Итоговое занятие по внеурочной деятельности на тему Волшебный мир тряпичной куклы (1-4 классы)
Внеурочная деятельность «Мастерим игрушки сами». Итоговое занятие по теме «Волшебный мир тряпичной куклы».
Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества, через изготовление образцов кукол.
Задачи:
Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Знакомить с народными традициями , в которых были задействованы тряпичные куклы.
Формировать знания, умение, практические навыки работы с текстильным материалом.
Развивать творческие способности.
Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно- продуктивной деятельности.
Прививать любовь к обычаям предков.
Воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Методы обучения:
Методы эмоционального стимулирования художественно- практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение)
Методы развития познавательного интереса ( создание познавательной ситуации, создание ситуации творчества)
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с принципами изготовления кукол;
- научить изготовлению нескольких видов традиционной народной куклы;
- формировать практические приемы и умения работы с тканью;
- воспитывать детей в духе народной культуры, пробудить у детей историческую память;
-развивать мелкую моторику.
Метапредметные
Познавательные:
- рассказать об истории, значении кукол в жизни русского народа;
-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять контроль по результату;
-формировать положительное отношение к учению.
Коммуникативные:
- развивать коммуникативные навыки;
-оказывать необходимую взаимопомощь;
-умение слушать и вступать в диалог.
Личностные:
- развивать эмоционально-эстетическое восприятие и художественно-творческие способности;
-способствовать развитию устойчивой учебно-познавательной мотивации;
-способствовать формированию дифференцированной самооценки;
-волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Оформление класса в стиле народной избы.
Обеспечение занятия:
- короб с различными образцами народных кукол;
-ширма;
-скамьи;
- образцы готовых тряпичных кукол;
- разноцветные нити;
- х/б ткань ;
- синтепон;
- Аудиоаппаратура;
- Диски с записями мелодий русских народных песен.
Ход занятия
(Дети сидят за столом на скамейках. Звучит народная музыка «Сударушка»)
Учитель:
Ох, денёк уж больно долог,
Насчитала сорок ёлок.
Я на лавке посидела,
Я в окошко поглядела.
Не позвать ли мне ребят,
Вдруг послушать захотят.
(обращается к детям)
Здравствуйте, девчонки – веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте, ребята- молодцы.
Озорные удальцы!
Веселья вам, да радости.
(обращается к гостям)
-Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли вам видно? Всем ли слышно?
У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
(обращает внимание на короб на столе)
Что за странный коробок?
И закрыт он на замок.
Если ключик подберем,
В прошлый век мы попадем!
– Ребята, а чтобы короб открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки. Слушайте внимательно.
1. Маленькая собачка, свернувшись, лежит,
Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)
2. Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)
– Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и короб наш открылся.
Под музыку «Матрёшкины потешки» учитель достаёт из короба различные народные куклы.
Учитель:
-Посмотрите-ка, какие замечательные куклы. Таких кукол в далёком прошлом делала и моя прабабушка. И нас с вами сегодня ждёт путешествие в старину.
–Сейчас, я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте:
Влево, вправо повернись,
В прошлом веке очутись!
(все дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя, звучат колокольчики )
Учитель:
– Вот мы и попали с вами в прошлый век, в русскую деревню.
(Под музыку «Сударушка» отодвигается ширма, за которой на скамейке сидят девочка в народном сарафане и сказочница: разыгрывается небольшая сценка)
Сказка про Алёнушку и Иванушку
Сказочница:
-Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не знаю, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый (на «коне» въезжает жених). Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Тут Иван и говорит.
Иван: «Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»
Алёнушка: «Я всё делать умею, только сшить рубашку не могу».
Иван: «Ладно, а блины испечёшь?»
Алёнушка: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».
Иван: «Ладно, усмехнулся жених, а мешок сошьёшь?»
Алёнушка: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».
