Презентация по русскому языку на тему Сложносочинённое предложение (11 класс)
Сложносочинённое предложение11 класс
ТеорияСложным называется предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, объединённых в одно целое по смыслу, грамматически и интонационно. Каждая часть СП имеет свою грамматическую основу, например: Почернел, искривился бревенчатый мост,И стоят лопухи в человеческий рост. (А. Ахматова)
ТеорияЧасти СП могут обладать большой самостоятельностью, целиком сохраняя структуру простого предложения. Например:Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость. (С. Есенин)Однако нередко части СП претерпевают структурные изменения и настолько тесно связаны, что не могут существовать вне сложного целого. Например:Ни солнца мне не виден свет,Ни для корней моих простору нет. (И.А. Крылов)
ТеорияПо способу соединения простых предложений в сложные различают союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: ССП и СПП.Различие между последними двумя типами СП основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов. Кроме того, при сочинении предложения могут сохранять свою смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинении предложений одно из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинено другому.
СравнимВсе жаловались на холод, и дождь стучал в окна. (А.П. Чехов)Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. (К. Паустовский)1-е пр. – ССП, каждая из его частей носит характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого.2-е пр. – СПП, 2-я часть в нём носит характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с 1-й частью сложного целого.
Задание: из данных простых предложений образуйте СП, соединяя их части сочинительными или подчинительными союзами.1. Кончился рабочий день. Рабочие вышли из проходной.2. Тревожно крякнула одна из уток. Вся стая стала подниматься. Собака залаяла. Из окна выглянуло испуганное детское лицо.3. Люди ещё спали в домах. Город казался мёртвым. 4. Было тихо кругом. Из темноты доносился только лёгкий звон неведомо куда бегущих ручейков.5. В лесу была мёртвая тишина. Лишь изредка напряжённый слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине тёмной чащи.6. Старик презрительно посмотрел на меня. Парень глядел на меня с доверчивым ожиданием.7. Я пытался спасти раненого голубя. Это было невозможно.
Сложносочинённое предложениеСложносочинённым называется предложение, части которого соединены интонацией и сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными).Части ССП относительно самостоятельны, порядок их следования определяется смыслом. Например:Блеснула молния, и раздался гром.Однако, если части СП отражают одновременность действия, их обычно можно поменять местами, например: Моросил мелкий дождь со снегом, и ветер низко гнал серые клочковатые тучи. (В.М. Гаршин)
Сочинительные союзыСоединительные: и, да (=и), тоже, также, ни…ни.Например: Дожди в непогоду его обливали,/ Да вольные птицы на нём отдыхали. (И.С. Никитин); Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели. (И. А. Крылов)2. Разделительные: или, либо, то…то, не то …не то, то ли …то ли, ли …ли. Например: Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. (А.С. Серафимович)3. Противительные: а, но, да(=но), однако, зато, же. Например: Мы все в эти годы любили, но мало любили нас. (С. Есенин); Ученье и обед делали дни интересными, вечера же проходили скучновато. (А. П. Чехов)! В значении противительного союза может употребляться и слово только, придающее речи разговорную окраску: Я постараюсь выполнить вашу просьбу, только вы меня не торопите!
Знаки препинания в ССППростые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга запятой: Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, например: Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском.
Знаки препинания в ССП3. Когда во втором предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между предложениями ставится тире, например: Он знак подаст – и все хохочут. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак с окровавлённого кургана. (А.С. Пушкин)4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (А.С. Пушкин)
Задание: списать предложения, расставить знаки препинания, прокомментировать1. День безветренный но морозец крепкий январский.2. Свежеет ветер меркнет ночь а море злей и злей бурлит и пена плещет на гранит то прянет то отхлынет прочь.3. Мать доказывала необходимость работы но Павел заупрямился и она согласилась.4. С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.5. Холодный ветер нес над городом над всей донецкой степью тяжелые темные тучи и их тоже не видно было но слышно было как они шуршат обгоняя и задевая одна другую влажными боками.
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу, построить схемы сложных предложений.В полдень солнце уже горело изрядно и от влажной земли ощутимой волной поднимались густые испарения. Они насыщали собой воздух яркими искрами оседали на пушистых соцветиях верб на крохотных еще сморщенных листьях берез. Березняк еще не зеленел но уже был весь в намеках на ярко-зелёный цвет который вот-вот прорвется из клейких темно-коричневых почек и охватит всю крону деревьев.
Задание: из простого распространённого предложения образуйте ССПОбразец: Несмотря на позднее время, в лесу ещё можно было слышать пение птиц. – Время было позднее, но в лесу ещё можно было слышать пение птиц.Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы.По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов.После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.
Задание: Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.д) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей.
Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения или общей придаточной частью (знаки препинания не расставлены).а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево.в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла.г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.д)Когда выглянет солнце лужи быстро просохнут и мы снова пойдём гулять.
Работа с учебником (Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина)Параграф 95, план-конспект.Порядок разбора ССП.Упр. 435.
Домашнее задание:Параграфы 94, 95, упр. 442.