Технологическая карта урока с элементами ролевой игры и применением АМО технологий по теме: Меоты и кочевники


Технологическая карта урока «Меоты и кочевники»
Организационная информация
Предмет кубановедениеКурс/группа, количество человек 1 курс, 15 группа, специальность 43.02.10 Туризм, 20 студентов
Тема Меоты и кочевники
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) Радченко Наталья Владимировна
Должность Преподаватель кубановеденияОбразовательное учреждение ГБПОУ КК «АЛХТ»
Республика/край Краснодарский край
Город/поселение Город Апшеронск
Описание урока/мероприятия/занятия
Тип урока (мероприятия, занятия) Комбинированный
Форма урока Урок – с элементами ролевой игры и применением АМО технологий (СОТ, ИТ, ЗОТ)
Время реализации учебного занятия 45 минут
Цель учебного занятия Рассмотреть процесс заселения Кубани меотскими, скифскими и сарматскими племенами
Задачи учебного занятия: (образовательные, развивающие, воспитательные)
Образовательные:
Продолжить изучение особенностей процесса заселения Кубани меотскими, скифскими и сарматскими племенами;
Закрепить знания студентов о занятиях, обычаях и общественном строе меотов, скифов и сарматов
Развивающие:
1. Развивать умение пользоваться различными источниками для поиска необходимой информации;2. Формировать навыки анализа исторических источников, работы с научной информацией;Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к прошлому родного края
2. Посредством групповой работы воспитывать чувство коллективизма, чувства такта, отзывчивости и умению управлять своими эмоциями;
3. Воспитывать уважение к культуре разных народов, проживавших на Кубани
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) Предметные:
Эффективная ориентация в культурном пространстве региона
Личностные:
развитие эстетического сознания через освоение регионального художественного наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического характера;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, культуре, традициям, языкам, ценностям народов своего региона и России в целом, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопониманияМетапредметные:
Добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать ее;
Ориентироваться в системе источников информации разного типа по вопросам прошлого Кубани;
Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей.
Аналитическая информация
Почему именно технология «Экскурсионные приемы»?
Технология «Экскурсионные приемы» позволяет достичь поставленных целей и задач урока?
Урок проводится для студентов 1 курса специальности 43.02.10 Туризм и является пропедевтическим и подготовительным перед изучением профессиональных модулей. В практической деятельности специалистов по туризму немало примеров, когда они знают о существовании методических приемов, но при проведении конкретных мероприятий и экскурсий не используют эти приемы. Объясняется это просто - они не знают, как их использовать. Вот почему важной задачей совершенствования мастерства специалистов по туризму в настоящее время является практическое усвоение ими методических приемов. Данное учебное занятие поможет овладению элементов приемов описания, характеристики, экскурсионной справки, соучастия, персонификации. На выбор групп предлагается приемы овладение приемами климактерическими или антиклимактерическими.
Достоинство данной технологии: интерактивное обучение, хорошая запоминаемость, интенсивное взаимодействие с материалом, коррекция общения.
Применение технологии позволяет решать следующие задачи:
Обучающие: Способствует актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;
Развивающие: Способствует овладению культурой ведения полилога, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, позволяет сформировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности, создать целостное видение проблемы;
Воспитательные: Способствует моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее мультиперспективности развития и свободы выбора.
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии «Экскурсионные приемы»?
Увеличение интереса к предмету за счет использования новых методов. Срабатывает положительно эффект неожиданности.
Технология «Экскурсионные приемы» дает четкий алгоритм выполнения заданий – в результате студенты оказываются в ситуации успеха (каждый выступающий ощущает себя успешным, потому что ему помогли товарищи в группе) Личностная результативность на таких уроках значительно повышается.
Формируется умение хорошо выполнить задание в короткий (или точно обозначенный) срок
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия Уроки предложенной модели успешно проводятся в сплоченных коллективах, где легко формируются группы. Не возникает конфликтов при смене участников в группе.
Дополнительная информация
Ресурсы, оборудование и материалы Расставить парты в аудитории для работы в группах. Табуляторы «Меоты», «Сарматы», «Скифы». Тетради для записей, ручки.
Список учебной и дополнительной литературы
Кубановедение: Учебное пособие для 10 класса/ Под ред. В.Н. Ратушняка -Краснодар, 2013
Пособие Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Раздел 2. Экскурсионная методика.
История Кубани. С древнейших времен до наших дней. DVD.
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
Каждая группа готовит рассказ от лица представителя одного из народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа, используя карты, учебник, раздаточный материал. Рассказ строится с использованием элементов экскурсионных приемов: описания, характеристики, соучастия, персонификации. Остальные группы составляют экскурсионную справку на основе этого рассказа.
Ссылки на использованные интернет-ресурсыhttp://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm.
http://moi-universitet.ru , http://moi-amour.ru
Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал «Мой университет» http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Подробный конспект урока
Фаза урока/занятия/
мероприятия Этап урока Время, продолжительность
этапа Подробное описание технологии по установленной схеме:
- Название метода
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения дискуссии.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия Инициация, погружение в тему (целеполагание), определение ожиданий
5 минут Инициация
Название метода «Мы вместе» (заимствованный, Литвинова Н.А., SbornikAMOFest3)
Цели и задачи метода: Создать комфортную обстановку начала, настроить на предстоящую работу
Технология проведения: Взяться всем за руки и сказать: «Мы вместе! У нас все получится!» (1 минута).
Погружение в тему (целеполагание)
Название метода: «Пройди аттестацию» (авторский)
Цель и задачи метода: вхождение или погружение в тему.
