Проект Что за прелесть эти игры
МАДОУ «Трудармейский детский сад «Чебурашка»
Что за прелесть эти игры
Автор проекта:
Куликова Наталия Алексеевна
воспитатель.
Сроки реализации:
сентябрь 2013- май 2014г
Прокопьевский район
2013
Содержание
Паспорт проекта………………………………….………………….….….3-4
Актуальность проекта……………………………….……………….……….5
Новизна материала…………………………………………………….……...6
Цели и задачи проекта……………………………………………….…….…7
Краткое описание проекта по этапам…………………….……….………....8
Ожидаемые результаты……………………………………….………….…..9
Целевые группы проекта……………………………………………………10
Объем и содержание работы…………………………………..….……..11-12
Формы представления информационно- образовательных продуктов….13
Список литературы…………………………………………………………..14
Приложение 1 ………………………………………………………….15- 16
Приложение 2…………………………………………………………. 17- 19
Приложение 3…………………………………………………………..20- 22
Приложение 4 ………………………………………………………….23- 26
Приложение 5…………………………………………………………..27- 35
Приложение 6………………………………………………………………..36
Паспорт проекта
Наименование проекта «Что за прелесть эти игры»
Основные разработчики проекта Педагоги, родители
Цели и задачи проекта Цель: развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста для дальнейшего успешного обучения в школе.
Задачи :1.Развить мелкую моторику рук детей через пальчиковые игры;
2.Научить детей пользоваться дидактическими играми, пособиями;
3.Заинтересовать детей использовать игры сенсорного уголка в повседневной жизни.
Сроки и этапы реализации проекта I этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2013г):
II этап – деятельностный (ноябрь- апрель 2013 -2014г)
III этап – заключительный (май 2014г)
Перечень основных мероприятий - Родительское собрание на тему «Участвуем в проекте «Что за прелесть эти игры»;
- Встреча со школьным психологом Гатальской А.В;
- Пополнение литературы: потешки, стишки, песенки.
- Обогащение сенсорного уголка игровыми пособиями;
- Использование пальчиковых игр в разных видах деятельности;
- Работа с родителями: консультации, рекомендации, лектории;
-Разработка методических пособий, картотеки игр, конспектов занятий, диагностического пакета;
- Работа клуба «Умелые ручки»;
- Ведение диагностических карт;
- Разработка сборника пальчиковых игр и упражнений;
Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатель, воспитанники, родители
Ожидаемые и конечные результаты проекта В результате выполнения проекта будут:
-развита мелкая моторика рук детей;
-научены пользованию дидактическими пособиями. играми.
-сформирован у детей интерес в использовании игр сенсорного уголка в повседневной жизни.
Целевая группа проекта Воспитанники, родители
Актуальность проекта.
Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Кроме того в этом возрасте заметно возрастает речевая активность детей.
Результаты проведенного мониторинга в моей группе показали: вот уже второй год интеллектуальный уровень развития детей в моей группе находится на среднем уровне. Работая по данному вопросу, и зная, что он напрямую взаимосвязан с развитием мелкой моторики мной был разработан диагностический пакет, с помощью которого выявила, что ее развитие моих воспитанников находится на низком уровне.
Размышляя над этой проблемой, пришла к выводу, что в группе развитию мелкой моторики уделялось недостаточно внимания. Тогда и возникла необходимость в создании данного проекта, который объединял бы заинтересованных воспитателей и родителей в ее решении.
Новизна материала
Новизна данного проекта заключается в практическом аспекте: воспитатели пополнили и разнообразили предметно-развивающую среду различными сенсорно- игровыми пособиями, привлекли родителей с детьми к их изготовлению через создание клуба «Умелые ручки», где в игровой форме научили использовать.
Для достижения поставленных задач использую разнообразные формы работы: лектории для родителей, обучающее пособие по изготовлению сенсорно-игрового материала, клуб «Умелые ручки», практико-ориентированные занятия, дидактические игры.
В результате предметно-развивающая среда пополнилась разнообразными методическими пособиями для развития мелкой моторики, а родители научились использовать развивающие игры в домашних условиях.
