Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Золотая бусинка (2 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
«Дом детского творчества города Белово»
Рассмотрена Утверждаю:
Методическим советом Директор МОУ ДОД ДДТ
Протокол №………….. города Белово
От……………….2015г …………….А.Н. Карпова

Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Золотая бусинка»
2 класс
Срок реализации 1год
Составитель:
Захарченко Валентина Парфирьевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ города Белово

Белово 2015
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….2-9
Тематическое планирование ………...………………………………….11
Содержание программы ………...……………………………………12-13
Методическое обеспечение ………...………………………………...14-15
Список литературы для педагога ………………………………………16
Список литературы для учащихся ………………...………………….....17
Терминологический словарь………………………………………….18-20
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Золотая бусинка» по общекультурному направлению для 2 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
Программа разработана на основе типовых программ для внешкольных учреждений «Бисероплетение» Парамоновой А.С. и «Образовательной программы дополнительного образования детей «Кудесница» С.В. Сидоренко. - Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (проект), одобрена решением коллегии Министерства образования науки Российской Федерации от 06.10.2004 №ПК-2 – СаНПИН 2.4.4.12.51-03;
Актуальность программы:
Программа кружка «Золотая бусинка» направлена на развитие и реализацию декоративно-прикладного творчества учеников. Существует большое количество авторских программ кружков, связанных с изготовлением изделий из бисера, адаптированных к конкретным условиям образовательного учреждения. Данная программа предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития навыков плетения, возрастными особенностями и личными предпочтениями (учащиеся имеют возможность выбрать конкретную технику плетения и изделие из приведенных в теме вариантов).
Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность учащихся, от небольших технологических проектов до сложных комплексных многостадийных технологических разработок. В настоящее время происходит новый всплеск популярности бисера. Современное плетение бисером представляет собой не просто изготовление украшений, а один из видов изобразительного искусства. Оригинальные и всегда уникальные изделия из бисера позволяют учащимся само выразиться, подчеркнуть особенности своего характера, реализовать свой творческий потенциал. Поэтому кружок «Золотая бусинка» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам учащихся. С точки зрения педагога и психолога, важным является то, что работа с бисером является хорошим средством для релаксации, так как связана с мелкой моторикой рук.
Плетение бисером развивает у учащихся чувство прекрасного, умение видеть цвет и сочетание цветов, их гармоничность. Это кропотливая работа, что позволяет развивать усидчивость, терпение, внимание, наблюдательность. Специфика сплетения бисера в изделие развивает логическое мышление и пространственное видение. Программа обучения рассчитана на детей 8 - 9 лет, наполняемость группы - 15 человек. Занятие проводится один раз в неделю.
Цель программы:
научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма.
Задачи программы: Образовательные:
углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.
изделий;
Развивающие:
развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
формирование эстетического художественного вкуса.
Воспитательные:
привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения;
умения довести начатое дело до конца;
взаимопомощи при выполнении работ;
экономичного отношения к используемым материалам;
привитие основ культуры труда.
Цели и задачи данной программы соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного обучения. Содержание программы отображает единство учебной и вне учебной деятельности связь с предметами (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, литературное чтение, история).
Программа «Золотая бусинка» рассчитана 34 часа в год, 1 час в неделю, для учащихся 2 класса.
Особенностью данной программы является построение на основе дидактической и сюжетно – ролевой сказки и игры. Эти формы и методы являются ведущими в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста. Работа в объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о природе, животных, птицах, профессиях. Теоретические сведения по основам цветоведения, материаловедения представлены в форме художественно – дидактической игры. Также запланированы посещение творческих выставок, экскурсии на природу. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых композиций до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
рассказ;
беседы;
работа с книгой;
демонстрация;
упражнение;
практические работы репродуктивного и творческого характера;
методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
проблемно-поисковый;
ситуационный.
Формы работы.
Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия.
Теоретические занятия.
Экскурсии (в музей, на природу).
Конкурсы и викторины.
Коллективные творческие дела.
Тематические праздники.
Встречи с интересными людьми.
Просмотр и обсуждение фильмов.
