Урок по чтению на тему Музей старинных вещей


КЛАСС: 3 «А»
ФИО учителя: Шарова Н.В.
ТЕМА: МУЗЕЙ СТАРИННЫХ ВЕЩЕЙ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Развитие познавательного интереса.
Развитие ценностного отношения к предметам старины.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
Устанавливать причинно-следственные связи между предметами прошлого и современными предметами.
Понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить с понятиями «музей», «старинная вещь», «примус».
Раскрыть образ старинной вещи – примуса в стихотворении «Примус» О.Э. Мандельштама.
Учить анализировать художественное произведение.
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
Формулировать собственное мнение и позицию, строить высказывание.
Оборудование: учебник литературного чтения 3 класс (автор – В.А. Лазарева) проектор, мультимедийная презентация, интерактивная доска, ноутбук, толковый словарь С.И. Ожегова, книги для выставки, нетбук, картинка с изображением совы.
Ход учебного занятия:
Организационное начало урока.
-!- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок чтения проведу у вас я. Зовут меня Нина Вячеславовна.
Будьте собраны друзья,
Ведь без знаний нам нельзя!
Чтобы много узнавать,
Надо много книг читать!
Изучение новой темы:
Создание проблемной ситуации:
Из далекой старины
Вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили…
- А какие сказочные средства передвижения расскажут нам о мечте человека заглянуть в далекую старину, в другое время?
- Правильно, ковер-самолет, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей)
- Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей)
- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке.
- Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
Она похожа на дом, но дом необычный.
В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
Двигателем этой «машины» являются редкие вещи.
Управляют ею люди, которые рассказывают про старинные вещи.
- Кто догадался, что это за «машина»?
Да, это музей. А что обозначает это слово?
Слайд 1 - заставка.
- Слайд 2. Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение MUSEION на русский язык буквально переводится как храм муз.
-?- А вы когда-нибудь были в музее? Каком? Что видели?
Слайд 3 - музеи.
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Я думаю, и вы его сможете понять.
-?- А вы хотите увидеть старинные вещи прямо сейчас? А для чего?
-?- Какие цели поставим себе? Ведь мы не можем просто посмотреть на предмет.
-Цели: увидеть предметы старины, узнать название и применение.
Работа по теме урока – первичное усвоение новых знаний:
-?- На чем готовят пищу? (Газовая плита)
-!- А вот раньше газовой плиты не было, и приходилось готовить на очень необычном предмете. Этот предмет даже спасал в годы войны прабабушек и прадедушек от голода и холода. А как он выглядел? Вот так. (Достаю и показываю примус). Как он называется?
-!- А что на уроке литературного чтения может помочь добыть эту информацию? Наш учебник.
-!- Предлагаю вам открыть музейную страничку – с.78. Найдите на этой страничке новое и незнакомое для себя слово.
-!- ЭТО ПРИМУС.
-!- А где можно посмотреть значение этого слова? В Толковом словаре. Заглянем в словарь…
Слайд 4. -!- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением поэта 20 века О.Э. Мандельштама «Примус».
Первичное чтение стихотворения учителем.
Первичное восприятие текста:
-?- Понравилось стихотворение?
-?- О чем оно?
-?- Что узнали?
-?- Все ли понятно?
-?- А почему не понятно?
-? - АВТОР ГОВОРИТ О ПРИМУСЕ КАК О ЖИВОМ ПРЕДМЕТЕ, КОТОРЫЙ БОЛЕЕТ, КАК ЧЕЛОВЕК И НУЖДАЕТСЯ В УХОДЕ.
Анализ стихотворения:
Давайте попробуем вместе прочитать тихонько это стихотворение, прочувствовать это стихотворение, отметим места пауз.
Найдите слова, которые делают примус живым:
Вылечить, вымыть, снять головку, кормят примус, чистят.
Какого цвета примус? Золотого цвета.
А почему именно золотой: драгоценный или полезный для чего-то? Примус полезный, потому что служит человеку.
А еще примус после чистки сверкал – как новый, поэтому золотой.
Примус, примусиный – что общее у этих слов? Как называются слова?
Кто такой медник в этом стихотворении? Доктор.
Подберите родственное слово. Медный. А какой это цвет? Сейчас я вам покажу. Мы же в музее старинных вещей. Это – старинный медный таз. Вот и еще один предмет старины.
Чем доктор лечит примус? Зачитайте.
Что такое керосин? Горючая жидкость.
Слайд 5. А представляете себе, как он это делал? Я вам сейчас покажу.
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ.
А сегодня используют примус? Да, его берут туристы в поход.
Первичное закрепление: выразительное чтение стихотворения детьми.
Закрепление.
-!- Таких незаслуженно забытых помощников, как примус, множество. А какие старинные вещи знаете вы?
Рассказы детей о предметах старины.
Дети рассказывают о своем предмете старины.
Керосиновая лампа, ухват, лапти, коромысло, чугунок, шарманка, музыкальная шкатулка.
Слайд 6.
На доске слайд с фотографиями старинных предметов –слайд –6 картинка с изображением музея старинных вещей.
-?- А где можно найти информацию про такие вещи? Выставка источников информации.
4. Итог урока:
Вот такие вещи жили-были, и хозяевам служили. А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели
И гордились стариной,
Так, как я и мы с тобой.
-?- Какие новые знания для себя вы открыли?
5. Рефлексия: слайд 7 – только звук, проектор включать не надо!!!
-?- Что это? Коромысло.
-?- Для чего оно служило?
Прикрепите зеленое ведерко, если урок понравился, много новой информации узнали.
Прикрепите синее ведерко, если урок вас не заинтересовал.