Конспект занятия Древнерусские азбуки

Конспект занятия
по теме: Древнерусские азбуки
Рабочая программа «Лингва»
по русскому языку

Раздел программы «Историческая грамматика»

Предмет - русский язык; год обучения 2 (6классс)
Тема занятия: Древнерусская азбука
Цель занятия: познакомить учащихся с историей старославянского языка и его влиянием на современный русский язык
Задачи:
Учебная: познакомить обучающихся с первыми азбуками глаголицей и кириллицей.
Познавательная: познакомить обучающихся с гласными буквами-дубликатами, способствовать формированию навыков работы со старославянским текстом.
Мотивационная: пробудить интерес к изучению материала, заинтересовать обучающихся процессом выполнения олимпиадных заданий.
Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к родному языку.
Прогнозируемый результат:
Предметные умения: иметь представление о двух азбуках (сходство и различие); уметь распознавать буквы-дубликаты; знать пословицы, связанные с буквами алфавита (древнего и современного)
Личностные УУД: оценивать усваимое содержаение занятия (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Метапредметные УУД: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; обладать навыками тезирования и составления алгоритма.
Время проведения: 1 час 20 минут.
Тип занятия: изучение нового материала
Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный частично-поисковый стилистический анализ текста, сравнение и сопоставление.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Литературный ряд: Стихотворение И. Бунина «Слово», « Остромирово евангелие».
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран
Программное обеспечение: презентация.
Структура учебного занятия:
1.Организационный этап.
2. Подготовительный.
3. Основной.
4. Закрепление знаний и способов действий.
5. Контрольный.
6. Итоговый.
7. Рефлексивный.
8. Информационный.
Использованная литература и интернет источники:
1.Крючник В.Ф., Можейко Н.С. Старославянский язык. Изд. 2-е, доп. Минск, «Вышейш. Школа, 1974.
2.Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4(А. В. Григорьев, А. М. Камчатнов. О. М. Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2012. – (Пять колец).
3. Улуханов М.Сю О языке Древней Руси. М.: Просвещение,1972

- сайт «Электронная энциклопедия. Мир вокруг нас»
-сайт «Олимп.РУ»
- Интернет-портал «Русский язык» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Ход занятия
Содержание этапа

Деятельность педагога
Деятельность детей

Организационный этап (5 минут)

Цель для педагога: создать положительный настрой на учебную деятельность и активизацию внимания.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный речь.
Цель для обучающихся: получить эмоциональный настрой на занятие.



Здравствуйте!


Слушают






Подготовительный этап (10 минут)

Цель для педагога: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Сегодня у нас очень необычное занятие-путешествие в лингвистику, в историю языка, и говорить мы будем о старославянской письменности.
- Почему именно о ней?







Цель для детей: постановка цели занятия, овладение навыками тестирования.
Пояснение педагога.
В прошлом году мы познакомились с создателями нашей азбуки. Давайте более подробно поговорим о них. Ваша задача вслед за выступающим записать основные положения его сообщения.






Проверка записей. Корректирование.





Ответы учащихся:
-нам интересен старославянский язык
- как появился алфавит, кто его создал – эти вопросы часто задают себе люди




Ученик (индивидуальное задание) выступает с презентацией «Основоположники старославянского алфавита Кирилл и Мефодий».
Учащиеся в тетради составляют тезисы.
Один из учеников читает записанное, остальные дополняют.



