Методическая разработка по экологической акции Мои пернатые друзья
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сявский Центр Детского Творчества»
Нижегородская область, городской округ город Шахунья, п. Сява.
Экологическая акция
«Мои пернатые друзья»
Разработала:
методист МБУ ДО Сявского ЦДТ Гуляева Ольга Сергеевна
Стаж работы 2 года
2016 год
Пояснительная записка.
Недавно, гуляя по парку, я увидела, как дети из школы – интерната VIII вида безжалостно издевались над воробьем с поврежденным крылом. Тогда я задумалась: «Откуда же в них взялось столько агрессии и ненависти к бедной птице, а ведь они еще дети, которым и десяти лет не исполнилось?» Ответ нашелся сам собой. Эти дети предоставлены самим себе. Дома не видят ни ласки, ни любви, ни теплоты. Им просто некому объяснить, что птицы – это живые существа, которые являются частью природы и приносят немалую пользу как окружающему миру, так и людям. В них некому воспитать чувство сострадания и ответственности по отношению к животным, птицам, растениям. Но эти дети наше будущее и мы не должны закрывать глаза и отворачиваться от них. Мы – педагоги, учителя, воспитатели – должны возложить эти обязанности на себя. Именно мы должны привить в них любовь к братьям нашим меньшим.
Так и появилась идея провести экологическую акцию «Мои пернатые друзья», где дети из интерната будут не просто пассивными наблюдателями, а активными ее участниками и организаторами. Ведь если их заинтересовать, поручив им важное и ответственное дело, а потом еще и показать результат (кормушки для птиц, которые они изготовили собственными руками, развешанные по поселку), то наверняка и отношение их к птицам измениться, и они в них точно увидят своих маленьких пернатых друзей.
Цели и задачи.
Цель: привить учащимся школы – интерната VIII вида любовь к птицам, посредством вовлечения их в участие в экологической акции.
Задачи:
- развить у учащихся способность сочувствовать и сопереживать нашим пернатым друзьям;
- обогатить их знания о птицах нашей Родины;
- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей;
- привлечь к проблеме подкормки птиц зимой жителей поселка.
Возраст участников.
Экологическая акция «Мои пернатые друзья» проводится для детей в возрасте 8 – 10 лет.
Предварительная работа.
Для того чтобы заинтересовать детей данным мероприятием, среди детей начальных классов Сявской коррекционной школы – интернат был проведен конкурс рисунков «Домик для птички». Из полученных рисунков была организована выставка.
Для отслеживания результатов акции и проведения мониторинга была разработана анкета, которую учащиеся заполняли до и после проведения акции. Анкета прилагается в приложении.
Была проведена работа по поиску социальных партнеров. В результате Сявская детская библиотека организовала выставку книг «Птички – симпатички», Сявская поселковая библиотека организовала открытый кинозал, где демонстрировался видеоролик «Птицы зимой», депутат городского округа город Шахунья Архипов Сергей Александрович выделил средства на закупку семян для изготовления экологических кормушек.
Ход мероприятия.
Экологическая акция «Мои пернатые друзья» проходит в три этапа и длится на протяжении трех дней.
Первый этап – ознакомительный.
Цель: Сформировать у детей представление об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Задачи:
- расширить и пополнить знания о зимующих птицах;
- вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю пору;
- научить правильно подкармливать птиц зимой.
Оборудование.
Ноутбук, мультимедийный проигрыватель, экран, аудиозапись с голосами птиц.
Место проведения.
Первый уровень экологической акции проходит в кружково – библиотечном комплексе МБУ ДО «Сявского Центра Детского Творчества».
Оформление.
В детской библиотеке организована выставка книг «Птички – симпатички». В холле расположена выставка детских рисунков «Домик для птички». В кабинете установлен мультимедийный проигрыватель для просмотра презентации (презентация прилагается).
Ход мероприятия.
В холле учащихся встречает работник детской библиотеки и приглашает посетить выставку книг «Птички – симпатички».
Библиотекарь: добрый день, дорогие друзья? Сегодня мне хотелось бы у вас узнать: «Вы любите читать книжки?»
Дети: да.
Библиотекарь: А какие книжки вам нравятся больше всего?
Дети: о животных, сказки и тд. (учащиеся отвечают на вопрос).
