Чтобы знали и помнили.


Управление культуры г. Курска
МБОУ ДОД ДХШ№1
Чтобы знали и помнили
(Из автобиографии и воспоминаний Пекарского Николая Яковлевича – первого директора городской детской художественной школы, ветерана ВОВ и труда, почетного выпускника школы №6 г. Курска)
2017 г.
Пекарский Николай Яковлевича (1923г.-2005г.) – основатель и первый директор детской художественной школы в нашем городе (с 1966 по 1988г.), ветеран войны и труда, почетный выпускник школы №6 г. Курска.

Родился Н.Я. Пекарский в г. Курске на ул. Н. В. Гоголя (Гоголевской) в частном доме, где и проживала вся семья Пекарских.

На фото справа Пекарский Яков Антонович, Пекарский Николай Яковлевич, Нестерова Мария Петровна
В июне 1941 г. Н.Я. окончил 10 класс. Курской средней школы №6.

Это совпало с началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 г., в возрасте 18-ти лет он был призван в ряды Красной Армии. Род войск – артиллерия. Специальность – военный техник. После курсов по военной подготовке (МВТ) был назначен начальником литерных поездов с боеприпасами артиллерии.
Справа Мария Петровна(мать), Николай Яковлевич,
Евгения Яковлевна(сестра)
Как известно, Артиллерия – «Бог войны». Расход снарядов огромный, всю войну в составе 308-й офицерской роты сопровождения Н.Я. доставлял эшелоны с артиллерийскими боеприпасами фронтам ВОВ.

(Из воспоминаний внука Пекарского Н.Я., Чекрыгина Александра, также окончившего ДХШ №1)

Н.Я. Пекарский с внуками (справа Андреем и Александром)
«Вообще, дедушка не любил рассказывать о войне...
Но вот один эпизод из его рассказа я запомнил. Авиация противника охотилась за поездами с боеприпасами. Бомбежки. Потери были огромные особенно в первые два года войны. Летом 1943 г. Курская земля была местом крупнейшего в истории войны сражения. Тогда на Курскую дугу дедушка доставил четыре поезда со снарядами для Центрального и Степного фронтов.
Была горячая пора. Вот один эпизод того времени. 17 мая 1943 г. поезд, охраняемый дедушкой, попал под бомбежку на станции Мармыжи. Поздним вечером бомбы рвались совсем рядом. Станцию защищала зенитная батарея состоящая из одного прожектора и зенитных пулеметов. Прожектор осветил заходящий на бомбометание «Юнкерс». Вскоре прожектор погас и только один зенитный пулемет продолжал работать и подбил вражеский самолет. Он стал снижаться и упал около станции Кшень. Железнодорожники сумели вывести поезд со снарядами из зоны бомбежки. Уже посте войны на одной из встреч ветеранов, участница ВОВ рассказала, как в мае 1943 г. будучи зенитчицей сбила над станцией Мармыжи вражеский самолет. Директор музыкальной школы №2 Гаврилова Людмила Ивановна была той зенитчицей. Кстати, я тоже учился в школе №6 (сейчас лицей), которую в 1941 г. окончил мой дед».
Летом 1943 г. Пекарский Н.Я. был ранен и лечился в Курском гарнизонном госпитале. За участие в защите Родины от немецко-фашистских захватчиков награжден правительственными наградами, 6-ю медалями. Вместе с годами ВОВ Н.Пекарский прослужил в Армии почти восемь лет. После войны с 1945 г. по 1948г. работал в Центральной контрольно-испытательной лаборатории боеприпасов, при военном заводе в звании офицера секретного делопроизводства, (старший лейтенант-инженер)


