Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе.


Актуальные проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе.

“… то, что мы знаем – ограничено,
а то, что не знаем – бесконечно”.
Это мой девиз по жизни. Я – начинающий учитель английского языка. Преподаю в МАОУ СОШ №17 английский язык в начальных классах второй год. По специальности – учитель башкирского языка и литературы. В 2015 году окончила курсы профессиональной переподготовки по программе «Английский язык». Имея опыт работы учителем башкирского языка с русскоязычными детьми, переквалификация далась мне не сложно. Пришлось только подучить язык и вспомнить забытое.
Изучение иностранных языков достаточно сложно, но увлекательно. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Дети, приступая к изучению английского языка, ожидают что-то новое, интересное, необычное. Но, столкнувшись с первыми трудностями, интерес к английскому языку пропадает.
К сожалению, учителя тоже сталкиваются с определёнными трудностями в процессе обучения. Меня, как учителя английского языка, эти проблемы тоже не обошли стороной. Несмотря на большое количество литературы, на современно обустроенные кабинеты, дети испытывают сложности в процессе обучения английскому языку. В классе находятся совершенно разные ученики: у каждого школьника есть свои особенности характера, свои интересы, дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку, стеснительность, чрезмерная критика… Учет всех этих различий помогает подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль. Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явление, мне достаточно создавать атмосферу доброжелательности и доверия.
Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности конкретного ребенка. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Психологи утверждают, что усвоение теоретических знаний посредством учебной деятельности происходит тогда, когда она сочетается с другими видами деятельности – трудом, общественно-организаторскими делами, игрой. Для детей 7–10 лет таким видом деятельности, безусловно, является игра.
Активно используя игры на своих уроках, я хочу подчеркнуть следующее: не может быть игры ради игры. Она должна быть направлена, прежде всего, на развитие памяти, мышления, внимания, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком. Игр очень много, но мы используем только те, которые способствуют решению конкретных учебных задач и нравятся детям.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у младших школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игры на всех этапах обучения английскому языку, помогают решить эти проблемы. В зависимости от целей применения игр на уроке существуют следующие группы игр:
игры на формирование речевых навыков, («А ты?»Дети сидят на своих местах. Играют поочередно. Игру начинает учитель. Он говорит: “I like to run, and you?” При этом он передает ученику, к которому обращается «волшебную палочку». Тот в свою очередь говорит свою фразу и передает палочку своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.)ролевые игры; (При организации и проведении сюжетно-ролевой игры обязательно даём детям возможность выбрать самим себе роли, а при подведении итогов отмечаем даже самые незначительные их успехи, что повышает эффективность игры и делает её более привлекательной для детей (“В парке”, “В магазине”).игры для развития лексических, грамматических и фонетических умений и навыков; (Игра “Репортёр”. Цель: закрепить лексику: What is your name? Where do you live? How old are you? Where are you from? Игра “Живые картинки”. Цель: закрепить первые фразы на английском языке: Good morning. My name is … What is your name?)
контролирующие игры;( BINGO Заранее заготавливаются карточки на каждого ученика со словами на определенную тему либо ученики сами в тетради записывают 5-6 слов из изучаемой темы. Учитель называет слова по теме, названное слово нужно вычеркнуть. Тот, кто первый вычеркнет все слова, кричит «Bingo!» и становится победителем.
игры для развития мышления; игры для развития сообразительности; (Игра “Отгадай-ка”. Цель: научить воспринимать на слух небольшой текст с целью полного понимания содержания. (This is a girl. She is small. She has a red cap. Who is this?)игры для снятия напряжения.
Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.
Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала.
Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка.
В то же время ученики часто переносят особенности родного языка на изучаемый иностранный».
Основная проблема школьников начальных классов – неокончательная сформированность речевого механизма английского языка, поэтому речевой механизм русского языка часто подменяет или даже вытесняет его.
Определенную проблему в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится, вначале выполнять устно, а затем письменно.
Следующей по степени сложности является проблема инертности детей или, выражаясь иначе, проблема «расшевелить неподвижных, разговорить неразговорчивых». Думаю, у любого учителя почти в каждом классе имеется один или несколько детей, которые предпочитают остаться незамеченными. Произнести слово или, тем более, фразу – для этой категории учащихся равносильно подвигу. В этом случае на моих уроках продуктивными являются следующие приемы:
вовлечение ученика в любую коммуникативную деятельность, в том числе во внеклассную (диалог, полилог, инсценирование (с опорой), декламация стихотворений, пересказ текста по цепочке (с обязательным осмыслением произносимого), выполнение комплекса упражнений к продемонстрированному фильму);активное применение проектной технологии с обязательной защитой;
психологическая поддержка учащихся.
Во избежание затруднений при обучении устной речи, связанных с данной проблемой, дают положительный эффект следующие приемы:
ассоциативно-иллюстративный метод при ознакомлении с лексикой и первичном закреплении (обязательно следует задействовать три основных рецептора: зрительный, слуховой, тактильный);
неоднократное возвращение к трудно запоминающимся словам;
проведение диктанта для всего класса как закрепление лексики по теме (Предлагается большой связный текст с наличием новых слов. Здесь необходима установка на успех. Фиксируются только положительные результаты. Обязательна коллективная и индивидуальная (совместно с учителем) работа над ошибками. Наиболее типичные ошибки выносятся на доску.) Эта методика позволяет создать условия для развития самостоятельности, творческой активности, эмоциональной сферы учащихся, для воспитания личной и коллективной ответственности за порученную работу. Осуществляя работу над проектом, школьники учатся использовать полученные знания на практике, доводить дело до конца. Проектная методика позволяет привлечь к работе слабых учеников наравне с сильными, повысить интерес обучаемых к иностранному языку. Систематическое применение этой методики способствует укреплению мотивации, значительно повышает эффективность обучения.
Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться ещё на одном – пении. Песня стала естественным элементом урока и во II, и в III, и в IV классах. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несёт большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.
Для более эффектного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых используются элементы здоровьесберегающих технологий, что дает положительные результаты.
Каждый урок начинается с фонетической зарядки. Считалки, песенки, четверостишия направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя на урок. Важными элементами урока по-прежнему остаются и физкультминутка. В 3-4 классе в роли ведущего при проведении физкультминутки могут назначаться наиболее подготовленные ученики, что является дополнительным стимулом для тех, кто ещё не был в этой роли (ведущий должен хорошо знать текст рифмовки, порядок выполнения упражнений). Фонетическую гимнастику также стараемся разнообразить, а песни подбираем практически к каждой теме.
Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно и дружелюбно, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Обязательными элементами урока стали зарядки – релаксация. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
В заключении хотелось бы сказать, что в современном мире большое значение приобретает мастерство педагога. Не только опыт и знания, но и желание обогатить свои уроки новыми творческими приёмами работы, помогаю вырастить новое поколение, способное владеть иностранными языками так же, как и своим родным.
Список использованных источников
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. – М.: Наука, 1981. – 220с.
Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – №6. – с.3-6.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 399с.
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов, 3-е изд./ Г.В.Рогова – М.: Просвещение, 2000. – 232с.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112с.
Ариян М.А. Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // ИЯШ.- 2007-№1- с.3-11.
Иванова Е.П. Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка // АЯШ.-2004-№1(5). – с.32-39.
Шляхтова Г.Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка //ИЯШ.-2007-№2. – с.44-47.
Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку //ИЯШ.-2004 – №2. – с.66-68.