Библиотекарь: Ребята, сегодня я хочу вам рассказать про очень интересные книжки, а о ком они написаны, вы наверняка догадаетесь сами, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
Дети: птица.
Библиотекарь: молодцы, ребята! Я приглашаю Вас посетить выставку книг, посвященную птицам, которые живут в наших краях, и не покидают их даже зимой.
Все проходят в библиотеку.
Библиотекарь: обратите внимание на стенд, где вашему вниманию предложены очень интересные книги, прочитав которые, вы узнаете много нового и полезного о жизни наших пернатых друзей. Многие известные детские писатели и поэты, а именно А. Яшин, А. Прокофьев, А. Барто и многие другие написали немало произведений, посвященных птицам. А такие писатели, как В. Бианки, М.Пришвин не просто писали о птицах, но и долгое время изучали их жизнь, повадки, наблюдая за птицами в лесу и собирая о них материал.
Детям предлагается посмотреть книги, полистать, ознакомиться с содержанием.
Ведущий приглашает детей пройти к выставке рисунков «Домик для птички».
Ведущий: добрый день, наши маленькие гости! Вы все были участниками конкурса детских рисунков «Домик для птички». И сегодня мы хотим вручить памятные дипломы и сладкие призы победителям и призерам.
Торжественное награждение.
Ведущий: А теперь я всем предлагаю отправиться в увлекательное и очень познавательное путешествие по зимнему лесу.
Все проходят в кабинет и рассаживаются за парты.
На экране первый слайд.
Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по сказочному зимнему лесу, где познакомимся с его обитателями, узнаем много нового и интересного. А так как мы отправимся в волшебный лес, то я предлагаю нам стать тоже немного волшебниками. Давайте вместе произнесем волшебное заклинание: (все встают и выполняют движения).
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головой вправо-влево)
И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Ведущий: Ну что! Полетели!
На экране второй слайд.
Ведущий: Не устали, пока летели?
Учащиеся: нет!
Ведущий: А вот и первая остановка, и называется она «Свиристелкино». ( На экране третий слайд). Дети, а вы слышите, как здесь шумно? Слышите сколько здесь различных голосов? А вы знаете, кому принадлежат эти голоса? Вот мы сейчас и проверим, можете ли вы различать птиц по звуку.
Первая аудиозапись.
Дети отгадывают. ( ворона)
Вторая аудиозапись. (сорока)
Третья аудиозапись. (воробьи)
Четвертая аудиозапись. (синица)
Пятая аудиозапись. (дятел)
Шестая аудиозапись. (Сова)
Ведущий: молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, всех птиц узнали по голосам, и теперь нам можно двигаться дальше. Давайте вспомним волшебные слова:
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головой вправо-влево)
И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)
На экране четвертый слайд.
Ведущий: А вот и вторая остановка под названием «Неразберихино». Ребята, посмотрите, сколько здесь птиц собралось? Видимо что – то случилось. Давайте у них спросим, что здесь произошло.
Сорока: ой горе, горе! Беда, беда! В нашем лесу, случилось такое несчастье, все перепуталось, теперь такая неразбериха!
Ведущий: Да подожди ты, не тараторь! Объясняй в чем дело!
Сорока: ребята, вы знаете, что есть птицы, которые остаются в наших краях на зиму, а есть, которые улетают зимовать в теплые края. Их мы называем перелетными птицами. Так вот, один двоечник Вовка, опять не правильно сделал домашнее задание и всех нас перепутал. Теперь перелетным птицам придется зимовать здесь, в холодном лесу, а они не сделали запасы, да и пух у них не такой густой и теплый. А зимующим птицам придется лететь на юг, а они даже дороги не знают. Как же теперь нам быть?
Ведущий: Да, вот это беда у вас случилась! Ребята, а вы знаете, какие птицы остаются, а какие улетают на юг?
Учащиеся: Да.
Ведущий: Тогда давайте поможем нашим друзьям.
Ведущий показывает картинки с птицами, а дети отвечают перелетная это птица, или нет.
На картинках: (1)утка (перелетная), (2)синица, (3)снегирь, (4)скворец (перелетная), (5)дятел,(6) цапля (перелетная), (7)сова, (8)кукушка (перелетная),(9) ласточка (перелетная), (10)сорока, (11)ворона,(12) воробей, (13)иволга (перелетная), (14)чибис (перелетная), (15)клест, (16)тетерев.Сорока: спасибо, ребята вам большое! Какие вы молодцы! Полетела я, расскажу всем радостную весть. До свидания!