Иван: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»
Алёнушка: «Умею, умею, обрадовалась невеста» (звучит плясовая – Алёнушка танцует)
Сказочница: Обрадовалась невеста и пустилась в пляс. А жених в это время сел на коня и умчался в свои края.
Учитель:
-Ребята, почему так поступил жених? Что не умела делать невеста?
Сказочница:
-Девушка на выда
·нье должна была уметь делать всё и шить, и ткать, и прясть и готовить. Перво-наперво маленькую девочку в семье учили рукодельничать. Тряпичные куклы начинали «вертеть» с пяти лет. Свёртывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани , получались руки- вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались « безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребёнку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
В русской деревне тряпичная кукла- наиболее распространённая игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и посиделки.
Кукол разрешалось брать в гости , их клали в приданое. Позволяли играть молодухе, пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
В кукольных забавах проигрывали почти все деревенские обряды. Чаще всего свадьбы. Относились к игре очень серьёзно.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.
Традиционно русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению- на игровые, обереги и обрядовые.
Чтение стихотворений уч-ся.
У кукол, знаю, точно есть душа,
В груди тряпичной бьётся сердце часто.
Прижми её к себе, увидишь
счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу обшивали.
А.Пожарова.
Тряпичная кукла
Свёрнута из тряпки.
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки- словно лапки.
Глазки – пара точек.
А лицо-комочек.
Кукла смотрит косо.
Взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа.
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит
И целует в щёчку
Маленькую дочку.
Русская тряпичная куколка
простая
Славила Россию игрушка удалая,
Бодрая, весёлая, немного озорная
А по нраву русская, значит нам родная.
В этих куклах, доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берём этих кукол в руки – оживают истории звуки.
Учитель:
- Девочки, куклы- обереги, почему они так назывались?
( Кукла оберегала человека от несчастья, бед, невзгод, злых духов, приносила в дом радость, счастье ).
- Подробнее об этих куклах расскажут наши девочки.
( Сообщение уч-ся о куклах-оберегах: пеленашки, куватка, веснянка, покосница, колокольчики. )
Учитель:
- Раньше давным – давно, когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок. Давайте мы с вами послушаем песню «Как у наших у ворот» в исполнении девочек.
Учитель:
-Мальчики, как вы думаете, игровые куклы для чего делали девочки?
( Они играли с ними в разные игры)
- Послушайте рассказы девочек об игровых куклах.
( Сообщение уч-ся: кукла подружка- плакушка, столбушка.)
Учитель:
- Ну и, конечно, давным –давно, дети, как и вы, любили играть в разные игры.
Сказочница:
- Ребята, давайте поиграем в русскую народную игру «Водяной».
Учитель:
- Девочки обрядовые куклы, для чего они?
( С помощью кукол устраивали счастливую свадьбу, защищали свадьбу, оберегали в пути, оберегали дом, сон, служили оберегами на сытость и достаток)
- Послушайте рассказ Тани об обрядовой кукле «Купавка».
Учитель:
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами нам, друзья,
Пришла пора прощаться!
Сказочница:
Будьте умелы, прилежны, старательны,
И аккуратны, и очень внимательны
Нам ненадолго придется прощаться.
Будем ещё много раз мы встречаться!
Учитель:
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Учитель:
- Дорогие гости, ребята, приглашаем вас посетить нашу выставку « Добрым людям на загляденье». А также приглашаем вас на мастер- класс. Бонусом мастер-класса будет кукла, изготовленная вашими руками. Она сохранит тепло ваших рук.
Девочки:
Куклы просто загляденье.
Детям и гостям на удивленье.
Коль хотите научиться
Эти куклы мастерить.
Вам придётся не лениться
И старанье приложить.
Учитель:
- Итак, пришло время представить наших мастериц: Яна ученица 4 класса, Екатерина ученица 4 класса.
Гости идут на мастер – класс, рассматривают кукол на выставке. Звучат русские народные песни.
Выставка тряпичных кукол: «Добрым людям на загляденье»
Фотографии с занятия: