Методическая разработка открытого заседания кружка на тему Музей забытых вещей
0-8572500
Луганский колледж
технологий торговых процессов и кулинарного мастерства
Методическая разработка открытого заседания кружка
«Специалист»
Тема: «Музей забытых вещей»
Разработала: преподаватель специальных дисциплин Литвинова О. А.
Луганск 2017
Луганский колледж
технологий торговых процессов и кулинарного мастерства
Методическая разработка открытого заседания кружка
«Специалист»
5486409525Тема: «Музей забытых вещей»
00Тема: «Музей забытых вещей»
Разработала: преподаватель специальных дисциплин Литвинова О. А.
Луганск 2017
Данная методическая разработка направлена на совершенствование качества профессиональной подготовки и развития творчества в современных условиях конкурентоспособности обучающихся по профессии «Продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров».
Проведение открытого заседания кружка «Специалист» позволяет активизировать обучающихся, создает условия для развития инициативы, творчества, организаторских способностей, самостоятельности при принятии решений. А так же обеспечивает максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной способности, вызывает у учеников интерес к познанию нового материала и углубление знаний по ранее изученному материалу.
Презентация, содержащаяся в данной разработке, содержит слайды, посвященные истории возникновения различных видов одежды и предметов гигиены.
Данный материал можно использовать ,как на уроках специальных дисциплин, так и с целью повышения эффективности организации и проведения внеклассного мероприятия в рамках «Дня профессии».
Методическая разработка открытого заседания кружка
«Специалист»
Тема: «Музей забытых вещей»
Место проведения: каб. № 304
Цель заседания:
Учебная:
► Расширить знания учащихся по ассортименту
товаров непродовольственной группы.
Воспитательная:
► Воспитать у учащихся чувство сплоченности,
интерес к своей профессии.
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело
Развивающая:
► Развитие познавательной, творческой активности,
способности анализировать, делать выводы, развить
навыки общения с покупателями.
Совершенствование профессиональных компетенций.
Вид заседания:
♦ виртуальная экскурсия
Оснащение заседания:
презентация;
мультимедийный проектор
компьютер
Участники: учащиеся гр___________обучающиеся по профессии
« Продавец продовольственных товаров; продавец непродовольственных товаров.»
Ход заседания кружка:
Преподаватель:
«Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы проводим открытое заседание кружка «Специалист» на тему: « Музей забытых вещей ». Вещи заслуживают нашего внимания, уважения и понимания. Они – необходимый и важный элемент нашей повседневной жизни. Они - воплощение творческого труда мастеров самых различных специальностей. Они-результат поисков и усилий многих поколений иногда известных, а чаще безымянных изобретателей и художников. Часто поэтому то, что стоит за любой, даже самой простой, материальной вещью, если мы дадим себе труд ею поинтересоваться, попытаться узнать ее происхождение, способно существенно расширить наш кругозор, обогатить наш духовный мир. Короче говоря, вещи – вещь серьезная. Сегодняшняя экскурсия – это обстоятельное и в то же время увлекательное путешествие в мир некоторых наиболее обычных, постоянно употребляемых нами предметов, а помогут нам в этом наши гиды-экскурсоводы. Мы побываем с вами в трех экскурсионных залах и узнаем историю пальто, приключения рубахи, прошлое юбки, узнаем много интересного о мыле и зубном порошке, причину возникновения пудры.
Итак, мы находимся в первом зале нашего музея. Это зал верхней одежды.
Гид-экскурсовод:
В наше время верхнюю одежду длинного покроя принято называть « пальто». Попытки разыскать предков пальто приводят нас в античный мир, где верхняя одежда не знала кроя и поэтому не могло быть и речи об одежде длинного покроя. Одежду в основном не надевали на себя, а драпировались в нее. Вполне возможно считать, что древним грекам ,например, пальто заменял кусок шерстяной ткани, называвшийся гиматием. Носили его поверх рубахоподобного хитона и застегивали на левом плече, фибулой, правое оставалось неприкрытым.
Надобность в этой одежде возникала в ненастную и холодную погоду. Другой древнеримский плащ – лацерну можно, наверно считать древним прототипом военной шинели. Она имела капюшон и поначалу заменяла римлянам дождевик – в непогоду ее набрасывали на тогу. Потом лацерна стала служить военным и всадникам. У покоренных галлов древние римляне заимствовали небольшой практичный плащ сагум и одевали в него своих солдат.