Цели и задачи проекта
Цель:
- развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста для дальнейшего успешного обучения в школе.
Задачи : 1.Развить мелкую моторику рук детей через пальчиковые игры;
2.Научить детей пользоваться дидактическими пособиями, играми;
3.Заинтересовать детей использовать игры сенсорного уголка в повседневной жизни.
Краткое описание проекта по этапам
В сентябре 2013 года в моей группе было проведено родительское собрание на тему «Участвуем в проекте «Что за прелесть эти игры», на котором я рассказала о проекте и ознакомила родителей с целью, задачами и планом его реализации, а школьный психолог рассказал о важности развития мелкой моторики для дальнейшего успешного обучения в школе, что ее развитие напрямую связан с развитием речи, интеллектуальным развитием.
В ноябре начал работать клуб «Умелые ручки» . В ходе проекта с детьми планирую провести занятия, систему дидактические игры на развитие мелкой моторики, разучить новые игровые упражнения, художественное слово.
На заключительном этапе будут оформлены диагностический пакет по развитию мелкой моторики, методические разработки «Пальчиковые игры в развитии дошкольника». сборник пальчиковых игр и упражнений, .
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта будут:
-развита мелкая моторика рук детей;
-научены пользоваться дидактическими пособиями, играми.
-сформирован у детей интерес в использовании игр сенсорного уголка в повседневной жизни.
Целевые группы проекта
Воспитанники, родители.
Объем и содержание работы:
№ п/п Мероприятия Ответственный Сроки
Подготовительный этап (сентябрь- октябрь 2013 г.)
1. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Что за прелесть эти игры».
Воспитатель группы, родители сентябрь
2. Пополнение литературы: стишки, потешки, песенки. Воспитатель группы сентябрь
3. Разработка материалов для консультаций, лекторий, обучающее пособия для родителей, конспектов занятий; Воспитатель, родители сентябрь
4. Разработка методических пособий, изготовление картотеки; Воспитатель, родители октябрь
5. Встреча с интересными школьным психологом Гатальской А.В;
Воспитатель,
родители октябрь
Деятельностный этап (ноябрь- апрель 2013-2014 гг)
1. Проведение лекториев для родителей; Воспитатель группы, родители Ноябрь-декабрь 2013
2. Работа клуба «Умелые ручки» Воспитатели группы, родители В течении всего проекта
3. Разучивание с детьми стишков, песенок, потешек; воспитатели группы В течении всего проекта
4. Пополнение сенсорного уголка игровыми пособиями; Воспитатель группы, В течении всего проекта
5. Ведение диагностических карт; Воспитатель группы В течение всего проекта
6. Проведение занятий:
«Весна идет весне дорогу»
«Играем пальчиками»
«Нарядные деревья», и дидактических игр :«Бассейн», «Золушка»,
«Паучок», «Пастушок» Воспитатель группы В течении всего проекта
7. Разработка диагностического пакета по развитию мелкой моторики. Воспитатель Ноябрь
Заключительный этап (май 2014 г)
1. Оформлен диагностический пакет по развитию мелкой моторики. Воспитатель группы Май
2. Оформление методических разработок «Пальчиковые игры в развитии дошкольника». Воспитатель группы,
родители Май
3. Сборник пальчиковых игр и упражнений. Воспитатель Май
Формы представления информационно- образовательных продуктов
Оформлены методические разработки «Пальчиковые игры в развитии дошкольника».
Сборник пальчиковых игр и упражнений.
Разработан диагностических пакет по развитию мелкой моторики.
Список литературы
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004г.
К. Рымчук Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики [Текст]: учебное пособие для воспитателей и родителей. – Ростов н/Д: М.:РИПОЛ классик, 2008г.
А.Хвостовцев Пальчиковые потешки для детей [Текст]- Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2003г..
Соколова С.В. Оригами для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2005 г
Савчук О.В. Рисуем по клеткам.- М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Волина В. Занимательное азбуковедение [Текст]: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991г.
Брозаускас Л.Г. Развиваем пальчики [Текст]: учебное пособие для воспитателей.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2008 г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н,Л, Топоркова И.Г.,Щербинина С.В.Подготовка руки к письму.- М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2008 г.