Обратная сторона фотографии
Центральная контрольно-испытательная лаборатория боеприпасов
После службы в Армии Н.Я. стал перед выбором, учиться в военной академии или работать в народном хозяйстве. Выбрал последнее. Был принят в Курское художественно-графическое педучилище сразу на второй курс.
Пекарский с группой студентов ХГФ Н.Я. Пекарский работа над
дипломной композицией
50 лет Пекарский Н.Я. работал в сфере народного образования и культуры. Его мирная профессия – учитель. Николай Яковлевич с отличием окончил Курское художественно-графическое педучилище, затем Московский заочный государственный педагогический институт также с отличием. Работал воспитателем Курской школы глухонемых детей (1951-1952г.), учителем рисования и черчения в средней общеобразовательной школе №2 и школе тугоухих г.Курска.
С августа 1956г. Пекарский Н.Я. посвятил себя работе преподавателем спецдисциплин в Курском художественно-графическом педагогическом училище. Был заместителем ректора пединститута по художественно-графическому училищу.

Группа предвыпускного курса Курского художественного-графического педучилища


7 ноября 1949 год. Красная площадь
Десять лет его работы в высшей школе были связаны с подготовкой студентов к педагогической работе по рисованию. Николай Яковлевич вел курсы методики рисования, практические занятия по рисунку, живописи и композиции на стационаре и заочном отделении ХГФ, возглавлял курсы повышения квалификации при областном отделении народного образования.

Николай Яковлевич проводил там занятия по методике рисования среди учителей рисования школ области. Вклад его в методику преподавания изобразительного искусства огромен. Им выполнено большое количество методических разработок, программ помогающих лучшему усвоению тем студентами ХГФ (художественно-графического факультета).
В 1966 г. на базе ХГФ Пединститута решением исполкома Курского городского Совета депутатов трудящихся была открыта первая городская детская художественная школа, этим же решением Пекарский Н.Я. персонально был утвержден директором ДХШ №1.
Н.Я. все годы своей трудовой деятельности посвятил воспитанию и обучению детей, пропаганде детского изобразительного творчества. Среди его выпускников много известных людей, которые и сейчас преподают в Академии Художеств в Москве и Санкт-Петербурге, в Курском государственном университете на художественно-графическом факультете, ЖХТ (Железногорском художественном техникуме), работают в ДХШ №1 и разлетелись по всей огромной стране.
Пекарский Н.Я. всегда был очень скромным, интеллигентным человеком, попросить о чем-либо для себя, он стеснялся. Никогда он не называл себя художником, но по признанию многих являлся отличным педагогом и методистом «от Бога». Работал Н.Я. в разных техниках: маслом, акварелью, выполнял экслибрисы (книжные знаки), линогравюры и т.д. Очень много своих работ он просто дарил знакомым людям и родственникам.
Огромный вклад Н.Я. Пекарский внес также в создание методического фонда ДХШ №1 и развитию методической работы в школе. По его программе по рисунку с 1-го по 4 классы, программе 5-го класса по рисунку, живописи, композиции проводились и проводятся многие годы занятия в ДХШ.
Его заслуга есть также в том, что школа получила в 1980 году новое здание по ул. Димитрова, 75, где и расположена по сей день. Не понаслышке знаю сколько сил и здоровья отдано им «борьбе» за это здание. Ему приходилось отстаивать интересы школы всеми возможными средствами. Николай Яковлевич переживал за школу, ведь здание несколько раз пытались присвоить другие организации. Кстати он выхлопотал еще 3-х комнатную квартиру в жилом доме №75 для ДХШ. Знаю, что Пекарский Н.Я. участвовал также в проектировании интерьеров школы. По его проекту была выполнена декоративная решетка и цветник в холле школы, позже это демонтировали из-за недостатка полезной площади.
С 1989 г. Пекарский работал в должности преподавателя в этой же школе, передавая весь свой огромный опыт и знания молодым педагогам. За время работы он воспитал целое поколение преподавателей, специалистов-профессионалов, его ученики и сейчас работают в ДХШ, возглавляет методический совет школы Гнеушева Н.Н.
Второй директор ДХШ №1 Юрий Иванович Кутепов называл Николая Яковлевича «трудоголиком» (в хорошем смысле этого слова), так как тот никогда не останавливался на достигнутом, и всю свою жизнь старался принести еще как можно больше пользы обществу и родной школе.
Стародубцев Александр Наумович был завучем в ДХШ №1, а затем возглавил ДХШ №2, находящуюся в районе КЗТЗ г. Курска, к сожалению этих людей уже нет с нами, но память о них должна остаться навсегда, чтобы их знали и помнили.