Основной этап (35 минут)

Усвоение новых знаний и способов действий.
Цель для педагога: познакомить обучающихся с первыми азбуками глаголицей и кириллицей (сходство и различие).
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Цель для обучающихся: познакомиться с буквами глаголицы и кириллицы.
Фронтальная беседа:
Итак, первая азбука была создана.
- Вы, наверняка, знаете, какое название она получила.
Эта азбука называется ГЛАГОЛИЦА.
- Как вы думаете, почему её так назвали?
Историческая справка (Приложение №2).
- Посмотрите на свой раздаточный материал! Так выглядела глаголица - самая древняя славянская азбука.
Вторая азбука КИРИЛЛИЦА в сущности, - это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских языков, которых нет в греческом языке. Поэтому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси».
- Почему азбуку назвали кириллицей?
Посмотрите на неё в своих раздаточных материалах.
- Чем отличается эта азбука от глаголической?
Обратите внимание на буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука (зачитываются названия букв). Названия букв должны были напоминать людям о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди.
Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Они же перевели греческие книги на славянский язык. 24 мая мы отмечаем праздник славянской письменности и культуры.
Динамическая пауза
Цель для педагога: познакомить с буквами-дубликатами.
Цель для обучающихся: научиться правильно называть буквы и начертать их.
Используя старославянскую письменность, наши предки постепенно приспосабливали ее к своему языку. Так в старославянском языке были носовые гласные звуки (юс большой, юс малый), передавались особыми буквами. (Показываются буквы).
Но в древнерусском языке носовых уже не было, поэтому эти буквы постепенно перестали употреблять. Наше письмо, ребята, претерпело две большие реформы. 1- была проведена Петром I, он специальным указом отменил некоторые лишние для русского языка буквы:
· (омега) - она представляла то же, что и буква О (он)

· (пси) - то же, что и ПС
З (кси) – то же, что и КС

· (зело) – то же, что и З (земля)
Ф (фита) – то же, что и Ф (ферт)
Буква Ъ (ять) передавала тот же звук, что и буква Е (есть). Школьникам приходилось запоминать, зазубривать, где писать Ъ, а где Е: дЕньги, но дЪ ти;
вЕсело, но вЪсть; рЕбро, но рЪпа; сЕльский, но сЪвер
Слово есть - (принимать пищу) - писалось с Ъ (ять), а ЕСТЬ - в смысле «быть» - с Е (есть). (Приложение №3)
Практикум.
Цель для педагога: научить алгоритму написания букв Ъ (ять) и Е (есть).
Цель для обучающихся: выявить позиции, в которых писались буквы Ъ (ять) и Е (есть).
Задание №1. По старой орфографии надо было писать: весло, вътер, лев, пень, лъс, мъл. Отметьте в списке слова, в которых не могла писаться буква ять.
Цель для педагога: познакомить со звуком И, который в старославянском языке обозначался тремя буквами, научить алгоритму написания букв иже и ижеи.
Цель для обучающихся: выработать алгоритм употребления букв иже и ижеи в предложенном задании, овладеть навыком написания этих букв и буквы ижица в определенных словах.
А букв, которые обозначали звук И, было аж три: иже (и восьмеричное), ижеи (и десятеричное), ижица.
- Как вы думаете, почему восьмеричное, десятеричное?



Задание №2. По старой орфографии надо было писать: Марiя, бриллiантъ, высокiй, дiаметръ, знанiе. Запишите в старой орфографии слова: ситуация, иероглиф, лисий.
Пояснение педагога. Буква ижица употреблялась только в таких словах, как МИРО, СИНОД и некоторых других церковных словах.
Перемена (10 минут).

Цель для педагога: выявить знания учащихся пословиц, связанных с буквами старославянского языка. Дополнить новыми.
Цель для обучающихся: вспомнить пословицы.
О тяготах учения говорят пословицы.
- Знаете ли вы их?
- Какие пословицы, связанные с буквами старославянского языка, вы ещё знаете?
- Как вы понимаете их?
Первичная проверка понимания новых знанйй.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Продолжаем говорить об изменении азбуки. Только после Октябрьской революции, после двух декретов 1917 и 1918 годов стала утверждаться новая орфография - та, которой мы пользуемся сейчас.
Перед вами буквы старославянской азбуки. Сравните их с современным русским алфавитом.
- Сколько букв в старославянской азбуке? Сколько букв в современном русском алфавите?
- Каких букв нет в современном алфавите? Почему?
Правильно. Такие буквы называются дубликатами.