Дошкольная педагогика № 2- 2009г., № 9- 2006г., № 3- 2005г. :научно- практический журнал.- Петербург
Дошкольное воспитание № 2, № 3- 2005г., № 2- 2008г., № 1, № 2- 2009г. :научно- методический журнал.- Москва
Главный редактор Ю.Полянская Дошколенок Кузбасса №1- 2009г.- СМИ ПИ №ФС 12-1577 от 28.09.2007г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Родительское собрание
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ ИГРЫ»
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни? Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле- аудио- видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и одна из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно - ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.Для малыша двух – трех лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернете бумажные колечки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР:
* Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
* Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
* Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
* Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
*Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
*Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
* Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
* Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
* Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
* Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
* Используйте максимально выразительную мимику.
* Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
* Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
* Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому направлению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Советы родителям
РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
Что такое мелкая моторика?Движения пальцев рук в ходе исторического развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, которые постепенно стали сопровождаться возгласами и выкриками. Движения пальцев рук в процессе эволюции совершенствовались, и люди выполняли более тонкую работу. Таким образом, развитие руки и речи у людей являлись параллельными процессами. Примерно так же развивается и речь малыша, развитие пальцев обеих рук подготавливает почву для последующего формирования речи.Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о том, что полноценное развитие таких движений обычно происходит под контролем зрения. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому родители должны способствовать развитию навыков мелкой моторики ребенка уже с самого раннего возраста. Последовательность развития навыков мелкой моторики.Новорожденный малыш сосредоточивает взгляд на висящий перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующий его предмет. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Движения рук развиваются постепенно и последовательно. Сначала ребенок учится захватывать мамины пальцы или погремушки своей ладонью. Потом он начинает манипулировать игрушками, используя большой средний и указательный пальцы. А в возрасте полутора лет он удерживает мелкие предметы с помощью большого и указательного пальцев.Активно изучая окружающий мир, малыш берет в ручки различные предметы, начинает совершать простые действия. К двум годам ребенок уже умеет складывать небольшие предметы в коробку, рисует мелком каракули, овладевает навыки самостоятельной еды, может натянуть шапку или снять носки. В возрасте от двух до четырех лет его приобретенные навыки совершенствуются. В своих действиях для достижения результата малыш все больше использует пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, застегивать пуговицы, лепить из пластилина колобки и колбаски.Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами. Пальцы руки должны действовать согласованно и координировано: большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Чем старше становятся дети, тем больше они применяют свои навыки в повседневных действиях. В возрасте с четырех до восьми лет настает черед тем видам деятельности. Которые потребуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев и запястий. В этом возрасте дети учатся правильно держать карандаш, уже умеют рисовать простые картинки, составлять аппликации, резать бумагу вдоль нарисованной линии. Таким образом, к началу образовательного процесса руки ребенка должны быть готовы к тому, чтобы научиться писать слова и предложения, а значит хорошо учиться в школе.Упражнения, которые способствуют развитию умелости рук и кистей. Очень важно понимать, что развитие ручной умелости у малыша требует специального подхода. Довольно часто в наше время у детей наблюдается задержка в речевом развитии, даже если они абсолютно здоровы. Дети, которым уже в раннем возрасте удается повторить движения пальцами, раньше начинают говорить. Если же пальцы напряжены, сгибаются или разгибаются только все вместе, или наоборот, вялые, ватные и не делают никаких отдельных движений, часто наблюдается задержка речи. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехи в развитии речи ребенка будут слабыми.Работу по тренировке пальцев нужно начинать с самого рождения. После того, как малыш научится захватывать отдельные предметы, полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью, а также зарядку для пальчиков. Для этого необходимо брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибая и разгибая его по две-три минуты ежедневно. С десятимесячного возраста можно предложить ребенку перебирать сначала крупные, а затем и мелкие предметы. Для этой цели очень подходят бусы. Детям постарше можно давать различные пирамидки. Наборы коробок для собирания всевозможных предметов, кубики и пособия для застегивания пуговиц и
шнуровки.