Технология проведения: Тестирование, после проверки выдаются билеты как пропуск для выполнения следующего задания. Билеты 3 цветов (для деления на 3 группы на следующем этапе) (3 минуты)
Необходимые материалы: билеты как пропуск, проектор, компьютер,
С какого века началось применение железа в качествеосновного материала для изготовления орудий труда?
а)с VI в. до н. э.
б)с VIII в. до п. э.
в)с X в. до п. э.
2.Как назывался способ восстановления железа из руды вранний железный век?
а)сыродутный
б)ковка
в)термический
731520041275003.Назовите понятие, которому соответствует определение:пропитывание тканей трупа веществами, препятствующими ихразложению:
а) погребение
б)травление
в)бальзамирование
4.Выберите правильный ответ: Скифы характеризуются:
а)«звериный» стиль украшения
б)оседлый образ жизни
в)курганный обряд захоронения
5.Оцените утверждение:
Раскопки скифских курганов свидетельствуют о диких нравах того времени.
а)верно
б)неверно
Восстановите последовательность событий:
а)укладывают в могилу царя слуг
б)люди отрезывают себе часть уха
в)насыпали земляной курган
г)бальзамирование тела царя
д)тело царя привозят в Геры
е)возили тело царя по племенам, входившим в состав Скифского царства.
Определение ожиданий
Название метода: «Метод почтовый ящик» (заимствованный)
Цель и задачи метода: выяснить ожидания и опасения участников
Технология проведения: Обучающиеся на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опускают в прорезь коробки. Ответы в конце урока будут зачитаны (1 минута)
Необходимые материалы: цветные карточки, коробка. Добрый день! Сегодня у нас на уроке гости. А когда гости в доме, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем: «Мы вместе! У нас все получится!»
Специалист в сфере туризма должен владеть большим количеством информации и проходить тестирование на эрудицию. Мы попытаемся пройти аттестацию на знание исторической информации о прошлом Кубани и получить пропуск для выполнения следующего задания
Ключи к тесту: 1 — б; 2 — а; 3 — в; 4 — а, в; 5 — а.
Ключи к тесту: г-е-б-д-а-в.
Фаза 2 «Работа над темой»
Обсуждение проблемы в группах
15 минут Проработка содержания темы
Название метода: «Экскурсионные приемы» (авторский)
Цель и задачи метода: Добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать ее; ориентироваться в системе источников информации разного типа по вопросам прошлого Кубани
Технология проведения: Каждая группа готовит рассказ от лица представителя одного из народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа, используя карты, учебник, раздаточный материал. Рассказ строится с использованием элементов экскурсионных приемов: описания, характеристики, соучастия, персонификации. Остальные группы составляют экскурсионную справку на основе этого рассказа.
Необходимые материалы: Компьютер, проектор, колонки, экран, раздаточный материал
История Кубани. С древнейших времен до наших дней. DVD, Кубановедение: Учебное пособие для 10 класса/ Под ред. В.Н. Ратушняка -Краснодар, 2013, Пособие Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Раздел 2. Экскурсионная методика.
Табуляторы «Меоты», «Сарматы», «Скифы». Тетради для записей, ручки.
1 группа: «Меоты»
2 группа: «Сарматы»
3 группа: «Скифы»
Перед обсуждением в группах и проработки содержания все просматривают фрагмент из учебного фильма История Кубани. С древнейших времен до наших дней. DVD (меоты, скифы, сарматы). Специалист в сфере туризма должен уметь доходчиво донести информацию и грамотно ее оформить (экскурсионная справка). У каждой группы есть шаблон экскурсионной справки. Каждая группа готовит рассказ от лица представителя одного из народов, населявших Кубань в эпоху раннего железа, используя карты, учебник, раздаточный материал. Рассказ строится с использованием элементов экскурсионных приемов: описания, характеристики, соучастия, персонификации. Остальные группы составляют экскурсионную справку на основе этого рассказа.
1. Преподаватель поясняет критерии оценки за урок:
а) первичную оценку даёт после обсуждения представитель группы
б) окончательную оценку получает каждый по результатам выступлений
2. Подготовка к выступлению, обсуждение в группе, подготовка ответа
Релаксация 3 минуты Разминка
Название метода: «Земля, воздух, огонь и вода» (заимствованный)
Цель: повысить уровень энергии
Технология проведения: преподаватель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
Земля. Ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Преподаватель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте.
Огонь. Студенты активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Преподаватель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Студенты представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.Презентация
точек зрений групп и ответы на вопросы 12
минут Название метода: «Ролевая игра «Мы племя - …» (авторский)
Цель и задачи метода: Формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей. Воспитывать интерес к прошлому родного края. Посредством групповой работы воспитывать чувство коллективизма, чувства такта, отзывчивости и умению управлять своими эмоциями; воспитывать уважение к культуре разных народов, проживавших на Кубани
Технология проведения: Выходит группа («племя») и презентует «себя» описывает и характеризует свой быт, нравы, занятия. Остальные группы оформляют рассказ в виде экскурсионной справки.
Необходимые материалы: слайдовая презентация Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» Рефлексия
5минут Название метода: «Метод почтовый ящик» (заимствованный)
Цель и задачи метода:
Технология проведения: Обучающиеся на приготовленных карточках в начале урока написали свои ожидания и опустили в прорезь коробки. Ответы в конце урока зачитываются и обсуждаются.
Необходимые материалы: цветные карточки, коробка. Домашнее задание/Инструктаж 3 минуты Название метода: «Записки экскурсовода» (авторский)
Цель и задачи метода: профориентация и мотивация своей будущей профессии
Технология проведения: оформить экскурсионную справку о занятиях, обычаях и общественном строе меотов, скифов и сарматов
Необходимые материалы: презентация урока, материалы учебника, тетради, ручки. Комментирование оценок 2 минуты