Тога – одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает « покрытие». .Представляла собой кусок материала, как правило. Из белой шерсти. Который носили как плащ. Ни рабы, ни чужеземцы, ни ссыльные не имели права носить тогу.
Пальто, каким мы его знаем сегодня, то есть однобортная или двубортная длиннополая верхняя одежда, пришло из Испании в 17 веке. Здесь пальто было крестьянской одеждой. В Голландии, которая в 17 веке была в орбите испанских влияний, этот крестьянский плащ с капюшоном становится дворцовой одеждой, а во Франции это уже – часть военного обмундирования. В 20 веке началась почти лихорадочная смена фасонов пальто: длинные до пят модели сменялись короткими, макси отвергались во имя мини. Приталенные дамские модели уступали вдруг трубообразным, овальные – каплевидным.
Начало века дамская мода встретила плюшевым пальто: днем носили пальто из темного плюша, вечером – из светлого. Жены толстосумов и аристократов стали щеголять в длинных вечерних пальто, отделанных очень дорогим мехом, в пальто из парчи и бархата. Лет двадцать назад синтетика потеснила шерсть, чтобы потом на время сдать позиции джерси. В современном пальто, мужском или женском, уже не узнать древних одежд – гиматия, тоги, паллы, кафтана. Но ничего, как говорят, не вырастает на голом месте. И история пальто еще одно убедительное доказательство этому.
Следующий зал нашего музея познакомит нас с историей привычной для нас одежды –рубашки и юбки.
Гид-экскурсовод:
Строго говоря, рубаха в качестве нижней одежды, нательного белья, сорочки, утвердилась в обиходе относительно недавно. Объяснение тут простое: мучительно медленно и долго вырабатывалось новое отношение людей к культуре быта и гигиене. На это ушли многие тысячелетия. И все же в глубине тех же тысячелетий можно найти то, что позже стало рубахой. Одежда древних египтян состояла из двух кусков ткани. Из одного сооружали нечто вроде туники с вырезом на груди, тело было туго упаковано в нее. Другой кусок ткани сворачивался в виде трубы и прикрывал нижнюю часть тела. Это был калазирис, который держался на длинных бретельках.
К наиболее древним предкам рубахи можно отнести хитон. Хитон имел вид рубахи. Но древним грекам он служил такой же верхней одеждой, как наш костюм, например, только одевали его прямо на голое тело.
Туника на много веков пережила своих римских владельцев. Но только к 10 веку появляются первые признаки ее превращения в рубаху.
Надо иметь в виду, что домашнее производство тканей делало одежду в ее полном наборе малодоступной для простого люда. В период раннего средневековья на изготовление одного квадратного метра ткани уходило от 60 до 80 часов. Нижняя рубаха еще и в 16 веке большая редкость. Даже знатные дамы имели по одной рубахе. Если сорочка была в стирке, то ее обладательнице ничего не оставалось ,как ждать в постели.
В истории юбки мы опять находим подтверждение тому, что почти все сословия не упускали случая, чтобы даже с ее помощью подчеркнуть значимость своей персоны. Очень хорошо этой цели служил шлейф.
Самый внушительный шлейф был у коронационного платья Екатерины 2 – длиной 70 метров и шириной 7 метров, его несли 50 пажей. В 16 веке, когда лидерство в моде переходит к Испании, шлейф предается забвению. В русской деревне юбки стали носить не раньше середины 19 века. Поначалу шили их как привычные в деревне сарафаны – на лифе, который был из более легкой ткани и заменял собой нижнюю сорочку.
Было принято верхние юбки шить из батиста или ситца – голубые , розовые, кубовые, стальные, синие. В семьях с достатком могли себе позволить городские покупные ткани – бархат, бенгалин, репс, кашемир. Но такие юбки были дороги и надевали их только по праздникам и в церковь. По числу юбок мерился достаток. У донских казачек бывало по 15-20 юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета.
Древнее юбки была на Руси понева. Это то же , что юбка, только полы, как правило , были не сшиты. Понева была бабьей одеждой. Девичий наряд, как правило, состоял из рубахи с шерстяным поясом, а поверх – фартук или армяк. В канун совершеннолетия, на именины девушки или в праздник на нее при всех родных подруги надевали поневу. Девушку, надевшую поневу, можно было сватать и собирать ей приданое.