Ведущий: и нам, ребята, дальше пора. Ну, что не забыли волшебные слова?
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головой вправо-влево)
И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)
На экране 5 слайд.
Ведущий: а вот и еще одна остановка «Загадкино». Ребята, вы, наверное, уже догадались, какое испытание нас здесь ждет.
Учащиеся: будем отгадывать загадки.
Ведущий: правильно!
Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (дятел)
На экране шестой слайд
Ведущий: правильно! А вы знаете, что дятла еще называют санитаром леса, потому что он может достать вредных личинок и насекомых даже оттуда, откуда их никто достать не может.
Все стрекочет и вертится
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока,
Вороватая…(сорока).
На экране седьмой слайд.
Ведущий: Сороки очень не равнодушны к блестящим предметам, отсюда и их прозвище «Сорока – воровка».
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черная шапочка,
И полоска шарфика. (синичка)
На экране восьмой слайд
Ведущий: правильно! А еще синица считается самой полезной птицей, потому что за сутки съедает столько мошек, сколько весит сама.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг – скок! Не робей!
Я бывалый …(воробей)
На экране девятый слайд.
Ведущий: Воробей – одна из самых известных птиц, живущая по соседству с человеком, отсюда и его видовое название «домовый».
«Кар – кар- кар!»- кричит плутовка,
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее …(ворона)
На экране десятый слайд.
Ведущий: Ворона – одна из самых умных птиц, они даже умеют считать. А еще вороны самые верные друзья, они ни когда не бросают своих товарищей в беде.
Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым,
Кле! Кле! Кле! Поет со свистом! (клест)
На экране одиннадцатый слайд.
Ведущий: Клесты делятся своей пищей (семечками от еловых шишек) с белками и другими животными, а так же способствуют распространению хвойных деревьев. Ребята, теперь вы поняли, что все птицы приносят огромную пользу?
Учащиеся: да
Ведущий: Давайте повторим, какую пользу приносят птицы?
Ответы детей.
Ведущий: правильно, ребята! Птицы не только лечат деревья, но и разносят их семена по всему лесу, помогая людям выращивать новые леса. А еще они защищают наш урожай от вредных личинок и насекомых. Вот сколько пользы птицы нам с вами приносят! Но зимой им очень трудно выжить. Зимой очень холодно и в лесу мало корма, поэтому птицы обращаются за помощью к людям, перебираясь поближе к их жилищу. И мы с вами должны быть благодарными и не оставлять их в беде. Ну что ж, пора двигаться дальше.
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головой вправо-влево)
И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)
На экране двенадцатый слайд.
Ведущий: ну вот и снова остановка, а называется она «Никогонетутут». Ой, ребята, какое странное название! А послушайте, какая тишина. Куда же подевались все?
Баба – Яга тихо подкрадывается.
Ведущий: Здравствуйте! Вы кто?
Баба – Яга: я - самая красивая, обаятельная и привлекательная жительница этого леса. Вы меня узнали? Как меня зовут?
Учащиеся: Бабка Ежка!
Баба – Яга: какая я вам Ежка! Я Бабусенька - Ягусенька!
Ведущий: ну, хорошо, Бабусенька – Ягусенька, а куда же подевались все птички? Не слышно их совсем что – то?
Баба – Яга: а я их всех выгнала, распугала, разогнала.
Ведущий: да за что же ты их выгнала?
Баба – Яга: а зимой в лесу еды мне и самой мало, а еще с ними делиться!
Ведущий: Бабусенька – Ягусенька, а ты пустишь птичек домой, если мы пообещаем помогать тебе их подкармливать?
Баба – Яга: знаю, знаю я ваше «помогать будем»! Навешают пластмассовых бутылок на деревья, один раз насыплют туда корм, а потом забудут про них. И висит весь этот мусор годами: и деревьям вредит, и эстетический вид портит, а пользы никакой не приносит. А я чистоту люблю! Нет, не пущу птиц в лес!