1985г. Три директора
Пекарский Н.Я., Кутепов Ю.И., Стародубцев А.Н.
Автор-составитель Чекрыгина Т.Н.
(дочь Пекарского Н.Я.),
преподаватель ДХШ №1 им. В.М. Клыкова.
Воспоминания
участника Великой Отечественной войны,
выпускника 1941 года Курской школы № 6
ПЕКАРСКОГО НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА.
Моя военная биография началась в 1941 году, почти сразу по окончании 10 класса Курской средней школы № 6.
В начале августа 1941 года я был призван в ряды Красной Армии и после краткосрочного обучения на курсах военных техников в составе 308-ой офицерской роты доставлял поезда с артиллерийскими боеприпасами на все фронта Великой Отечественной войны.
Артснабжение наших войск осуществлялось в основном по железным дорогам. Быть начальником литерных военных поездов в восемнадцать лет - дело ответственное. Авиация противника охотилась за поездами с боеприпасами, особенно в первые два года войны. Бомбёжки днём и ночью. На узловых станциях и на перегонах. Были потери. Потом нам стали давать надёжные зенитные прикрытия, вплоть до зенитных батарей и бронепоездов.
За период с декабря 1941 года по май 1945 года я сопроводил на фронт около 70 поездов. Разные были ситуации. На пути следования к блокадному Ленинграду узнал об освобождении Курска.
Только что прорвана блокада Ленинграда. В прифронтовой зоне, через Синявские болота, была построена временная железнодорожная ветка - станция Мга-Шлиссельбург. Через узкий, простреливаемый «коридор» в Ленинград, рискуя, пошли поезда с топливом, продовольствием, боеприпасами. В числе первых проскочил и наш поезд. Не повезло на другой день второму составу из нашей части. Он был подорван первым же залпом артиллерии противника. Взрывом боеприпасов было разрушено железнодорожное полотно на значительном участке дороги.
Летом 1943 года на Курской дуге произошли крупнейшие в истории Великой Отечественной войны сражения. Расход снарядов огромный. Весной и летом 1943 года мне довелось на Курскую дугу доставить четыре поезда боеприпасов. Впервые за два года побывал дома. Летом 1943 года я лечился в Курском гарнизонном госпитале. Тогда же узнал о пропавших без вести и погибших ребятах из нашего класса: Гуревиче, Ендоровском, Шадуе, Лукьянчикове, Стасинском.
Фронт начал двигаться на запад. В 1944-45 годах наши поезда следовали в Прибалтику, Польшу, Румынию, Венгрию, Югославию, Германию.
День Победы встретил на колёсах, в пути. На этот раз груз, адресованный в Югославию, был возвращён на базу.
Война с немецко-фашистскими захватчиками завершилась.
Надо было ещё разобраться с Японией. Разобрались быстро.
После войны я продолжил военную службу до конца 1948 года. Мой военный стаж - более семи лет.
После окончания службы стал перед выбором: учиться в военной академии или работать в народном хозяйстве. Выбрал последнее. Вернулся в Курск. 50 лет работал в сфере народного образования и культуры. Моя мирная профессия - учитель.
Выпуск 1941 года.
1941 год... Страна жила трудовыми свершениями советских людей, бурно развивалась промышленность, укреплялись колхозы, появлялись новые города. Самое большое внимание правительство СССР уделяло развитию образования. Созданная в 1934 году Курская область стала одной из первых в достижении сплошной грамотности населения. Были открыты областная библиотека, педагогический институт, областной Дом пионеров, Станции юных техников и натуралистов.
В сентябре 1939 года школа № 6 переезжает в новое, современное 4-х этажное здание по улице Радищева. И учителя, и ученики с надеждой смотрят в будущее...
Удивительное это было время. Героизм и трагедии, трудовой подвиг и массовый голод, правовой беспредел и творческий взлёт, всеобщая грамотность населения, как два лица, как две стороны жизни. Всё это соединилось в судьбе одного поколения, и не случайно эти годы почти единодушно признаны в мире эпохой «русского чуда»...Тем страшнее оказался удар.
Выпускной бал 41-го года... Вчерашние ученики, 21 июня получившие Аттестаты зрелости, встречают рассвет, первый рассвет своей взрослой жизни...
А завтра... была война. Очень скоро её назовут Великой Отечественной. Весь народ поднялся на защиту Советской Страны. Выпускники школы 1941 года Шуклин Борис, Ефремов Константин, Антипов Степан, Морозов Борис, Назаров Владимир, Пекарский Николай, Семёнова Ольга, Коробова Алевтина, Шуклина Марина, Кузнецова Галина, Климова Раиса, Славянова Ольга ушли защищать Родину. С учащимися своего класса ушёл на фронт секретарь парторганизации школы, учитель географии Павлов Сергей Сергеевич и пал смертью храбрых в 1941 году. Не вернулся с фронта Рыжков Николай, защищая свой дом, погиб Стасик Меркулов.
Страшное время оккупации оставило глубокую рану в душах курян. Началом новой жизни стало 8 февраля 1943 года - день освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Курск становится прифронтовым городом. В просторных светлых классах школы № 6 размещаются госпитали № 308 и 1093. И только осенью 1945 года школа вновь встречает учеников...
В это время начиналась война
Зимой и весной 1941 года учащиеся 10 класса завершали учёбу, попутно приобретая некоторые полезные знания и навыки во внеурочное время.
Часть ребят занималась на курсах радистов-коротковолновиков при Осавиахиме. На переменах, в классе был слышен перестук карандашами о парты. Это наши «радисты» выстукивают морзянку.
Другая часть ребят успешно овладела стрельбой из малокалиберной винтовки по нормам «Ворошиловский стрелок».Получили значки. Участвовали в городских стрелковых соревнованиях за честь школы.
Увлекались лыжным спортом. Инициатива тут отчасти исходила от нашего одноклассника Славы Межевского, в доме которого, в полуподвальном помещении размещалась лыжная база (ул. 3-я Пушкарная). Нам предоставлялись новенькие лыжи с ботинками и полужестким креплением. Стезева дача – место лыжных соревнований и прогулок. На дистанции 10 км. первое место занимал Вова Фоменко. Я – второе.
Некоторые успевали еще посещать кружки Дома пионеров.
Весной мальчики прошли отборные и медицинские комиссии в военкомате. Инициативная группа под руководством старосты школы Ольги Фоминой готовила сценарий прощания со школой.
21 июня состоялся грандиозный по тем временам выпускной вечер.
Был сладкий стол. Самодеятельность класса поставила небольшой спектакль. В этой патриотической пьесе молодые геологи обезвредили группу нарушителей границы.
Первый и второй этажи школы были предоставлены нам. Последний раз посидели в классе за своими партами. Момент грустный.
В вестибюле до утра играл духовой оркестр. Я танцевал впервые, после десятиминутного инструктажа Владимира Фоменко.
Выпускной вечер затянулся до рассвета. Он хорошо запомнился. Мы расставались. С некоторыми навсегда.
Расходились усталые, но счастливые на рассвете, под густым теплым дождиком.
В это время начиналась война.
Из воспоминаний Пекарского Н.Я.