на счёт 5
28. Самовытяжение в позе коррекции Лёжа на животе 5 Тянуться затылком, ладонями и ступнями в стороны на счёт 6
29. Лодочка Лёжа на животе, Вытянуть руки вперёд, соединить в замок 5 Одновременно поднимать руки и ноги, удерживать на счёт 5
30. Давление руками в пол Лёжа на животе, руки в стороны, ноги на ширине плеч 4 Давить руками в пол на счёт 4
31. Удерживание корпуса Лёжа на животе, руки вытянуть вперёд, заключить в замок 5 На 1-подняться, на 2-положить руки на затылок, удержаться, на 6-опуститься на пол, вытянув руки вперёд
32. Разведение рук в стороны Лёжа на животе, руки вытянуты вперёд 6 Медленно отводить руки до горизонтального положения на счёт 4
33. Отведение рук назад Лёжа на животе, руки в стороны, ноги на ширине плеч 6 На 1-приподняться, отвести руки назад и удержаться на счёт 4
34. Удерживание ног Лёжа на животе, руки согнуты в локтях, лежат под подбородком 5 На 1-поднять ноги и удержать на счёт 5
35. Давление затылком на руки Лёжа на животе, руки согнуты в локтях и лежат на затылке 6 Приподнять туловище и давить руками на счёт 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сколиоз – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс все наиболее важные системы и органы человеческого организма. Он приносит вред тем, что, искривляя позвоночник, зажимает коммуникацию нервной системы, а при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или сдавленность внутренних органов.
При развитии сколиоза межпозвонковые диски, подвергаясь с одной стороны высокому давлению, а с другой низкому, сдвигаются, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела.
Обычно борьба со сколиозом растягивается на многие годы, требуя при этом ежедневных усилий. Но даже при своевременном и тщательном лечении остановить и зафиксировать искривление удается далеко не всегда. Сохранение или приобретение здоровья позвоночника требует времени и терпения, как и любая работа над собой.
Поэтому самое лучшее, что можно сделать для своего здоровья - это не допускать развития сколиоза и других изменений позвоночника. Необходимо постоянно следить за осанкой, соблюдать двигательный режим, заниматься ЛФК, следить за прогрессированием своей болезни и вести здоровый образ жизни.
Список использованной литературы
Котешева И.К. Сколиоз позвоночника. Лечение и профилактика .- М., «Эксмо-Пресс», 2004, 272с.
Маркс О. В. Ортопедическая диагностика М., «Наука и техника», 1978, 171-195с.
Путилова А.А., Лихварь А.Т. Сколиозная болезнь. - Киев: «Здоровье», 1975, 174 с.
Комплекс упражнений для больных прогрессирующим нестабильным неуравновешенным сколиозом