Урок русского языка: Есть ли у слов родственники? (2 класс)

Конкурсный урок в рамках школьного фестиваля современных образовательных технологий
Предмет: русский язык
Класс: 2
Дата проведения урока: март
Тип урока: урок постановки учебной задачи .
Тема : «Есть ли у слов родственники?»
Учитель: Наполова И.А.
Цели:
- поставить задачу о возможности «родства» между разными словами;
- установить признаки родственных слов (понятие о родственных словах);
- открыть новый способ проверки о.с.п. с помощью «родственных» слов, заключающийся в обнаружении слов, связанных отношениями словообразовательной производности;
- поупражняться в выборе из текста однокоренных слов, а также в самостоятельном подборе однокоренных слов к данному;
- воспитывать у детей чувство ответственности за коллективно принятое решение;
Оборудование: задания на печатной основе (демонстрационные образцы),
фломастеры, бумага;

Ход урока

I. Мобилизующее начало
II. Создание учебной ситуации
1. Ситуация «успеха» (диагностическое задание)
Запишите слова: к.са, ж.ву, п.сьмо, др.ва, цв.ла, зв.зда, д.ревья, сне.ком, п.сок, птиц., у.кий, х.дить, хв.стун, трудн.. в два столбика так, чтобы в
1- ый столбик попали слова, орфограммы слабых позиций в которых вы умеете проверять, а во 2-ой столбик попали бы слова, орфограммы слабых позиций, в которых вы не можете проверить известными способами.

пишу букву, т. к. могу объяснить не пишу букву,
т. к. объяснить не могу
к1са (косы) хв.стун ?
ж1ву (жив, жить, жи-ши))
п1сьмо (письма)
др1ва (дров)
цв1ла (цвел)
зв1зда (звезды)
д1ревья (дерево)
сне1ком (снежок)
п2сок (словарь)
птиц3 (правило)
у1кий (узок)
х1дить (ходит)
трудн.3. (трудная)
- Здорово у вас получается!
- Какими известными способами вы пользовались для проверки о.с.п.? (по сильной позиции в изменении слова, по словарю, по правилу)
2. Ситуация «разрыва» (Практическая задача)
- Вы отлично справились с заданием! Только одно слово из предложенных осталось со знаком вопроса. Представляете, из-за этого слова хвастун между героями нашего учебника Машей, Алешей, Петей и роботом Сам Самычем завязался настоящий учебный спор.
- Может попробуем разобраться вместе с ними?
III. Постановка учебной задачи
- Итак, ребята так же как и вы проверяли орфограммы в слове хв.стун.
1. Решение практической задачи
- Возможно ли проверить о. с. п. в этом слове по сильной позиции с помощью изменения слова? (хв.стуна, хв.стуну, хв.стунами, о хв.стунах, хв.стуны).
- А вот Петя нашел изменение слова хв.стун – хвост!
- Согласны ли вы с ним? Почему? (Слова хв.стун и хвост разные по смыслу и имеют разные основы, значит это разные слова, а не изменения одного и того же слова).
- Алеша же предлагает новую проверку – словом хвастаться.
- Как вы считаете, годится ли это слово для проверки? (не годится, т. к. основы разные)
- И все-таки между словами хвастун, и хвастаться есть какая-то связь, близ
·ость, какое-то родство, - замечает Маша. Вот только бывают ли у слов, как у людей, родственники? Если бывают, может быть, они по-родственному помогут и с проверкой орфограмм?
- Зная это, мы сможем проверить множество подобных слов.
- Кстати, помните ли вы, как ваши мамы однажды в домашней работе помогли вам проверить слово зеленый словом зелень, слово молодой – словом молодость, слово больной словом боль, а слово шагаю словом шаг. Вот и пришло время разобраться, почему мамы воспользовались такой проверкой и можно ли проверять о.с.п. другими, но «родственными» словами. Возможно ли родство между разными словами и в чем это «родство» проявляется?
- Итак, тема сегодняшнего урока звучит так: «Есть ли у слов родственники?»
2. Исследовательская работа (учебник, с. 50 -51)
Задание 1.
- Вы знаете, что такое лес? (Толковый словарь: лес – множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами.)
- А кто такой лесник? ( Толковый словарь: лесник - лесной сторож.)
- Как вы думаете, слова лес и лесник – это разные слова или изменения одного и того же слова?
- Родственные ли это слова?
- Одно из них появилось в русском языке раньше (лес), другое образовалось «родилось» от него позднее (лесник). Значит, они связаны родственными отношениями, как родственными узами связаны дети и родители.
- Если одно из слов образовалось от другого, можно ли считать такие слова родственными?
- Сделаем первый важный вывод: если одно слово образовалось, «родилось» от другого, такие слова называются родственными. Подумаем, можно ли представить отношения между родственными словами в виде модели?

лесник
лес
Задание 2.
- Кто такой рыбак? (Толковый словарь: рыбак – тот, кто ловит рыбу.)
- А что значит слово рыбный? (Толковый словарь: рыбный – сделанный из рыбы.)
- Можно ли считать, что слово рыбак образовалось от слова рыбный?
(рыбак – это рыбный человек?) Или, наоборот.

- Можно ли считать, что слово рыбный образовалось от слова рыбак?
( рыбный (суп) – т. е. сделанный из рыбака?) Это нелепо!
- Значит ли это, что слова рыбак и рыбный родственниками не являются?
- Так от какого же слова образовались оба этих слова? (рыба)
- Можно ли считать родственными все три слова – рыбак, рыбный, рыба? Уточним модель родственных слов:
рыбак рыбный
рыба
- Как вы объясните, что такое родственные слова?
3. Моделирование
4. Игра «Среди нас чужак» (групповая работа)
IV. Итоговая рефлексия
- Какова была тема нашего урока?
- Так есть ли у слов родственники?
- Как определять «родство» между словами?
V. Домашнее задание: упр. 279





15