Ответы учащихся:
- кириллица
- глаголица
Ответы учащихся
Просмотр слайда №1
Работа с раздаточным материалом





Ответы учащихся
Работа с раздаточным материалом








Запись в тетради

Выполняют физические упражнения



Просмотр слайда №2
Запись в тетрадь




Просмотр слайда №3




Запись в тетрадь

Просмотр слайда №4










Выполняют задание
Мех, мести, меч, мера, верх, верчу, день, лен (лён)





Работа с раздаточным материалом
Ответы детей
- Иже имела цифровое значение 8, а ижеи – 10.


Дети вырабатывают алгоритм и записывают слова: ситуацiя, iероглифъ, лисiй.
Запись в тетрадь





Ответы детей:
- Прописать ижицу.
- Фита да ижица - к ленивому плеть ближится.
- От фиты подвело животы и др.
Запись пословиц в тетрадь






Работа с раздаточным материалом
- 43,33

- Они передавали то же, что и другие буквы


Закрепление знаний и способов действий (10 минут)

Цель для педагога: обеспечить усвоение обучающимися новых знаний и способов действий.
Цель для обучающихся: перевести старославянский текст на современный русский язык.
Ребята, учёным-исследователям старославянского языка приходилось не так-то просто, чтобы перевести тексты на нам понятный язык. Посмотрите на слайд. Это вторая страница Остромирова евангелия - крупнейшего памятника старославянской письменности.
Историческая справка (Приложение №4).
А так выглядел старославянский текст уже после того, как над ним поработали учёные.
Притча о сеятеле. (Читается текст.)
ИЗИДЕ СИ СТЪ СМЕНЕ СВОГО. И ГДА СIАШЕ ОВО ПАДЕ ПРИ ПТИ И ПОПЬРАНО БЫСТЪ ПЪТИЦ НЕБЕСЬНЫ ПОЗОБАШ  А ДРОУГО ПАДЕ НА КАМЕНЕ И ПРОЗБЪ ОУСЪШЕ ЗАН НЕ ИМАШЕ ВЛАГЫ. А ДРОУГО ПАДЕ ПОСРД ТРЬНИIА И ВЪЗДРАСТЕ ТРЬНИ И ПОДАВИ  А ДРОУГО ПАДЕ НА ЗЕМЛИ ДОБР И ПРОЗБЪ СЪТВОРИ ПЛОДЪ СЪТОРИЦЕ.
- Тяжело, ребята, понять смысл текста и перевести его? Это наш первый опыт.
Контрольный этап (10 минут)






Просмотр слайда №5



Просмотр слайда №6



Слушают






Задание выполняется в группах


Цель для педагога: провести корректировку усвоения изученных букв азбуки кириллица.
А теперь мы с вами прослушаем ваши переводы и как его перевели учёные-исследователи старославянских текстов. Вышел сеятель сеять семя своё. И когда сеял, одно упало при дороге, и потоптано было, птицы небесные поклевали его. А другое упало на на камень и, взойдя, высохло, потому что не имело влаги. А другое упало посреди терния, и выросло терние и подавило его.
- Как вы думаете, здесь говорится прямо о сеятеле и о семене?
- Правильно. Старославянские тексты были церковного содержания. И эту притчу нужно воспринимать в иносказательном смысле.
- Как вы её понимаете?



Слушают выступления одного представителя группы, дополняют



Ответы учащихся
Ответы учащихся

Итоговый этап (5 минут)

Цель для педагога: проверить усвоение темы обучающимися.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели.
Мы сегодня познакомились с первыми азбуками, освоили алгоритмы употребления букв-дубликатов, хорошо справились с заданиями. Давайте вместе повторим некоторые положения занятия.