Хорошо помогают в развитии движений мелкой моторики:
* Народные игры с пальчиками. Эти игры очень эмоциональны, способствуют развитию речи. Творческому мышлению ребенка. В них отражается реальность окружающего мира – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук – вырабатывается ловкость, умение управлять своим телом, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Если с одного до двух лет малышам удается повторять движения только одной рукой, то в два-три года они хорошо воспринимают игры, которые проводятся двумя руками. Это дает детям возможность быстрее с ориентироваться в понятии «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Пальчиковые игры с четырех летками можно проводить с использованием разнообразных мелких игрушек, шариков, напальчников, можно проводить такие игры под музыкально-ритмическое сопровождение. * Вращение волчка. Регулярные манипуляции с волчком помогают в процессе овладения инструментов для рисования и письма. Особенно тем детям, у которых непослушная, зажатая рука. Вращать волчки можно в перерывах на занятиях по рисованию. Это помогает снять напряжение руки.
* Рисование является одним из самых необходимых занятий. Не откладывайте покупку цветных карандашей. Мелков и акварели в долгий ящик – приобщать малыша к рисованию нужно на втором году жизни. Это занятие способствует не только постепенномуовладению предметом письма, но и развивает воображение.
* Создание поделок с помощью различных инструментов, лепка из пластилина, плетение с помощью ткани или бумаги, вышивка, шитье – все это создает хорошую базу для последующего обучения и применения своих навыков в дальнейшей жизни.
Специальные занятия с ребенком будут способствовать не только общему развитию его личности, но и формированию интеллекта. Особенно они необходимы и полезны детям с особенностями состояния нервной системы, у которых труднее и длительнее вырабатываются двигательные навыки в области тонких движений. При этом нужно учитывать, что развивающие занятия хватательных движениях и развивающих силу кисти. Игры с мячом, бег, лазание на лесенки, плавание – всевозможные виды физических упражнений благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка.Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать процесс так, чтобы было интересно и ребенку, и вам!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»
Цель: построение эмоционально – доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1.Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка. 2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр).
Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», «Сухой бассейн» (с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), театральные костюмы, сарафаны, кокошники, театральная студия, аудиозапись. Ход:
Беседа с родителями.(Вопросы) 1. Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как? 2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как? 3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант. – На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.Пальчиковая гимнастика:
*Способствует овладению навыками мелкой моторики. *Помогает развивать речь ребенка.
*Повышает работоспособность коры головного мозга.
*Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память воображение. *Снимает тревожность.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к воспитанию наших истоков – русской народной культуры.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками): «Сорока белобока» Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например:«Солнышко – ведрышко»
Солнышко – ведрышко. (растопырить пальцы обеих рук )
Выгляни в окошко. ( изобразить окошко)
Твои детки пляшут. (шевелить пальчиками)
По камушкам скачут. ( стучать пальчиками по столу)
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение - это жизнь. - Давайте и мы с вами поиграем: * Движение самомассажа: - Потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание ее на лицо мягкими ладонями; - Постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой. * Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих). * Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.
Например «Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать. ( загибание пальцев, начиная с мизинца) Этот пальчик – прыг в кровать .
Э тот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж уснул. Этот пальчик – давно спит. (большой палец уже загнут ) Тише, тише не шумите.
