Технологическая карта урока Соседи Римской империи

Технологическая карта
Предмет
История
Класс
5

Тема урока
Соседи Римской империи


Учебное занятие комбинированного типа

Цели
Формирование представления о соседях Римской империи, их занятиях, месте проживания, взаимоотношениях с римлянами

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Овладение базовыми историческими знаниями по теме урока, развитие умений искать и анализировать содержащуюся в различных источниках информацию.
Умение самостоятельно определять цели обучения, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, смысловое чтение, умение работать индивидуально и в группе.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Основные понятия, изучаемые на уроке
Установление мира с Парфией. Разгром римских войск в Германии. Жизнь германцев. Предки славян. Рост Римского государства. Император Август Германцы. Венеды

Организационная структура урока

№ этапа
Этап урока
УУД
Деятельность
ЭОР
Время






учителя
учащихся




Организационный
Быстрое включение в деловой ритм
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку. Положительный настрой
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место





Работа с временными и пространственными категориями
Задание
Лента времени, контурная карта, атлас



1
Мотивация
1. Определять цель в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую главу. Давайте внимательно посмотрим на слайд и подумаем, какие вопросы у нас могут возникнуть после его просмотра?
Формулируют вопросы к анимированной карте в группах и поочерёдно задают их представителям другой группы:
1. Территория какого государства изображена на карте?
2. Как и когда она изменялась?
3. С чем связаны её изменения?
Выдвигают версии о причинах территориальных изменений Римской империи:
1. Завоевания самих римлян.
2. Гражданские войны.
3. Внешняя угроза для Рима со стороны других народов и государств.
Формулируют тему и цель урока:
Соседи Римской империи.
Познакомиться с соседями римлян.
Презентация слайд 1




















Презентация слайд 2


2
Актуализация субъективного опыта














Составлять план деятельности по изучению нового материала
Беседует с учащимися:
- Кого мы называем соседями?
- А если речь идет о стране?


- Как правило, люди хотят знать своих соседей. Как вы думаете, зачем?
- А что, на ваш взгляд, нам интересно знать о своих соседях?

Отвечают на вопросы
Тех, кто живет рядом с нами.
Те народы, которые проживают рядом, те государства, с которыми имеется общая граница.
Как зовут соседей, как они выглядят, какой у них характер, как они живут, как выглядит их жилье, чем они любят заниматься, где работают, какие у них интересы.
Составляют план изучения нового материала:
1. Какие народы и государства были соседями Римской империи.
2. Какие отношения были у римлян с их соседями.
3. Занятия и образ жизни соседей римлян.














Презентация слайд 2


3
Восприятие и осмысление учащимися нового материала

·1. Преобразование графической информации в текстовую.
2. Взаимопроверка правильности выполнения задания.
3. Определять проблему в учебной деятельности.






4. Извлечение информации из карты




5. Выдвигать версии.



6. Выступать с индивидуальным сообщением











7. Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение
Вставьте слова вместо пропусков: 1) Парфяне – это ______ соседи Римской империи. 2) Германцы – это ______ соседи Римской империи.

Попытайтесь перевести название фильма, фрагмент которого вы увидели, и на основе этого названия сформулируйте проблему урока.


Найдите на карте и назовите германские племена



Предположите, какие современные народы стали потомками древних германцев.
Определите на основе картин и сообщения учащегося как складывались отношения римлян и германцев.









Организация работы в группах:
Составить словесное описание германцев на основе отрывков из сочинений древнеримского историка Тацита
Заполняют пропуски с помощью карты:
1) восточные
2) северные



Переводят с помощью учителя название фильма:
«Германцы: варвары против Рима»
Формулируют проблему урока:
Можно ли считать германцев варварами?

Изучают карту и называют германские племена:
Фризы, сигамбры, гермундуры, англы, лангобарды, бургунды, готы
Высказывают предположения и сравнивают свой ответ с образцом.
Рассматривают иллюстрации на слайдах, заслушивают выступление учащегося и формулируют ответ на задание:
Римляне пытались завоевать германцев, но через несколько лет потерпели от них поражение в битве в Тевтобургском лесу. Также римляне нанимали германцев к себе на службу.
Работают в группах военных историков, политологов и археологов и составляют словесное описание германцев на основе памяток, а затем представляют их одноклассникам

Презентация слайд 3





Презентация слайд 4













Презентация слайд 5


Презентация
слайды 6, 7












Презентация слайды 8, 9, 10, 11


4
Первичное понимание и закрепление материала
8. Нравственно-этическое оценивание
Вставьте прилагательные в предложение:
Германские племена - ________ соседи Римской империи.





Завершите предложения: «Мне кажется, что германцев _________ считать варварами, потому что __________________».
«Чтобы между соседними народами были хорошие отношения нужно _______».
Учащиеся подбирают прилагательные, которые характеризовали бы германцев, как соседей римлян.
(Как правило, учащиеся подбирают прилагательные: грозные, опасные, страшные, непредсказуемые и т.п.)
Учащиеся завершают предложения
Презентация слайд 12



Подведение итогов, домашнее задание, оценки
Регулятивные: принимают учебную задачу
Дифференцированное дз
Воспринимают задание, уточняют



5
Рефлексия

Какая работа на уроке вызвала у вас наибольший интерес?
С чем было справиться труднее всего?






15