Ведущий: Ребята, а давайте сделаем экологические кормушки для птиц. От таких кормушек к лету никакого мусора не останется, их можно будет развесить по всему поселку, так как их не нужно постоянно пополнять, а если придумать красивую форму, то это будет не просто полезно, но еще и красиво.
Баба – Яга: ну если вы и правда сделаете такие замечательные кормушки, то пусть возвращаются. Пойду, поищу их. Не обманите меня?
Учащиеся: нет!
Баба – Яга уходит.
Ведущий: Что – то, ребята, задержались мы в сказочном лесу, пора нам возвращаться домой. Волшебные слова все помнят?
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головой вправо-влево)
И с дорожки - на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень – тень! (прыжки на месте на двух ногах)
На экране тринадцатый слайд.
Ведущий: ну вот и закончилось наше приключение. Ребята, вам понравилось гулять по сказочному зимнему лесу?
Учащиеся: отвечают на вопрос
Ведущий: А что нового вы сегодня узнали о наших пернатых друзьях?
Учащиеся: отвечают на вопрос
Ведущий: ребята, а вы не забудете, что мы обещали Бабе – Яге? Придете завтра делать кормушки?
Учащиеся: отвечают на вопрос
Ведущий: Ну, тогда до новой встречи! Пока!
Второй этап - творческий.
Цель: научить детей изготовлять экологические кормушки для птиц.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «экологическая кормушка»;
- привлечь внимание учащихся к такой проблеме, как подкормка птиц зимой;
- вызвать чувство сострадания к пернатым друзьям;
- повысить творческий уровень учащихся, посредством изготовления кормушек для птиц.
Оборудование и материалы.
Мультимедийный проигрыватель, экран, ножницы, картон, различные семена и крупы, мука (крахмал).Место проведения.
Второй уровень экологической акции проходит в кружково – библиотечном комплексе МБУ ДО «Сявского Центра Детского Творчества».
Ход мероприятия.
В холле учащихся встречает работник поселковой библиотеки и приглашает посетить открытый кинозал, для просмотра видеоролика о птицах (видеоролик прилагается).
Библиотекарь: здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады, что вы стали активными участниками нашей экологической акции «Мои пернатые друзья». Сегодня мы приглашаем вас посетить наш кинозал. Мы искренне надеемся, что после просмотра данного видеоролика, в вас непременно проснется желание позаботиться о птицах и помочь им пережить холодную зиму.
Все проходят и рассаживаются по местам. Показ видеоролика.
Ведущий: ребята, вам понравился фильм?
Учащиеся: да.
Ведущий: а что нового вы для себя узнали?
Учащиеся: отвечают на вопрос.
Ведущий: ребята, а вы хотите помочь птицам пережить холодную зиму?
Учащиеся: да.
Ведущий: тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую.
Все проходят на мастер – класс по изготовлению экологических кормушек.
Ведущий: а вы знаете, что такое экологическая кормушка?
Учащиеся: нет
Ведущий: тогда давайте спросим об этом у наших библиотекарей, ведь они прочитали столько книжек, что, наверняка, знают ответ на любой вопрос.
Библиотекарь: «Экологическая кормушка» – это такая кормушка, которая сделана из экологически чистых материалов, которые, после их использования, легко разлагаются от соприкосновения с влагой и не загрязняют природу; такие материалы которые птицы весной смогут использовать для утепления своих гнезд; такие материалы, которые не принесут вред птицам. К таким материалам, например, можно отнести картон, из которого можно сделать основу кормушки, шерстяные веревочки, которыми кормушки будут крепиться к дереву, пищевой клейстер, которым приклеиваются зерна.
Ведущий: спасибо большое за вашу справку. А теперь мы сами попробуем изготовить такие кормушки.
Для мастер – класса заранее приготовлены шаблоны (я взяла шаблон совы, прилагается в приложении), заварен клейстер из муки или крахмала, приготовлены различные семена и крупы, нарезаны шерстяные ниточки.
Шаблоны дети приклеивают на картон и вырезают по контуру. Затем в технике мозаики наклеивают семена и крупы. Учащимся предлагается сделать по несколько таких кормушек, что бы накормить как можно больше птиц.
Ведущий: молодцы, ребята! Сколько кормушек вы наделали! Но, чтобы кормушки были прочными им нужно подсохнуть, а вам отдохнуть и набраться сил для завтрашнего дня, ведь развешивать кормушки совсем не просто.
