КВН «Птицы – наши друзья, обижать их нельзя!»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КВН «Птицы – наши друзья, обижать их нельзя!»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов МКОУ Василёвской ООШ Кузнецова Т.Н.
Цель: закрепить знания названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности; уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания; закрепить знания учащихся о подкормке зимующих птиц.
Задачи:
вызвать интерес к окружающему миру,
формировать реалистичные представления о природе,
расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы;
воспитывать умение связно и последовательно рассказывать текст по плану;
активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
Оборудование : подбор книг для выставки, нарисованная кормушка, 9 видов зимующих птиц (плакаты), эмблемы «Синицы», «Снегири», пословицы и поговорки (из 2-х частей), игра «Веселый художник» (гуашь, кисти, повязки, маркер).
Подготовительный этап:
чтение книг В.Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, подготовка материала для КВН, наблюдение за зимующими птицами.
Ход игры
Вступительная часть. Представление команд.
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады
приветствовать вас в Клубе Веселых и Находчивых. Сегодня в нашей игре принимают участие команды «Снегири» и «Синицы». Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри).
Прежде чем мы начнем игру, мне бы хотелось обратить внимание на оформление зала и выставку книг. Все это о живой природе, о братьях наших меньших, а именно о птицах, о которых мы сегодня и поговорим, а жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперенья! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшать настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду - нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.
Ведущая. Команды собрались вместе. Чтобы показать свое остроумие, находчивость и умения. А сейчас приветствие команд.
Наш девиз: остроты, шутки, смех и никаких гвоздей!
Синички.
Мы о КВНе узнали, в зал скорее прибежали,
Стали думать и гадать, как команду нам назвать.
100 названий перебрали, не подходит ни одно.
Это - сотни раз слыхали,
Это тоже уж старо!
Кто-то крикнул вдруг на сцене:
«Хватит, братцы нам гадать!
Команду в птичьем КВНе
Нужно «Синичками» назвать!
Снегири
Мы ребята не простые - остроумны, веселы.
Если только захотим мы - то, достанем до луны.
Но сегодня мы решили - до луны не доставать,
И пришли на КВН мы, чтобы сипу показать.
Мы смекалку очень любим - ей готовы жизнь отдать!
На вопросы все мы будем, по порядку отвечать.
Ведущая. Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара).
2.Конкурсная программа.
1. Разминка «Бей ответом прямо в цель».
Ведущая. А сейчас у нас небольшая разминка.
Команды будут отвечать на вопросы по очереди, то есть "Бей ответом прямо в цель"
-Какая птица выше всех летает? (Орел.)
-Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клест.)
-Птица-кашевар из детского стишка. (Сорока.)
-Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)
-Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом?
(Одинаковая.)
-Какая птица является ближайшей родственницей
Снегурочки? (Снегирь.)
-Какая птица со времен древних греков считается
символом мудрости и познания? (Сова.)
-Какую птицу называют крылатым почтальоном?
(Голубя.)
-У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
-Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки,
тетерева, рябчики, глухари.)
Члены жюри объявляют, сколько баллов получили
команды.
2.Конкурс юных корреспондентов.
Вставь пропущенные буквы.
с…рока тр…сог…зка
в…рона св…р…стель
в…р…бей к…р…стель
"Буквы рассыпались"
цинсиа (синица)
окастлча (ласточка)
рьнгеси (снегирь)
лвоойел (соловей)
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, отгадайте загадку:
В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. (Кормушка.)
Члены жюри объявляют, сколько баллов получили
команды.
3.Конкурс «Зимующие птицы»
Ведущая. Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы. Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие
должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.
Это маленькая подвижная птица с круглой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на головке черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка желто-зеленая, а брюшко желтое. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. (Синица)
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица – труженик. Расклюет в своей «кузнице» шишку и летит за новой. (Дятел)
Эта птичка небольшая, цвета красного, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. Это единственные птицы, которые выводят птенцов зимой. Даже при 28 градусах мороза. (Клест)
Голова, крылья, хвост у нее – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она - очень подвижная, суетливая птица. (Сорока)
У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, остальное тело – серое. (Ворона)
Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка, сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (Поползень)
В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (Голубь)
Ведущая. Как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее: холод или голод? Почему?
4. Конкурс «Любимый корм – зимующей птице».
● Мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семена склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.)
● Прилетели птицы с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка).
● Прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири.)
● На кормушке обедали большие птицы:
Непоседы пестрые,
Птицы длиннохвостые,
Птицы говорливые,
Самые болтливые. (Сороки)
● На кормушке побывало много птиц:
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит-
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев-черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар
И кричат: карр, карр, карр. (Ворона.)
Ведущая. А это что за птички с интересным, необычным, красочным оперением? Кто, знает как их зовут? (Клест - еловик, свиристель)
5. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.
Ведущая. Какой же счет у наших команд?
Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.
1.Слово не воробей…(вылетит-не поймаешь.)
2. Лучше синица в руках, чем…(журавль в небе).
3. Всякая птица свое…(гнездо любит).
4. Лес без птиц и птицы без…(леса не живут).
5. Всякая птица по-своему…(поет).
6. У каждой пташки-свои…(замашки).
Жюри подводит итог.
6. Конкурс капитанов.
Ведущая. Вы, наверное, догадались, что пришло время конкурса капитанов. Каждый капитан должен защитить свое название команд-«Снегири», «Синицы». Поиграем в игру, которая называется «Конкурс веселых художников». Капитан приглашает участников, завязывает им глаза и предлагает дорисовать на картине синичку (снегиря): клюв, лапы, крылья, хвост и глаза, после чего капитаны закрашивают нарисованных птиц.
Ведущая. А сейчас послушайте приметы, касающиеся наших зимующих птиц.
Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, знай, быть вьюге.
Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду, садятся на землю - жди оттепели.
Если ворон на нижних ветвях деревьев - значит, скоро поднимется ветер.
Каркают вороны всей стаей - к морозу.
Воробьи дружно расчирикались - будет оттепель.
Ворон летит - на ветер, каркает - к дождю.
Мелкие птички собираются в кучу - к дождю.
Сова кричит - на холод.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Ворона кричит зимой - к метели.
Ворона под крыло клюв прячет - к холоду.
Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
Синичка с утра начинает пищать - ожидай ночью мороза.
Снегирь зимою поет - на снег, вьюгу и слякоть.
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, проведем физкультминутку.
Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем - крылья сложили назад.
7. Конкурс загадок
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел.)
Что за птица - мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (Клест.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё !клё! клё! – поет со свистом.(Клест)
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо?
На березе яблоки поспели. (Снегири.)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
Северные гости,
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках - хохолки! (Свиристели.)
Синих крылышек красу, Разглядеть нельзя в лесу, По сучкам порхает бойко, С резким хриплым криком ...(Сойка)
8.Конкурс: "Как курица лапой"
Заключительный конкурс для капитанов. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «голод».
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
-Чем полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
-Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
●Не разорять гнезда.
●Не ловить и не убивать.
●Не трогать яйца и птенцов.
●Подкармливать в зимнее время, главная цель-защита
птиц от голода.
●Делать кормушки.
●Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны
и т. д.)
●Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц
(семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины,
семена от арбузов, дынь и т. д.)
3.Итог
Ведущая. Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН.
Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание
Хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд., то есть всего по 20 (клювов) на человека.
Вы знаете, что:
1.Из каждого 10-го зимой погибает 9.
2.Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1080 000насекомых.
3.Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
4.Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а еще с большей энергией начинают искать насекомых.
Ведущая. А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).
Ведущая. Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
П. Старинов.
(фотоприложение)