Просмотр слайда №7
Отвечают на вопросы

Рефлексивный этап (5минут)

Цель для педагога: ответить на вопрос «Что сегодня было главным?»
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Обучающиеся обмениваются мнениями

Информационный этап

Цель для педагога: определить перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, логики дальнейших занятий
На следующем занятии нас ждет знакомство с согласными буквами азбуки кириллица, их судьба, а также перевод старославянских текстов.




Приложение №1
















Приложение №2
Историческая справка

Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для неё подходящую письменность.
Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу её творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник (вероятно, символ Троицы) и круг (возможно, символизирующий вечность, бесконечность, полноту Бога).

Приложение №3
Мнемоника- искусство запоминания
Правописание 
Блый, блдный, бдный бсъ
Убжалъ голодный въ лсъ.
Лшимъ по лсу онъ бгалъ,
Рдькой съ хрномъ пообдалъ
И за горький тотъ обдъ
Далъ обтъ надлать бдъ.
Вдай, братъ, что клть и клтка,
Ршето, ршётка, стка,
Вжа и желзо съ ять,
Такъ и надобно писать.
Наши вки и рсницы
Защищаютъ глазъ зницы,
Вки жмуритъ цлый вкъ
Ночью каждый человкъ
Втеръ втки поломалъ,
Нмецъ вники связалъ,
Свсилъ врно при промн,
За дв гривны продалъ въ Вн.
Днпръ и Днстръ, какъ всмъ извстно,
Дв рки въ сосдств тсномъ,
Длитъ области ихъ Бугъ,
Ржетъ съ свера на югъ.
Кто тамъ гнвно свирпетъ?
Крпко стовать такъ сметъ?
Надо мирно споръ ршить
И другъ друга убдить
Птичьи гн
·зда грхъ зорить,
Грхъ напрасно хлбъ сорить,
Надъ калкой грхъ смяться,
Надъ увчнымъ издваться

Приложение №4

Историческая справка
Обратите внимание, что текст писался вручную, без знаков препинания, слова не отделялись друг от друга! Очень тяжело было разобраться во всё этом, не правда ли? Смотрите, как текст украшен!
Приступая к переписыванию, писец возносил к Богу молитву о благополучном окончании предпринятого труда. Некоторые книги писались в течение двух-трех лет. Писали крупно, буквы ставили прямо. Каждую букву писали в несколько приемов. На каждой странице оставляли широкие «берега» во все стороны, то есть поля. Чернила употреблялись железистые, сильного раствора, глубоко проникавшие в пергамент. Смотря по умению и усердию, книги писались весьма различно. В начале каждой главы или в конце помещалась заставка, нарисованная сложным узором.
- Обратите внимание, какая первая буква?
Заглавные буквы писались красными чернилами, киноварью. Иногда заглавные буквы затейливо украшались золотом, серебром, разными красками, узорами и цветами. В орнаментацию русских рукописей, преимущественно заглавных букв, входили разные фантастические существа: чудовища, змеи, птицы, рыбы, звери.
- Как вы думаете, какое выражение пошло от этой особенности написания текста? А точнее от особенности написание первой, заглавной буквы?
Приложение №5
Грамота 9 Новгород, {1160–1180} Раскоп Неревский, усадьба «Б» Условная дата: 1160–1180, cтратиграфическая дата: сер. 30-х – сер. 70-х гг. [предпочт. не ранее 60-х] XII в., внестратиграфическая дата: 60-е – 90-е гг. XII в. Категория: письма Содержание: От Гостяты к Василю (жалоба прогнанной мужем жены). Сохранность: целый документ Статья ДНД: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Литература: Вермеер 1996; Вермеер 1999; Жуковская 1959; Кузьмин 1952; Курашкевич 1981; Мещерский 1958; Мещерский 1962; Палеогр. 1955; Пиотровская 1984; Поппэ 2003; Попр.-IX; Попр.-VIII; Факкани 1987; Факкани 1995; Якобсон 1952/1953 Том НГБ: I Место хранения: ГИМ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


`От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость'











Приложение№6