Урок по теме Построение таблиц истинности для логических выражений
План проведения занятия
по дисциплине информатика
Урок 9
Тема Построение таблиц истинности для логических выражений
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Вид учебного занятия: упражнение, разработка алгоритмов действий
Цели занятия: создать условия для формирования у кадет умений и навыков составления таблиц истинности для логических выражений
Задачи:
Обучающая: изучить последовательность действий построения таблиц истинности, сформировать умение применять алгоритм заполнения таблиц истинности, научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.
Развивающая: развивать регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД учащихся: логическое мышление и познавательный интерес к предмету, внимание, память, речь кадет.
Воспитывающая: воспитывать культуру общения, взаимопомощь кадет, формировать интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся, воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Материальное обеспечение:
интерактивная доска, класс IBM PC, контрольные вопросы, презентация, карточки с заданиями
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный, словесный, фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход занятия:
Этапы урока
Содержание
Время
I. Организация и постановка цели
Внешний вид, приветствие, определение отсутствующих, готовность класса и оборудования.
1 мин
II. Подготовка кадет к работе на уроке
Сообщение темы.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация знаний (примерный перечень КВ):
Что называется высказыванием? (Пример) ОТВЕТ: Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается
На какие виды делятся высказывания по своей структуре? (примеры) ОТВЕТ: Простые и сложные
Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? ОТВЕТ: Логические операции
На слайдах (2, 3, 4) представлены логические операции. Назовите их и дайте определение. ОТВЕТ: Дизъюнкция (сложение) Инверсия (отрицание)Конъюнкция (умножение
5. Придумать составное высказывание с логическими связками:
1 ряд – инверсия2 ряд – дизъюнкция3 ряд – конъюнкция
6. Запишите формулы для следующих суждений:
*«Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит». * «Коля занял не первое и не последнее место». *«Я поеду летом на море или на дачу». * «Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со словом». *«Рыбу ловят сачком или ловят крючком, или мухой
приманивают, или червячком».
ОТВЕТ: F= A/\B/\C
F= ¬A/\¬BF=A\/BF=A/\BF=A\/B\/C\/D
7
III. Изучение нового материала
Алгоритм составления таблиц истинности:
Необходимо определить количество строк в таблице истинности.
количество строк = 2n+1, где n – количество логических переменных
Необходимо определить количество столбцов в таблице истинности, которое равно количеству логических переменных плюс количество логических операций.
Необходимо построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (скобки, не, и, или);
Заполнить столбцы входных переменных наборами значений
Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.
III. Упражнения по совершенствованию и закреплению знаний и умений
Выполнение письменных заданий, например,
Заполните таблицу истинности для логического выражения: А/\(А\/В).
13 EMBED PBrush 1415
12 мин
IV. Самостоятельная работа кадет по совершенствованию и приобретению знаний, умений и навыков
Самостоятельная работа
1. Работа по карточкам в парах. Кто быстрее заполнит таблицу истинности для составного высказывания:F = (AvB)/\(¬Av¬B)
2. Индивидуальные задания разного уровня сложности распечатаны на листах разного цвета (красный – простой уровень, желтый – средний, зеленый – сложный). Кадеты сами выбирают задания.
Заполните таблицу истинности для логического выражения: А/\В\/¬А/\В
Заполните таблицу истинности для логического выражения: (А\/В)/\(¬А\/В)
Постройте таблицу истинности для логического выражения: ¬(А/\В)
Постройте таблицу истинности для логического выражения: ¬(А\/В)
Заполните таблицу истинности для логического выражения: В/\(А\/В\/С).
А
В
С
А\/В
А\/В\/С
В/\(А\/В\/С)
F. Постройте таблицу истинности для логического выражения: ¬(А/\В\/С)
20
V. Заключительная часть
Подвести итоги, отметить наиболее отличившихся кадет.
Задание на с/п: §1.3 №7, 8
Рефлексия
«На уроке я узнал»
«Мне понравилось»
« Не получилось»
«Полученные знания мне пригодятся »
5 мин
Root Entry