Наши пальчики не будите. Встали пальчики! Ура! В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими) * Хлопки: -- Хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая: -- Хлопки ладонями, сложенными чашечками: Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением ( как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и так далее). В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму- разуму, становиться добрее, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений. – А теперь дети сами покажут Вам, все чему они научились .Начинаем сказки. Катятся с гор салазки.Бабушка Федора на передке. Едет с мешком в руке.Завязан мешок завязками.Ведь мешок со сказками .(показ русской народной сказки «Теремок») - А теперь встречайте, маленьких девчушек веселушек. ( выходят девочки в русских народных костюмах). Вот у Катиных ворот. Уж собрался хоровод: Что-то затевают? Частушки запевают! Эй, девчонки – хохотушки, запевайте – кА частушки. Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей. (исполняются частушки под музыкальное сопровождение) -- Сегодня Вы могли увидеть чему научились ваши дети и как они выросли. А на память об этом вечере, дети хотели бы Вам преподнести небольшие сувениры, сделанные своими руками. Спасибо всем за внимание.» ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Консультация для родителей
«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.Выдающийся педагог В.А .Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. М.М.Кольцов в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, отсюда следует. Что пальчиковые игры способствуют умственному развитию ребенка потому что: Упражнения и ритмические движения пальцев, индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилию согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подрожать взрослому, и учат вслушиваться и понимать смысл речи, которая повышает речевую активность ребенка.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Когда ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, его речь становится более четкой, яркой, ритмичной и усиливается контроль за выполняемым движением. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев разными упражнениями ребенок может «рассказать руками» целые истории.Первые игры, с которыми знакомится ребенок – «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Пальчик-мальчик». Передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета(развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладения навыкам письма. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома в транспорте, в очереди и т.д.). Они полезны и как физминутка – отдых на занятиях в саду, дома при выполнении каких – либо заданий. Это может быть массаж подушечек пальцев рук. Массаж фаланг пальцев и др.Стихи, сопровождающие упражнения, -это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слушать рифму, ударения, делить слова на слоги, Чувство ритма важно и при обучении письму ( для выработки ровного почерка). Для запоминания стихов, для предупреждений нарушений письма (пропуска гласных).
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Пальчиковые игры помогают развивать интеллект. Ученые – психологи не раз доказывали, что двигательная активность ребенка оказывает влияние на совершенствование его мыслительных способностей. И речь идет. Прежде всего, о мелкой моторике – двигательной активности пальцев рук. Чем лучше она развита, тем лучше происходит кровообращение головного мозга.Все больше и больше психологов и педагогов призывают нас с вами при всем многообразии готовых игр для малышей, обращать внимание на средства, которые находятся у нас перед глазами ежедневно. Во-первых, они все равно больше привлекают чад, а во-вторых, позволяют родителям и детям больше времени проводить вместе. Кроме этого, ни один сортер и логические кубики с наполнителями различных текстур не помогут развить маленькие пальчики, как ежедневные упражнения.Мама идет на кухню! Какой годовалый мальчик или девочка откажется поиграть там?!Их притягивает сюда магнитом: все эти кастрюльки, стаканчики, баночки с крупами и макаронами… Не запрещайте. Разрешите малышу забавляться со всем этим многообразием. Введите ежедневные уроки «труда». Рассыпьте на подносе разные крупы, горох, муку. Пусть ребенок перебирает в ручках, рисует пальчиками крупяные картины и даже рассыпает на пол. Ведь и это действие не только доставляет ему огромное удовольствие, но и дает понятие о свойствах предметов. После такого «рисования» попросите ребенка помочь вам прибрать. Мытье подносов, собирание губкой муки и крупы со стола – действия, необходимые также и для развития двигательных навыков. Выжимая мягкую поролоновую губку, ваш карапуз учится регулировать кистевой нажим, развивает пластику пальцев. Играем с бумагой
