Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Страна мастеров

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из самых доступных и удивительных материалов является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Потребуется время, чтобы научить детей работе с ножницами. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость.
Эти занятия являются средством развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения изделия совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Занятия вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность в выполнении работы.


Цель:
углубление общеобразовательной подготовки по предмету «Технология»;
развитие творческих, изобретательских, рационализаторских способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественного труда .
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
а) умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности;
б) способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
в) формирование социально адекватных способов поведения
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
а) воспитание целеустремленности и настойчивости;
б) формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
в) формирование умения самостоятельно и совместно планировать свою деятельность и сотрудничество;
г) формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Совершенствование практических умений, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов
Таким образом, данные занятия по внеурочной деятельности способствуют формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный творческий познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою работу.
Программа «Страна мастеров» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы с младшими школьниками. Она вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает организацию, нацеленную на развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, познавательных интересов, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей - будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.
Программа имеет несколько разделов. Работы носят различный характер: это и выполнение плоскостных композиций из бумаги (аппликация, художественное вырезание, мозаика); работа с бумагой в технике «Оригами», объемное моделирование и художественное конструирование из разных материалов. Работы предлагается выполнять и по шаблону, и по собственному замыслу.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
у обучающихся не сформированы инструментальные, конструкторские навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач;
низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, добывать новые сведения, информацию;
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
учащиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных действий.

Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, повышение эффективности их обучения в средней школе;
создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомство с основами знаний в области проектирования, композиции, декоративно-прикладного искусства, объемного моделирования и художественного конструирования;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
обучение приемам работы с разными материалами;
закрепление и расширение знаний, умений, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики и т.д., их систематизация;
совершенствование умения и формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
Развивающие:
развитие интеллектуально-творческих способностей, инициативы, самостоятельности;
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей, фантазии детей;
пробуждение любознательности в области декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
Воспитательные:
воспитание интереса к изготовлению поделок своими руками из разных материалов;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих образовательных программ по технологии рассчитанных на обучение детей начальной школы, разработанная мною программа направлена на продуктивную внеурочную преобразовательную творческую деятельность. Ведь программа включает в себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно – тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные учащимися на занятиях. Базовая основа - достаточные знания и умения, полученные, несомненно, на уроках. А вот выполнение его наиболее продуктивно во внеурочное время. Это способствует возрождению ценных традиций, в частности, семейного творчества, объединения школьников по интересам, доброжелательного и уважительного общения друг с другом.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, снятие усталости, полученной на уроках, изменения их поведения, улучшения взаимоотношений.
Программа «Страна мастеров» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе. Объем часов, отпущенных на занятия, составляет в 1 классе – 33часа, во 2 -4 классах по 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.
Срок реализации программы: 4 года
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии – коллективная, групповая, индивидуальная;
по дидактической цели - вводные занятия, практические занятия, занятия по углублению знаний; творческие занятия; проекты.

Методы работы:
проектирование;
моделирование;
конструирование;
наблюдения;
выставки;
самоанализ и самооценка;
Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

Ведущие методические принципы:
Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате работы на занятиях дети осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретенный опыт в практической деятельности и в повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения курса «Страна мастеров»
1 год обучения
Личностные результаты:
Научатся положительно относиться к занятиям предметно – практической деятельностью;
Получат представление о причинах успеха в практической деятельности;
Получат знания основных моральных норм поведения на занятиях;
Метапредметные результаты:
Получат первоначальный опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, приобретения навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
Овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в своей системе знаний по изготовлению поделок; наблюдать, сравнивать, анализировать, группировать предметы и их образы; делать выводы в результате совместной работы;
Получат первоначальный опыт организации собственной творческой деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: определения и формулирования цели деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривание последовательности действий при выполнении работы;
организации под контролем учителя рабочего места и поддержания порядка на нем во время работы; осуществления оценивания работ учащихся
Предметные результаты:
получат представления о начальных сведениях по проектной деятельности, основам культуры труда;
узнают виды материалов, их свойства, названия и возможности для применения в творческих работах;
узнают названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы с ними;
узнают технологическую последовательность изготовления несложных изделий: резание, сборка, отделка;
узнают способы соединения деталей;
научатся под контролем учителя организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
овладеют первоначальными приемами работы с бумагой, пластическими, природными материалами;
научатся под руководством учителя последовательно проектировать и выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие), а также реализовывать творческий замысел в контексте художественно-творческой и трудовой деятельности с помощью учителя;

2-ой год обучения
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
проявление устойчивого познавательного интереса к художественно-творческой и проектной деятельности на занятиях;
объяснение своих чувств и ощущений от созерцаемых произведений художественно- творческой деятельности учащихся;
интерес к предметно – исследовательской и проектной деятельности, к различным видам конструкторско-исследовательской деятельности;
этических чувства на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
умения определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности;

Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
определять цель деятельности на занятиях с помощью учителя и самостоятельно;
учиться, совместно с учителем, выявлять и формулировать учебную проблему, планировать последовательность практических действий для реализации замысла;
проектировать изделия под руководством учителя и самостоятельно, создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел;
ориентироваться в своей системе знаний и умений, добывать новые знания;
ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения заданий;
наблюдать, исследовать, сравнивать изготовляемые изделия; делать простейшие выводы и обобщения;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждения на занятиях и в жизни;
участвовать в совместной творческой деятельности;
проявлять инициативу в коллективных работах;
Предметные результаты:
Обучающиеся узнают:
виды материалов, их свойства и названия;
конструктивные особенности используемых инструментов;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;
основные приемы работы с пластичными и природными материалами, технику выполнения мозаики, оригами,;
Обучающиеся научатся:
выполнять краткосрочные проекты;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально использовать необходимые материалы;
анализировать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности выполняемых изделий, выполнять разметку;
реализовывать творческий замысел;
использовать полученные умения для работы в домашних условиях;

3 год обучения
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
проявление устойчивого познавательного интереса к художественно-творческой и проектной деятельности на занятиях;
положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
осознание своей ответственности за общее дело;
уважение к чужому труду и результатам труда;
уважение к культурным традициям своего народа;
Метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе на занятиях;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
в сотрудничестве с учителем формулировать цель занятия после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему;
планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого изделия, отбирать оптимальные способы его выполнения;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
осуществлять итоговый контроль общего качества выполненного изделия;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений, выполнений поисковых знаний;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать, наблюдать, сопоставлять факты и явления;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний по художественно – творческой, проектной деятельности;
участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
Предметные результаты:
обучающиеся узнают:
виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объемных форм - на основе развертки;
о происхождении искусственных материалов, названия некоторых искусственных материалов, встречающихся в жизни детей;
организовывать свою деятельность, подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда;
обучающиеся научатся:
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
под контролем учителя проводить анализ образца изготавливаемого изделия, планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
понимать особенности проектной деятельности;

4 год обучения
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к внеурочной деятельности; широкая мотивационная основа внеурочной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успешности во внеурочной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
этические чувства как регуляторы морального поведения;
Метапредметные результаты:
обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, справочников, икт;
строить рассуждения об изготовляемом объекте, его строении, свойствах, связях;
работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;
анализировать изготовляемые поделки с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изготовляемых объектов;
устанавливать аналогии;
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
контролировать действия партнера;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своих действий
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
уважительно относиться к труду людей;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую деятельность; понимать особенности проектной деятельности;
разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации, воплощать его в изготовляемом объекте, организовывать защиту проекта;
осуществлять под руководством учителя проектную деятельность в малых группах

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
составление альбома лучших работ;
проведение выставок работ учащихся в школе;
участие в ежегодной выставке детского прикладного и технического творчества на базе ЦДТ (Центра детского творчества)

Учебно-тематическое планирование
1 год обучения

№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
Дата

1.
Вводное занятие.
Знакомство с инструментами. Техника безопасности.
«Кто больше?» -размещение шаблонов на листе бумаги.
1


2.
Гусеница
1


3.
«Зайчик» - лепка из пластилина
1


4.
Воздушные шары
1


5.
Колобок
1


6.
Мы- милашки, куклы неваляшки
1


7.
Арбуз
1


8.
Поделки из бумажных цилиндров. «Осьминог»
1


9.
Поделки из природных материалов.
1


10.
Поделки из бумажных цилиндров. «Попугай»
1


11.
Экскурсия в ЦДТ
1


12.
«Черепашка» - лепка из пластилина
1


13.
Бумажная мозаика «Фрукты»
1


14.
Плывёт-плывёт кораблик
1


15.
Медвежонок
1


16.
«Цыплёнок» - Пасхальная открытка
1


17.
Цыплёнок Санта
1


18.
Ёлка- ёлочка
1


19.
«Снеговичок» - поделка из ватных дисков
1


20.
Новогодние шары
1


21.
Весёлые поросята
1


22.
Легковой автомобиль
1


23.
Утёнок
1


24.
Сувенир к 23 февраля ( поделка из CD диска )
1


25.
«Лисичка» - оригами
1


26.
Золотая рыбка
1


27.
Поздравительная открытка к 8 марта
1


28.
«Лягушка» - оригами
1


29.
Петушок
1


30.
Лягушка
1


31.
Ракета
1


32.
«Пароход» - оригами
1


33.
Отчётная выставка-ярмарка
1



2 год обучения


№ п/п


Название темы

Кол-во
часов


Дата


1.
Вводное занятие
1


2.
Ваза с фруктами
1


3.
Кошечки, собачки
1


4.
Ракета
1


5.
«Белая лилия» - игольница
1


6.
Поделки из бумажных колец. « Заяц»
1


7.
Поделки из бумажных колец. «Птичка»
1


8.
Аппликация из сухих листьев «Котик», «Рыбка»
1


9-10
Аппликация из соломки «Грибок»
2


11.
Оденем куклу на прогулку
1


12.
Превращение цилиндра. «Лягушка»
1


13.
Крошка – осьминожка
1


14.
Транспорт
1


15.
«Цыплёнок» - бумажная мозаика
1


16.
Новогодняя открытка
1


17.
Новогодний фонарик
1


18.
«Сова» - барельеф из пластилина
1


19.
Самолёт
1


20.
«Рубашка» - поздравительная открытка к 23 февраля
1


21.
«Звери нашего леса» - лепка из пластилина (белочка, медведь)
1


22.
Зоопарк. «Львёнок»
1


23.
Мебель для куклы
1


24.
Поздравительная открытка к 8 марта
1


25.
Мимоза
1


26.
Мышка
1


27.
«Овечка» - поделка из бумажных комочков
1


28.
Пирамидка
1


29.
Веерок для куклы
1


30.
«Бабочка» - оригами
1


31-32.
«Ворона с воронятами» - оригами
2


33.
Праздник труда
1


34.
Выставка – ярмарка работ учащихся 2 класса
1













3 год обучения

№ п/п
Название темы

Кол-во
часов
Дата

1.
Вводное занятие.
1


2.
«Собачка» - аппликация из семян арбуза
1


3.
Поделки из коробок. «Котёнок»
1


4.
«Гусеница» - поделка из плодов каштана
1


5.
Пингвин
1


6.
Игольница «Рыбка»
1


7.
Поздравительная открытка «Тюльпаны»
1


8.
Ёжик осенью
1


9.
Поздравительная открытка к 23 февраля «Парашют»
1


10.
«Тюльпан» - оригами
1


11.
«Розы» - поделка из ватных дисков
1


12.
Снегурочка
1


13.
Белые снежинки
1


14.
Пароход
1


15.
Открытка к 9 мая
1


16.
Белая лилия
1


17.
Городской транспорт
1


18.
Бабочки на лугу
1


19.
Экзотические рыбки
1


20.
«Необитаемый остров» - аппликация из песка, ракушек и гальки
1


21.
Петушок
1


22.
Лебедь
1


23.
Ёлочка
1


24.
Ромашка
1


25.
Мухомор
1


26.
«Зайчики» - коллективное панно
1


27.
Сказочная птица
1


28.
«Пчела» - поделка из плодов каштана
1


29.
«Рыбка – скалярия» - оригами
1


30.
Мышонок
1


31.
«Цветок ириса» - оригами
1


32.
«На озере» - оригами
1


33.
Итоговое занятие. Изготовление игрушек по собственному замыслу
1


34.
Выставка – аукцион работ учащихся 3 класса
1




4 год обучения


№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
Дата

1.
Вводное занятие



2.
«Доктор Айболит» - поделка из коробок



3.
Бабочка



4.
Хризантема



5-6.
Поделка из солёного теста «Божья коровка», «Фрукты, ягоды»



7.
Розы из гофрированной бумаги



8.
Лисичка



9-10.
Поделки из солёного теста «Зверьё моё»



11.
Мухомор (из конусов)



12.
Львёнок



13.
«Петушок» - аппликация из трикотажных нитей



14.
Шары сборные



15.
Объёмная снежинка



16.
«Цветок» - гофрировка



17.
«Трусишка зайка беленький» - оригами



18-19.
Дед Мороз Снегурочка



20-21.
Маленький солдат



22.
«Богатыри» - сувенир к 23 февраля



23.
«Весна на крыше» - работа в парах



24.
«Северное сияние» - коллективное панно



25.
«Подводный мир» - оригами



26.
«Морские черепахи» - оригами



27-28.
«Ваза с цветами» - поделка из зелёной пластиковой бутылки



29.
« Собачка» - оригами



30.
«Далёкая планета» - оригами



31.
Стрекоза



32-33.
Итоговое занятие. «Зоопарк» - оригами



34.
Выставка – аукцион работ учащихся 4 класса





Содержание курса
1-й год обучения (33ч)
Вводное занятие (1ч).
Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и
инструментов. Взаимопомощь в работе.
Практическая работа: экономичное размещение шаблонов на листе бумаги.
Плоскостные композиции из бумаги (10ч).
Знакомство с видами плоскостных композиций из бумаги. Технология выполнения различных аппликаций: из геометрических фигур, размеченных по шаблону; из мятой бумаги. Выполнение мозаичного изображения из бумаги. Знакомство с симметричными предметами в природе, с техникой симметричного вырезания.
Практическая работа: изготовление плоскостных изделий по рисункам, эскизам, схемам. Изготовление аппликаций «Мы – милашки, куклы неваляшки», «Цыплёнок». Мозаики: «Фрукты».
Работа с бумагой в технике оригами (3ч). Знакомство с оригами.
Трансформация плоского листа. Освоение его возможностей: складывание, сгибание. Знакомство с системой условных знаков оригами и схемами складывания базовых форм. Приемы работы в технике оригами. Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Практическая работа: изготовление изделий в технике оригами «Лисичка», «Лягушка», «Пароход». Оформление выставочных работ.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги(13ч).
Понятие о конструкции объемного изделия. Детали изделия. Создание технических моделей из готовых форм (цилиндров ). Объемные изделия из бумаги. Порядок конструирования игрушек из бумаги с разметкой по шаблону, приемом сгибания, скручивания.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике объемного моделирования. Игрушки: «Осьминожка», «Лягушонок», «Легковой автомобиль», «Попугай».
Коллективное панно «Новогодние шары»
Работа с пластичными материалами. Лепка (2ч).
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материалом для лепки – пластилином. Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую основу.
Практическая работа: лепка животных объемной формы по собственному замыслу
Художественное конструирование из природного материала(1ч)
В качестве природных материалов используются листья, сухие веточки, ракушки, шишки, семена, мох и т.д. Многодетальные объемные изделия из природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей руки.
Практическая работа: выполнение композиции из сухих листьев «Весёлый хоровод»;
Экскурсии (1ч)
Экскурсия в Центр детского творчества (знакомство с творческими наработками школьников).
Отчетная выставка-ярмарка работ учащихся (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.



2 год обучения (34ч)
Вводное занятие (1ч). Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мир профессий. Задачи и структура занятий во 2 классе. Организация рабочего места. Рациональное рас положение на рабочем месте материалов и инструментов. Инструктаж по ТБ на рабочем месте.
Плоскостные композиции из бумаги (7ч). Современные Виды бумаги и ее свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность, влагопроницаемость, коробление. Основные технологические сведения и приемы обработки бумаги. Разметка с помощью шаблона. Техника вырезания ножницами. Симметричное вырезание из бумаги. Виды соединения с помощью клея. Аппликация, мозаика. Конструирование из различного числа плоских модулей. Плоскостная декоративная композиция.
Практическая работа. Аппликация из кусочков бумаги «Ваза с фруктами», «Кошечки, собачки». Предметная аппликация «Ракета».
Работа с бумагой в технике «оригами»(3ч). Оригами – искусство складывания из бумаги. Базовые формы – основа любого изделия. Изучение базовых форм оригами. Художественное моделирование из бумаги путем сгибания и складывания.
Практическая работа: выполнение изделий в технике оригами «Бабочки», «Ворона»;
Коллективное панно с использованием оригами «Бабочки на лугу», «Ворона с воронятами».
Объемное моделирование и конструирование из бумаги (16ч). Конструирование из объемных модулей путем сгибания. Создание объемных изделий, более сложных (по сравнению с первым классом): по шаблону, путем сгибания из полосок бумаги, по образцам, рисункам. Экономная разметка заготовок, складывание и сгибание заготовок.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике объемного моделирования. «Новогодний фонарик», «Веерок для куклы», «Мебель для куклы». «Белая лилия» - игольница из картона и поролона.
Работа с пластичными материалами. Лепка (2ч). Основные технологические сведения и приемы обработки пластилина. Способы резания пластилина. Техника раскатывания пластилина. Изготовление плоскостных и объемных изделий из пластилина. Основные приемы работы с пластичными материалами. Пластилиновая аппликация.
Практическая работа: изготовление из пластилина плоскостных и объемных игрушек: фигурки животных и зверей.
Коллективная работа - пластилиновая аппликация на тему «Звери нашего леса».
Художественное конструирование из природных материалов (3ч).
Мир природы и природный материал. Технология обработки природных материалов. Исследование изменения свойств природных материалов в зависимости от степени их высушивания.
Практическая работа: аппликация из соломки «Грибок»; аппликация из сухих листьев и семян «Рыбка», «Котик».
Итоговое занятие. Праздник труда (1ч).
Практическая работа: выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала.
Отчетная выставка – ярмарка работ учащихся 2-го класса (1ч).
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

3 год обучения (34ч)
Вводное занятие (1ч). Традиции и творчество мастеров при создании произведений декоративно – прикладного искусства. Профессии мастеров прикладного творчества. Традиционные народные промыслы и ремесла нашего края. Задачи и структура занятий в 3 классе. Организация рабочего места и соблюдение ПБ.

Плоскостные композиции из бумаги (6ч). Овладение основным и приемами обработки бумаги и картона. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Декоративная аппликация. Аппликация с контурной прорисовкой. Орнаменты. Приемы построения орнаментов. Геометрический орнамент. Мозаика. Вырезание по внутреннему контуру, симметричное вырезание из бумаги сложенной в несколько слоев.
Практическая работа: изготовление декоративной аппликации «Розы» из ватных дисков. Коллективное панно «Зайчики»

Работа с бумагой в технике «оригами» (5ч). Рассказ об истории развития искусства оригами. Продолжение изучения базовых форм оригами. Чудесные превращения бумажного листа. Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
Практическая работа: выполнение изделий в стиле оригами «Рыбка - скалярия», «Кот», «Цветок ириса», «Уточка», «Тюльпан»; Коллективное панно «На озере».
Объемное моделирование и конструирование из бумаги (16ч). Объемные изделия с разными способами соединения. Несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, образцу. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Конструирование из объемных модулей. Изготовление и конструирование из объемных геометрических фигур: конуса.
Практическая работа: моделирование объемных фигурок животных из геометрических фигур.

Художественное конструирование из разных материалов (4ч). Художественное конструирование поделок с использованием различных материалов: ваты, семян, ракушек, песка, гальки, шишек, пластика. Использование различных видов соединений. Коллаж.
Практическая работа: аппликация из арбузных семян «Собачка»; поделки из каштанов «Гусеница», «Пчела»; «Необитаемый остров» - аппликация из песка, ракушек и гальки;
Итоговое занятие (1ч). Изготовление игрушек по собственному замыслу.

Отчетная выставка – ярмарка учащихся. (1ч). Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.


4 год обучения (34ч)
Вводное занятие (1ч). Использование в продуктивной деятельности наиболее важных правил дизайна. Отбор и анализ информации из книг, энциклопедий и других печатных, а также электронных источников. Задания разных типов – от точного повторения образца до создания собственного образа. Исследовательская работа. Взаимопомощь в работе.

Плоскостные композиции из разных материалов (4ч). Многообразие материалов: бумага разных видов, ткань. Свойства материалов. Подготовка материалов к работе. Использование пластических свойств материалов для конструирования и изготовления композиций из разных материалов. Лоскутная мозаика. Соединение деталей.
Практическая работа: аппликация из трикотажных ниток «Петушок»; «Маленький солдат» - аппликация из ткани.
Работа с бумагой в технике «оригами» (7ч). Оригами в интернете. Практическая работа: «Котик», «Тюлень», «Карп», «Черепаха», «Собачка», «Ракета».
Объемное моделирование и конструирование из бумаги, картона
ткани (11ч).
Изделие. Детали изделия. Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов. Объемные поделки из бумаги. Соединение деталей с помощью надрезов, прорезей. Практическая работа: Объемные поделки из бумаги и картона «Айболит»; «Мухомор»; объемные поделки из бумаги «Снежинка», «Шары сборные».

Работа с пластичными материалами. Лепка (4ч) Основные технологические сведения обработки соленого теста. Изготовление поделок из соленого теста.
Практическая работа: поделки из соленого теста: «Божья коровка», «Зверьё моё»; «Фрукты , ягоды».
Художественное конструирование из разных материалов (4ч).
Художественное конструирование поделок с использованием различных материалов: пластиковые бутылки, пенопласт, ткань, фольга.
Практическая работа: поделки из пластиковой бутылки «Ваза с цветами», сувенир «Богатыри»
Итоговое занятие (2ч) . «Зоопарк» - оригами.
Отчетная выставка-ярмарка (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

Планируемые результаты по разделам программы:

Вводное занятие

Методическое обеспечение
Научная, специальная, методическая литература (см. список литературы)
Дидактические материалы:
Инструкционные карты сборки изделий для 1-4 классов;
Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;
Образцы изделий;
Альбом лучших работ детей;

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:
Учебные столы и стулья
Выставочные стенды
Инструкционные карты
Белая бумага
Цветная бумага
Картон
Пластилин
Соленое тесто
Разноцветные лоскутки
Каштаны, солома, листья
Разноцветные лоскутки
Семена арбуза
Фольга
Спичечные коробки, коробки из-под чая, обуви
Ножницы
Карандаш
Фломастеры
Клей
Кисточка для клея
Коробочки для мусора
Шаблоны
Трафареты
Клеенка
Фонотека
Список литературы
ФГОС «Внеурочная деятельность школьников, методический конструктор»/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов / М., Просвещение, 2011г.
ФГОС «Формирование универсальных учебных действий в основной школе», /А. Г. Асмолова/, М.: Просвещение, 2011г.
ФГОС «Планируемые результаты начального общего образования», /Г. С. Ковалева/, М: Просвещение, 2011г.
«Поделки из солёного теста»/А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов/М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006 г.
«Конструирование из бумаги»/ И. В. Новикова/ Яр. :Академия развития, 2009 г.
«Уроки занимательного труда» /Л. Васильева-Гангнус/ М. Педагогика, 1987 г.
«100 поделок из бумаги» / Г. И. Долженко/ Яр. : Академия Холдинг, 2000 г.
«Аппликация в детском саду» / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева /Яр.: Академия Холдинг, 2001 г.
«Оригами» /И. Богатова/ М. : Мартин, 2011 г.




15