Сбор и оформление материалов поисково-исследовательской деятельности.
Выступление перед сверстниками по итогам проделанной работы.
Походы, подвижные игры.
Таким образом, на основе программы «Золотая бусинка» происходит реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий, при этом социальными партнёрами могут быть (школы, родители, другие учреждения культуры, библиотеки).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностный:
У выпускника будут сформированы:
способности к самооценке;
чувства прекрасного;
навык самостоятельной работы и работы в группе;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: (трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию)
Выпускник получит возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;
2. Метопредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих.
3. Познавательные учебные действия:
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, их место и роль в жизни человека и общества;
развивать художественный вкус;
развивать фантазию, воображение, интуицию, память;
развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию.
5. Предметные;
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
Обучающиеся должны знать:
как организовывать рабочее место;
названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях; - приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий, закрепления нити.
Обучающиеся должны уметь:
подготавливать свое рабочее место;
различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
плести одной иглой, двумя иглами, плести на проволоке параллельным низанием.
Формы подведения итогов.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в подведении итогов обучения имеют разнообразные интернет - конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием и все ребята, принявшие участие в конкурсе уже победители. В процессе таких занятий более интенсивно развивается интерес к плетению бисером.
Тематическое планирование к программе: «Золотая бусинка»
№ Раздел, тема Всего часов
Всего
часов Теория Практика
I Декоративно-прикладное искусство. 1 1 -
1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности. 1 1 -
II Плетение бисером. 30 - 19
2.1 Основные виды бисерного искусства. 1 1 -
2.2 Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. 6 - 6
2.3 Параллельное низание. Изготовление цветов, деревьев. 16 - 16
2.4 Параллельное низание. Плоскостные миниатюры: (бабочка, стрекоза). 7 - 7
III Изготовление кукол. 3 1 2
3.1 «Народная кукла». Русские обряды и традиции. 3 1 2
Итого: 34 4 30
Содержание программы: «Золотая бусинка»
Второй год обучения направлен на использование учащимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство(1 час)
1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства при помощи плетения бисером. Правила техники безопасности. ПТБ. Цвет. Цветовой круг.
Раздел 2. Плетение бисером.
2.1 Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития плетения бисером. Использование бисера в народном костюме. Современные направления плетения бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.2-2.7 Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы плетения бисером - параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов.
2.8-2.23 «Параллельное низание». Изготовление цветов, деревьев. (16 часов).
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
2.24-2.30 «Параллельное низание». Плоскостные миниатюры. (7 часов) (бабочка, стрекоза).
Традиционные виды плетения бисером. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов плетения бисером. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.
Раздел 4. Изготовление кукол (3 часа)
4.1 «Народная кукла». Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
4.2-4.3 «Бесшовные куклы».
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешительница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
Методическое обеспечение.
Раздел 1. «Декоративно-прикладное искусство».
«Правила техники безопасности»…………………………(инструктаж по ТБ)
Чему будем учиться на занятиях.......................................(выставочные работы)
Цветовой круг………………………………………………(наглядное пособие)
Материалы: бумага, картон, кисти для клея, клей ПВА, пластилин, клеенки, тряпочки, нитки, веревки, бусинки, бисер и.т.д.
Инструменты: ножницы, стеки, кисточки.
Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.
Формы занятий: - традиционное занятие, игра.
Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы.
Раздел 2. «Плетение бисером».
Плетение из бисера и бусин…………………………………………(книга №80)
Материалы: проволока, леска, бисер, бусинки, салфетки.
Инструменты: ножницы.
Техническое оснащение раздела: компьютер.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.
Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………..(папка№10)
Раздел 3. «Изготовление кукол».
«Игрушки из помпонов»……………………………………………(книга№76)
Библиотека по прикладному творчеству.
Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)
«Делаем сами» народная кукла………………………(журнал №101, стр26-27)
Материалы:
пряжа разного цвета, нитки «ирис», картон, цветные кусочки ткани, простые нитки, бисер, бусинки, тесьма.
Инструменты: ножницы, иголка.
Техническое оснащение раздела: компьютер.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.
Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы……………………………………………(папка№10)
Литература для педагога.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»- М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005г. – 6 чс.
2. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ, разработанной Министерством просвещения СССР, 1981г.
3. Паньшина, И. Декоративно-прикладное искусство [Текст]: / И.Паньшина. – 1998.
4. Рисуем 50 персонажей любимых сказок [Изоматериал] : / Попури – Минск: -2001 - 100 с.
5. Стенюк,В. Картины из цветов [Текст]: / В.Стенюк.- Издательство, Культура и традиции.1998 -50с.
Литература для детей.
1. Бульба, Н. Плетение из бисера и бусин. [Текст]: / Н. Бульба. - Москва: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010 – 80 с.: ил – (Мастер-класс на дому).
2. Гомозова,Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел.[Текст]: / Ю.Б.Гомозова.- Ярославль: Академия развития,-1998.-208с.
3. Вохринцева, С.В. Птицы [Изоматериал]: / С.В.Вохринцева. – Екатеринбург, Страна фантазий. 2005.-18с.
4. Рисуем 50 персонажей любимых сказок [Изоматериал] : / Попури – Минск: -2001 - 100 с.
5. Стенюк,В. Картины из цветов [Текст]: / В.Стенюк.- Издательство, Культура и традиции.1998 -50с.
Терминологический словарь к программе «Золотая бусинка»
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия, создание украшений, художественных изделий из бисера, к которой, в отличие от других техник, где он применяется: ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером, так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средства для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник, от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, «молодух». Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу - объемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского. означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Утверждаю:
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД ДДТ
Города Белово
…………….А.Н. Карпова
«01» сентября 2015 г.
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности к программе «Золотая бусинка»
на 2015-2016 учебный год (2 класс).
Педагог: Захарченко В.П.
Примерные сроки № Раздел, тема Всего
часов Теория Практика
I Декоративно-прикладное искусство. 1 1 -
1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности 1 1 -
II Плетение бисером 30 1 19
2.1 Основные виды бисерного искусства. 1 - 1
2.2 Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку. 1 - 1
2.3 Зарисовка схем. Выполнение эскиза изделия. 1 1
2.4 Выполнение отдельных элементов плетения. 1 - 1
2.5 Выполнение отдельных элементов плетения. 1 1
2.6 Выполнение отдельных элементов плетения. 1 - 1
2.7 Выполнение отдельных элементов плетения. 1 - 1
2.8 Параллельное низание. Изготовление цветов, деревьев. 1 - 1
2.9 Параллельное низание. Плетение лепестка. 1 - 1
2.10 Параллельное низание. Плетение лепестка. 1 - 1
2.11 Плетение лепестка. 1 - 1
2.12 Плетение лепестка. 1 - 1
2.13 Плетение лепестка. 1 - 1
2.14 Плетение лепестка. 1 - 1
2.15 Плетение листочка. 1 - 1
2.16 Плетение листочка. 1 - 1
2.17 Плетение листочка. 1 - 1
2.18 Плетение листочка. 1 - 1
2.19 Плетение тычинок для цветка. 1 - 1
2.20 Соединение лепестков, тычинок. 1 - 1
2.21 Изготовление стебля цветка. 1 - 1
2.22 Изготовление стебля цветка. 1 - 1
2.23 Изготовление стебля цветка. 1 - 1
2.24 Плоскостные миниатюры: (бабочка, стрекоза, паук …). 1 - 1
2.25 Плоскостные миниатюры: Продолжение работы. 1 - 1
2.26 Плоскостные миниатюры: Продолжение работы. 1 1 -
2.27 Плоскостные миниатюры: Продолжение работы. 1 - 1
2.28 Плоскостные миниатюры: Продолжение работы. 1 - 1
2.29 Плоскостные миниатюры: Продолжение работы. 1 - 1
2.30 Плоскостные миниатюры: Продолжение работы. 1 - 1
III Изготовление кукол 3 1 2
3.1 «Народная кукла». Русские обряды и традиции 1 1 -
3.2 «Бесшовные куклы». Кукла - «Берегиня». 1 - 1
3.3 Кукла - «Берегиня» 1 - 1
Итого: 34 3 31