Подарочные коробочки и обёрточная шуршащая бумага дарят тысячи идей для игр. Малыши обожают мять, рвать ее на мелкие кусочки даже жевать. Чтобы предотвратить неприятные последствия, вам лучше находиться рядом во время подобных занятий. А чтобы сделать их интереснее и помочь развитию пальчиков крохи, предложите ему заняться творчеством. Точнее, аппликацией.Приобретите безопасные детские ножницы с закругленными концами и мягкими кольцами. Пусть малыш нарезает вам кусочки различной величины. Пока он развивает кисть и сосредоточенно следит за тем, фрагментами форм, которые у него выходят, вы, вооружившись клеем- карандашом и листом картона, приготовьтесь создавать картину. Раскладывайте кусочки бумаги на картоне, как вам вздумается, смазывая их клеем. Возможно, у вас получится картина или мозайка, а может просто хаотический витраж, не имеет значения. Главное, что это ваше общее творение с малышом. Еще большего внимания заслуживает аппликация, созданная по принципу «рваного метода». Малыш отрывает кусочки, а вы раскладываете их по заранее нарисованным контурам картины. Получится очень красивое и модное панно. Игрушечный мирОднако совсем отказываться от фирменных развивающих игрушек было бы бессмысленно. Просто нужно научиться правильно подходить к их выбору. В последнее время выпускается все больше игрушек с достаточно узкой функциональной направленностью. Например, игрушки, предназначенные только для развития воображения или логического мышления, формирования элементарных математических представлений. Поэтому вам стоит научиться разумно сочетать их.Шнуровки помогают маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими. Пропуская веревочки сквозь нужные отверстия, малыш увлекается самим процессом и получает прекрасный результат – картину или игрушку, с которой можно забавляться даже в ванной. Ведь детали таких шнуровок не боятся влаги, легко гнутся и не ломаются. К тому же все детали шнуровки имеют четкий контур, их можно использовать для подготовки руки ребенка к письму. После того, как кроха вдоволь нашнуруется, пусть попробует обвести контур игрушки, приложив ее к листу картона, а потом разрисует. Прекрасное упражнение на координацию и адаптацию руки к письму.Мягкие фигуры позволят самому маленькому ученику не только потренировать пальчики, но и познать азы геометрии. Рассмотрите фигуры, Охарактеризуйте их по цветам, форме. А затем предложите малышу самому сравнить их. Пазлы резиновые, картонные, поролоновые… Сейчас их великое множество! Развивают пространственное мышление, внимание, и опять-таки, мелкую моторику рук. Поначалу сам процесс может показаться малышу непонятным, но потом, когда с вашей помощью он сложит картину, с удовольствием будет складывать новые пазлы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « НАРЯДНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
СТАРШАЯ ГРУППА
Программное содержание: Познакомить детей с техникой изобразительнойдеятельности «рваная» мозайка; учить детей изображать крону дерева с помощью цветной бумаги, видеть контур .Закреплять умение пользоваться клеем, набирать небольшое количество на кисть.
Воспитывать чувство «прекрасного», любовь к природе.
Оборудование:
Альбомный лист, кусочки цветной бумаги (зеленый, оранжевый, желтый), кисточка, клей ПВА, клеенка, салфетка. ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, послушайте, загадку.Пришла без красок и без кистиИ перекрасила все листья. (осень) В какие цвета осень перекрасила все листья? Все были в осеннем лесу? Расскажите, как изменились деревья с наступлением осени? Я вам принесла несколько картин, где изображен осенний лес. Посмотрите, какие они красивые. Какие краски выбрал художник? Но все эти картины нарисованы с помощью красок. У меня есть один знакомый художник. Он рассказал мне интересный способ, как можно изобразить такие же нарядные деревья, но без красок. Хотите я вас научу? Нам понадобится цветная бумага и клей. Давайте, вспомним, из каких частей состоит дерево? (ствол, и крона) Посмотрите, как я буду делать. С начало я мелко рву бумагу зеленого, желтого и оранжевого цветов. Затем простым карандашом обозначу, где будет расположена крона и ствол. Приклеиваю ствол, и начинаю изображать крону. Для этого я беру кисточку, набираю на нее клей и намазываю часть кроны. На это место приклеиваю разноцветные кусочки бумаги, но делаю это быстро, иначе клей высохнет, и бумага не приклеится. Обязательно слежу за тем, чтобы не выходить за нарисованный контур, чтобы крона получилась ровной и аккуратной. Закончив клеить крону, я таким же способом изображаю листочки, которые упали на землю. Вот и получилась картина. И краски мне совсем не понадобились.
Дети выполняют свои работы. Все картины, которые получились, выкладываются на видное место. Вместе с детьми, мы рассматриваем и оцениваем работы.
Итог занятия: На занятии, мы изобразили красивые деревья в нарядных платьях, но не обычным способом, а с помощью техники «рваная» мозайка. Для этого нам не понадобились краски.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТАРШАЯ ГРУППА
«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»
Программное содержание: Способствовать развитию речи детей, используяпальчиковые игры. А также стимулировать работу внутренних органов, используя массаж пальцев и кистей рук. Материал: Грецкие орехи, массажные мячики на каждого ребенка. Предварительная работа: Индивидуальное обучение детей пальчиковым упражнениям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребят, мы уже знаем с вами немало пальчиковых игр, а также можем делать разные фигурки, складывать по-разному пальчики. А знаете ли вы, для чего мы это делаем.
Дети: Чтобы наши пальчики были гибкими и крепко могли держать ручку и карандаш. Воспитатель: Правильно. А еще массаж пальцев и ладони полезен для нашего организма, он стимулирует работу наших внутренних органов. Назовите, какие вы знаете внутренние органы человека? Дети: Сердце, легкие, желудок, кишечник, печень. Воспитатель: Сегодня я расскажу вам очень интересную историю. Но вы мне будите помогать, показывая фигурки из пальцев. Но сначала надо сделать массаж пальцев и ладоней. (Дети массажируют каждый палец правой и левой руки затем центр ладони круговыми движениями большим пальцем. Далее катают между ладонями грецкие орехи. Дети берут в руки мячики и начинают подбрасывать и ловить их, далее проводят мячиками по правой руке от кисти до плеча и обратно, и по левой руке, в том же направлении. Воспитатель: А сейчас я начинаю свой рассказ. Наступила весна. Пришли школьники в лес, повесили на дерево скворечник. Упражнение «ДЕРЕВО» Прижать руки тыльной стороной ладоней друг к другу. Пальцы раздвинуты и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцам Упражнение «СКВОРЕЧНИК» Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь. Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет Прибежала мышка: « Давай скворец с тобой дружить». Упражнение «МЫШКА» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам. Прилетел жук: «Здравствуй скворец! Как тебе живется в новом скворечнике?» Упражнение «ЖУК» Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими. Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит
Рядом с деревом, где жил скворец, в скворечнике стояла елка, а под елкой жил зайчик. Упражнение «ЗАЙЧИК» Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить. Ушки длинные у зайкиИз кустов они торчат.Он прыгает и скачет,Веселит своих зайчат. Стали они дружить, скворец, мышка, жук и зайчик. Дети еще раз показывают фигуры из пальцев: скворец, мышка, жук, зайчик. У скворца появились маленькие птенчики Упражнение «ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ» Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить. Птичка крылышками машетИ летит к себе в гнездо.Птичкам своим расскажет, Где взяла она зерно. В этом лесу жила лиса и волк. Захотелось им полакомиться зайчатиной, решили они поймать зайца. Упражнение «ВОЛК» Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют рот, а остальные пальцы – челюсть. Упражнение «ЛИСА» Выполняется как и упражнение «ВОЛК», но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Серый волк бежит по лесу.А за ним бежит лиса.Поднялись у них трубоюДва пушистеньких хвоста. Летел филин ночью на охоту и услышал, что волк и лиса хотят зайца поймать. Предупредил он друзей об опасности. Ведь филин жил на той елке, под которой жил зайчик. Упражнение «ФИЛИН» Руки в кулачок прижаты. Большие пальцы вверх ( уши ), указательные пальцы вместе. К этому времени у скворца подросли птенцы. Вот идут волк и лиса к норке зайца. Тут вылетели скворцы из скворечника, налетели на волка и лису, стали их клевать. Волку и лисе ничего не оставалось, как убежать обратно ни с чем. Упражнение «СКВОРЦЫ» Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены ( сцеплены друг с другом) – это голова, остальные пальцы – крылья, помахали ими. Вот так скворцы спасли зайца. Понравилась вам моя история? Мы будем часто выполнять упражнения для пальцев. Это помогает работе наших внутренних органов и всего организма.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СТАРШАЯ ГРУППА
«ВЕСНА ИДЕТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ» Программное содержание: Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшее причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне ( стихами, закличками, загадками ). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: - Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?! ( Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письм Воспитатель:Собирайтесь скорее. В необычный поход.Ждут вас тайны лесные, Вдоль тропинки зовет. - Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Дети: - « Да!» Тогда отправимся вот по этим тропинкам. В лес по сказочной тропинкеПопадем мы прямиком.Но пройти ее придется Нам , ребятушки, с клубком! Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок. Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу. перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли ( Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то босиком по мху и т.п. Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне. Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес!Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!- - В какой лес мы с вами пришли?