Третий этап – результативный.
Цель: развесить как можно больше кормушек в поселке Сява, привлекая к этой проблеме жителей поселка.
Задачи:
- развесить кормушки по всему поселку;
- повысить уровень коммуникативных способностей учащихся;
- повысить чувство ответственности у учащихся.
Место проведения.
Нижегородская область, городской округ город Шахунья, поселок Сява.
Ход мероприятия.
Ведущий: добрый день, друзья! Сегодня последний, но самый ответственный день. Сегодня нам предстоит постараться развесить наши экологические кормушки по всему поселку. Но вам всем хорошо известно, что наш поселок очень большой, и чтобы его обойти, понадобиться целый день. Поэтому я предлагаю кормушки не только развешивать, но и дарить жителям поселка, чтобы каждый мог повесить такую кормушку около своего дома.
После окончания акции.
Ведущий: ребята, спасибо вам большое, что вы помогли нам провести экологическую акцию «Мои пернатые друзья». Я надеюсь, что она не прошла для вас бесцельно, и вы многому научились.
Ожидаемые результаты.
Заинтересованность у учащихся школы – интернат VIII вида в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повышение у учащихся уровня знаний о птицах нашей страны.
Сохранение численности птиц в поселке.
Методические рекомендации.
Экологическая акция «Мои пернатые друзья» разработана для детей с ограниченными возможностями VIII вида, поэтому, проводя это мероприятие, нельзя забывать об их физических и психологических особенностях: быстрая утомляемость, гиперактивность, рассеянное внимание. У некоторых детей может проявляться агрессия и обидчивость. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кто - то из участников остался незамеченным, неуслышанным. Если вы обращаетесь к детям с вопросом, то вы должны выслушать каждого желающего, и каждого похвалить. Все дети всегда должны быть в поле вашего внимания, поэтому рекомендуется набирать группу не более 10 – 12 человек. Если желающих будет много, их можно поделить на группы и проводить такую акцию в течение всей зимы: и дети заняты и птицы накормлены.
Во избежание конфликта среди детей при награждении за конкурс рисунков, тоже рекомендуется наградить всех, кто принимал в нем участие. Можно продумать какие – то номинации, например: «Самый яркий рисунок» или «За оригинальную идею».
Чтобы удержать их внимание, деятельность должна постоянно меняться, переходя от умственной к физической и наоборот. При возможности должны меняться место проведения и действующие лица. Для этого рекомендуется привлекать социальных партнеров: библиотеки, музеи (если имеются в вашем городе). Просмотр фильма можно заменить увлекательной экскурсией в парк.
В конце каждого дня экологической акции, нужно давать детям установку на следующий день, указывая на то, что мы еще не закончили начатое дело, и что дальше будет все интереснее и интереснее, тем самым, вырабатывая в них чувство ответственности.
Приложение 1.
Первичная анкета.
Вы любите птиц? ___________________________
Каких птиц вы знаете? _________________________________________
_________________________________________________________________
Какую пользу приносят птицы? __________________________________
________________________________________________________________
Вы хотели бы поучаствовать в экологической акции «Мои пернатые друзья»? ______________
Приложение 2
Повторная анкета.
Вы любите птиц? ___________________________
Каких птиц вы знаете? _________________________________________
_________________________________________________________________
Какую пользу приносят птицы? __________________________________
________________________________________________________________
Вам понравилось участвовать в экологической акции «Мои пернатые друзья»? ______________
Приложение 3
Дидактический материал.
(рис. 1)
(рис. 2)
(рис. 3)
(рис. 4)
(рис. 5)
(рис. 6)
(рис. 7)
(рис. 8)
(рис. 9)
(рис. 10)
(рис. 11)
(рис. 12)
(рис. 13)
( рис.14)
(рис. 15)
(рис. 16)
Список литературы.
Беме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. М.:ABF? 1998, - 432 с.
Бианки, Наши птицы:- М.: Малыш,1983
Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми: Минск: - 1996. – 84
Шишкина О.Г. , Дедулевич А.В., Прогулка в природу: - М., 2003. -160 с.
Интернет ресурсы.
http//www.gardenia.ru/pages/ptici_002.htmhttp//www.ecosystema.ru/07referats/birds_winter.htm