Презентация — практикум на тему Сложносочиненное предложение


Сложносочиненное предложение ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС Синтаксическая разминка 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2 3 4 5 1. Определите тип предложения: Грядущие годы таятся во мгле,Но вижу твой жребий на светлом челе. 2. Определите тип предложения: Люблю немолчный говор твойИ поэтические слезы. 3. Определите тип предложения: Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 4. Определите тип предложения: Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных. 5. Определите тип предложения: Луна сияла , июльская ночь была тиха. Ответ на 1 вопрос ССП Ответ на 2 вопрос ПП Ответ на 3 вопрос ССП Ответ на 4 вопрос СПП Ответ на 5 вопрос БСП КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Сложное предложениеСложносочиненное предложениеПунктуация Сложносочиненные предложения с соединительными союзами ида (=и)ни…нитожетакжене только – но икак – так и В этих сложносочиненных предложениях выражается:А) одновременностьБ) последовательностьВ) причина Сложносочиненные предложения с разделительными союзами то…тоили (иль)либоне то…не тото ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:А) чередованиеБ) взаимоисключения Сложносочиненные предложения с противительными союзами а нода (=но)однакозатожетолько (= но) В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому Практикум 1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову. 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения Проверка 2. 5. 3. Ни [ - = ] , ни [ = ]. [ = - ] , да [ = -]. Не только [ - = ] , но и [ - = ]. 6. [ - = ] , зато [ = ].1. 4. То [ = - ] , то [ = - ]. Либо [ - = ] , либо [ - = ]. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.Например: Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла) Самоконтроль То светило солнце, то шел дождь. (1балл) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла) Объясните В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. В сложносочиненном предложении запятая не ставится: Если его части объединены общим второстепенным членом.Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Это кто такие и что им надобно? Как хороша эта девушка и как она умна! Гармонь, играй и веселитесь, люди! В каком предложении запятая не нужна? Становилось жарко и я поспешил домой.Сумерки приближались и надо было торопиться.Вот крик и снова все затихло.От кого письмо и что в нем сообщается? ТЕСТ 1. Найдите сложное предложение А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой. 2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей. 3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла. 4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко. 5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет. Взаимоконтроль ВББББ Мой результат –моя оценка Сумма ваших баллов за урок?«5» - 22 -26 баллов«4» - 17-21 балл«3» - 12-16 баллов Домашнее задание 1 уровень – упражнение 662 уровень - упражнение 643 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения