Классный час в начальной школе О правильном и здоровом питании


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Здоровое питание - залог здоровья
Из опыта работы учителя начальных классов
Щербаковой Антонины Семеновны
2017год
Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. Эта работа долгая и кропотливая, рассчитана она на неопределённое время. Каждый учитель решает эту проблему по-своему на уроках, внеклассных мероприятиях, в беседах с родителями обучающихся. Это предусматривает воспитательные, обучающие и оздоровительные задачи, решение которых возможно через систему воспитательной внеурочной работы, родительские собрания, беседы в столовой во время обеда, учебный процесс: во время уроков окружающего мира, литературного чтения, технологии. Важно, чтобы дети не только получали знания по данной проблеме, но и могли использовать их практически.
Темы внеклассных мероприятий
I. Культура питания:
1.Режим питания.
2.Сервировка стола.
3.Правила поведения за столом.
II. Правила питания и приготовления пищи:
1.Полезные и вредные продукты.
2.Из чего состоит наша пища.
3.Где и как готовят пищу.
4.Как хлеб на стол пришёл.
5. Молочные продукты. Учимся готовить кашу.
6.Мясные и рыбные блюда.
III. О пользе витаминов.
1.Когда человек начал выращивать овощи.
2.Чем нам полезны ягоды, овощи и фрукты.
3.Овощная зелень.
4.Полезные и вредные напитки.
5.Чем восполнить нехватку витаминов зимой.
IV. Изучаем историю русской кухни.
1.Щи да каша пища наша.
2.Что ели наши предки.
3.Народные праздники. Что едят в праздничные дни.
V. Практика.
1.Сервировка стола.
2.Готовим бутерброды.
3.Учимся готовить салаты.
4.Составляем меню.
Классный час
Тема: «О правильном и здоровом питании»
Цель: Дать представление о здоровом питании;
Убедить в необходимости соблюдения режима питания;
Учить выбирать самые полезные продукты для здорового питания.
Оборудование: мультимедийная доска, набор продуктов, посуда.
Ход занятия:
I.Ведущий: Здравствуйте! Что означает это слово? А это означает, что я желаю вам здоровья. Это самое ценное, что есть у людей, а, значит, его нужно беречь. И говорить мы сегодня будем о том, влияет ли наше питание на наше здоровье. А что значит правильно питаться? (Ответы детей)
Ведущий:
Большое значение имеет правильный режим питания. По современным научным данным наиболее обоснованным и полезным для детей школьного возраста является режим четырех– или пятиразового питания. Наилучшие показатели физического состояния, развития и работоспособности отмечаются, когда дети школьного возраста получают пищу 4–5 раз в день. Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Дети приготовили однодневное меню ( на экране несколько меню, идёт обсуждение, анализ). Слово предоставляется медработнику.
Ведущий: Сегодня мы проведём соревнование. Для этого класс разбивается на две команды: «Вишенка» и «Клубничка».
Итак, вы проснулись, пора завтракать. Что обычно вы едите на завтрак? Да, чаще всего кашу. Первое задание. Какая команда переберёт быстрее смешанные крупы и расскажет рецепт каши из любой крупы.
Ведущий: Каша - исконно русское блюдо. О слабом человеке говорят: « Мало каши ел». О пользе каши расскажет медработник. Каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Крупы – важный источник растительных белков и углеводов, последние представлены в основном крахмалом. В них содержатся довольно много минеральных веществ и витаминов группы В, поэтому продукты, получаемые из круп, широко применяются в питании детей. Есть еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и жирами.Овсяные хлопья (геркулес) – этот диетический продукт богат растительными белками, содержит в себе разнообразные витамины: группы В1, В2, В6, каротин, витамин К, никотиновую и пантотеновые кислоты, а также макро- и микроэлементы: калий, магний, фосфор, железо, хром, марганец, цинк и т.д. Порция «овсянки» содержит одну треть суточной нормы такого важного антиоксиданта, как селен. Овсяные каши издавна традиционны во всех странах мира как здоровая утренняя пища. Кроме этого, овсяная крупа содержит много такого полезного вещества как биотин. При недостатке этого витамина развивается слабость, вялость, сонливость, снижается аппетит, боли в мышцах, кожа становится сухой, шелушащейся, выпадают волосы. Поэтому «овсянка» получила название «каша красоты». Овсяная каша должна быть вязкой, если готовится на воде, и пышной, нежной – если на молоке, но не сухой и не «крутой». Особенно хорошо овсянка сочетается с сухофруктами, вареньем, свежими ягодами и фруктами.Гречневая каша «ядрица». Содержит много полезного растительного белка, малокалорийная, это источник витаминов группы В, железа, магния. Гречневая каша особенно приятна на вкус горячей с маслом, и холодной – с молоком, и в качестве гарнира к мясу или рыбе, и как постное блюдо с жареным луком. Рис – очень хорошо переваривается, богат крахмалом, содержит много белка, мало клетчатки, небольшое количество витаминов и минералов. В разных странах едят разные сорта риса – всего их известно несколько тысяч. Рис бывает белым, желтым, бурым, красным, черным и даже фиолетовым. Каждый вид риса имеет свои особенности кулинарной обработки. Из пшеницы вырабатывают манную крупу. Ее относят к легкоусвояемым и высококалорийным продуктам. В ней много крахмала, но значительно меньше белка и клетчатки. В ее состав входят витамины группы В, а также калий, фосфор, железо, цинк и т.д. Из пшеницы приготавливают крупу «Полтавская», которая, по сравнению с манной, содержит значительно больше фосфора, железа, витаминов группы В. Кукуруза и продукты из нее – это один из вкусных и доступных источников селена, кроме этого, они богаты крахмалом и витамином Е. Из кукурузы вырабатывают кукурузные хлопья высококалорийный, легкоусвояемый продукт высокой биологической ценности. Бобовые: (фасоль, горох, бобы, чечевица) – содержат много растительного белка, минеральных веществ (калия, железа), витаминов группы В.Ведущий: Пришло время обеда. Перед вами картинки с изображением овощей, фруктов, попробуйте взять в корзину те, что пригодятся для приготовления обеда. Составьте меню на обед. (Команды «готовят обед», а ведущий проводит конкурс со зрителями по разгадыванию загадок).
 Сидит девица в темнице,А коса на улице.
 Сидит баба на грядках,Вся в заплатках,Кто ни взглянет,Тот плакать станет.
 Полно зелёное корыто Народу намыто.
 Красный сапог в земле горит.
 Под кустиком-кустомСвилась, жёлтая, клубком,Зелёные волосики,А под землёю — хвостик.
 Хоть чином и не хан,На голове султан,А с золотом кубышкиЗапрятаны под мышки.
 Кругла, а не месяц;Зелена, а не дубрава;Желта, а не солнце;С хвостиком, а не мышь.
 Красный нос в землю врос,А зелёный хвостСнаружи остался.
 На красном солнышке подсохИ рвётся из стручков ...)
 Ни окон, ни дверей —Полна горница людей.
 Сидит дед,Во сто шуб одет,Кто его раздевает,тот слёзы проливает.
 Что копали из земля,Жарили, варили?Что в золе мы испекли,Ели да хвалили?
 Сладка, а не мёд,Кругла, а не луна,желта, а не масло,С хвостом, а не мышь.
 Летом — сладкий и зелёный, В зиму — жёлтый и солёный.
 Расселась барыня на грядке,Одета в шумные шелка.Мы для неё готовим кадкиИ крупной соли полмешка.
 Хоть жжёт его солнце,Одет он в суконце,А сукно золотистое,тонкое и чистое.
 — Жёлтый, круглый, ты откуда?— Прямо с солнечного юга!Можешь съесть меня, но толькоРаздели сперва на дольки.Сам на солнышко похож.Как меня ты назовёшь?
 Знают все, что обезьяны Очень любят есть ...
 Круглое, румяное,Я расту на ветке.Любят меня взрослые
И, конечно, детки.
 Круглый - круглый, сладкий-сладкий,С полосатой кожей гладкой,А разрежешь — посмотри:Красный-красный он внутри.
/ Выступление медработника. Подведение итогов меню на обед./
Ведущий: После сытного обеда прошло уже более трёх часов, пришла пора опять покушать. В это время наступает полдник. Что обычно вы едите на полдник? (Ответы детей). Из чего варят компот? Проводится игра «Кто больше напишет названий фруктов».
/Выступление медработника о пользе фруктов./
Яблоки (содержат калий, железо и витамин С). Можно жевать яблочные косточки – лучший источник йода. 5-6 зернышек обеспечивают организм суточной нормой этого ценнейшего микроэлемента. Груши (богата фруктозой, витаминами групп А, каротином и клетчаткой.) Обладает превосходными антибиотическими и противовоспалительными свойствами, поэтому часто входит в питание ребенка после болезни. Абрикосы (источник калия, кальция, железа, витаминов групп В) В некоторых странах абрикос считается фруктом долгожителей, ведь он приносит кровеносной системе организма столько же пользы, сколько 200 граммов свежей печени. Это особенно важно для ребенка, ведь такую порцию печени ему зараз не съесть, а несколько плодов абрикоса– легко. Кроме этого, абрикосы нормализуют работу кишечника, отвечают за красивый цвет кожи, рост и хорошее зрение малыша. Сливы (ценны органическими кислотами, фосфором и витамином Р, сохраняющимся даже при переработке) Правильное питание ребенка непременно включает в себя сливу – фрукт, выводящий из организма избытки солей, воды и натрия. Две сливы в день способствуют профилактике всех сердечно- сосудистых заболеваний, а также почечной недостаточности.
Ведущий:
Наступает время ужина. Ужинать нужно не позднее, чем за два часа до сна. Это должна быть пища, которую легко усваивает организм. Это могут быть продукты из сыра, яиц, молока, овощей и фруктов (рагу, запеканка, суфле). Команды предлагают меню на ужин. Медработник оценивает меню на ужин.
Ведущий:
Пришло время подвести итоги нашего конкурса.
Награждение победителей «Золотой витаминкой» и «Серебряной витаминкой».
Группа детей показывает инсценировку песни «Спор овощей». Заканчивается классный час чаепитием.
Литература:
1. .«Книга о вкусной и здоровой пище» Пищепромиздат М. 1952г. под редакцией проф. О.П.Молчанова и др.
2.«Начальная школа» № 4 2008г. Н.И. Ломовцева. Л.В. Иванова «Если хочешь быть здоров - правильно питайся».
3.«Начальная школа» № 1 2004г. Ж.Л. Истомина «Здоровое питание - отличное настроение».