И наконец, третий зал нашего музея, поведает нам о вещах привычных, но без которых ,наша повседневная жизнь, была бы менее комфортна.
Гид-экскурсовод:
Предшественницей зубной щетки была тряпочка – до 20-х годов 19 века, когда европейцы обзавелись зубными щетками. Первые зубные щетки имели щетину с обоих концов – держали их посредине рукоятки. Сто лет спустя ( в 1929 году) американец Ф. Шихт запатентовал электрическую виброщетку. Мел в качестве зубного абразива был вне подозрений до 20-х годов прошлого века, когда в Париже вдруг обнаружили, что он может стать причиной стоматита. Началась работа над зубными пастами, в которых тончайшая меловая пудра равномерно распределена в желеобразной массе. Сегодня историку очень трудно решить вопрос о том, кто первым изобрел мыло. Его как будто умели варить древние египтяне за полторы тысячи лет до нашей эры, но употребляли как лекарство. Самые культурные для своей эпохи древние греки тоже обходились без мыла. Мыло даже после его изобретения очень медленно входило в обиход. Обычными моющими средствами древних были: щелок, природная углекислая сода, мед, бобовая мука, клей, глина, пемза, желчь и даже моча. Древние римляне знали мыло , но лицо предпочитали мыть глиной с островов Селинус и Хиосс. Первые мыловары как представители обособившегося ремесла появились, судя по многим свидетельствам, в 7 веке в Неаполе. Древняя Русь получила мыло, скорее всего, из Византии. При Петре 1 производство мыла было уже налажено. Осваивалось производство жидкого зеленого мыла зейф на манер голландского, которое « здешнего мыла действием превосходит многократнее».
Но для подавляющего большинства населения России мыло еще было недоступной роскошью. В деревнях пользовались мыльными травами- «боярской спесью». Полтора века назад в России « ходовым» было казанское яичное мыло; готовили его из сала и коровьего масла в пропорции один к одному и три к одному; яичным его называли не зря: на пуд жиров шло от пятисот до трех тысяч желтков. Ароматом оно было обязано розовому маслу.
На казанских мыловарнях яйца били вручную, а работа оплачивалась белками разбитых яиц. На рубеже 19 века мыло становится, по выражению выдающегося немецкого химика Юстуса Либиха,» мерилом благосостояния и культуры государства».
Издавна пудра была растительная и минеральная, но первая все-таки старше второй, готовилась она из риса и пшеницы. Древним египтянам и шумерам пудрой служила охра – красная и желтая. Греки пудрили лица свинцовыми белилами, у них этот обычай переняли римлянки, которые , впрочем, пользовались и пудрой из белой хиосской глины и даже их экскрементов крокодила. В России пудра окончательно обосновалась в екатерининские времена, но была известна на Руси еще с 17 века, и называли ее тогда пудер.
Пудра наших дней имеет минеральную основу – тальк; к нему добавляют крахмал, каолин, окись цинка и другие ингредиенты наряду с ароматическими и красящими веществами. Компактная пудра, которой теперь пользуются все женщины, готовится с добавление полимерных восков, этилированного ланолина и астрогола.
Преподаватель
Вот и подошла к концу наша увлекательная и познавательная экскурсия в мир старинных вещей. А сейчас, я хочу проверить насколько внимательны вы были, и прошу вас ответить на нашу небольшую викторину.
Внимание на экран.
1. Одежда наподобие узкого сарафана длиной от груди до середины щиколоток, держащегося на одной или двух бретелях или цельнокроеную рубашку с рукавами-это?
1. Калазирис
2. Тога
3. Гиматий
2. В Испании в XVII веке пальто представляло собой :1. Плащ с капюшоном , было крестьянской одеждой.
2. Дворцовую одежду.
3. Часть военного обмундирования.
3. Коронационный наряд Екатерины имел шлейф длинною:
1. 3.5 метра
2. 11 метров
3. 70 метров
4. Что представляла из себя понева?
1. Юбку у которой не сшиты полы.
2. Сарафан.
3. Рубаху.
5.Что являлось основой древней пудры?
1. Рис и пшеница.
2. Глина.
3. Охра.