Дети: Весенний, красивый, таинственный , сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. Воспитатель: - Какое время года изображено на картинах? Дети: Весна! Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть , это лето? ( Дети показывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.) Воспитатель: Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (СОЛНЦЕ) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков. (Дети добавляют лучи – прищепки к заготовке из картона. Звучит звукозапись «голоса птиц». Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? ( ответ детей) Правильно, грач.Всех прилетных птиц червей,Чистит пашню от червей,Целый день на пашне вскачьИ зовется птица грач. Почему в народе так говорят: « Грач открывает весну»? ( дети отвечают) Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку: На шесте – дворец,Во дворце – певец, А зовут его….. ( скворец ) как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов. ( дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе. Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим на солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? ( дети – «Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? ( подснежник) (Дети выполняют пальчиковую гимнастику) « ПОДСНЕЖНИК» В лесу, где березы столпились гурьбой Подснежника глянул цветок голубой Сперва понемножку Зеленую выставил ножку. Потом потянулся из всех своих сил И тихо спросил: Я вижу погода тепла и ясна Скажите, ведь правда, что это весна? Воспитатель: А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес? (Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть.) Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют. Слышна капель, дятел по дереву стучит. Воспитатель: Молодцы! Все правильно отгадали.(За ширмой появляется кукла – Лесовичок.) Лесовичок: Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать? Воспитатель: Нет, что ты, Лесовичеок! Мы пришли весенним лесом любоваться! Лесовичеок: Да, а вы добрые ребята? Дети: Да! Лесовичок: Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столькомного снега. А как стало солнышко припекать, столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть вы знаете как? Воспитатель: Давайте , дети, поможем маленьким мышатам. (В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.) Лесовичок: Ай да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые. Но находчивые. Воспитатель: Лесовичок! А теперь ты нам помоги. Мы хотим весне преподнести подарок, но никак не придумаем что. Подскажи! Лесовичок: Что ж и я вам помогу! Весна по лесу ходит солнечная, звонкая, нарядная, а чтоб весна была еще наряднее. Подарите ей бусы. Воспитатель: Ребята, давайте изготовим для весны цветные и нарядные буси из бумаги. (Дети накручивают полоски бумаги туго на карандаш, конец бумаги подклеивают и снимают заготовки, затем нанизывают их на шнурок. Воспитатель: Вот, Лесовичок, наш подарок готов. Передай его, пожалуйста, весне от нас. Лесовичок: Обязательно передам. Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора! А вы погуляйте по лесу, здесь много еще интересного. Воспитатель: ( наталкивается на «снежный» холмик ) А что это такое? (Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку. Воспитатель: В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его - расскажем закличку, которой в старину весну зазывали. Воспитатель и дети: Весна! Весна! Приди красна, С ясным солнышком, колоколнышком, Принеси урожай. В наш родимый край. ( Закличка сопровождается ритмическими движениями.) Воспитатель: Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки – необходимо отгадать их по запаху. (Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка, Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.) Воспитатель: В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус, Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое? Дети: Сладкое! Мягкое! Это мед! Воспитатель Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой. Воспитатель и дети:
Улыбаются все люди.
( Идут по кругу.) Весна, весна, весна! Она везде повсюду. Красна, красна, красна! (Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
По лугу, лесу и полянке. (Ритмично шагают на месте) Идет, идет, идет! На солнышке скорей погреться. (Взмахивает обеими руками к себе) Зовет, зовет, зовет! По камушкам в реке широкой. (Ритмично щелкают пальцами ) Звенит, звенит, звенит! По камушкам в реке широкой. (Потирают ладони) Журчит, журчит, журчит! Разносит запахи по всюду. ( Делают из пальцев « бутон».) Цветов, цветов, цветов! И все живое сразу слышит. (Прикладывают руку к уху) Весенний звон! (Хлопают в ладоши)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И.П.ПАВЛОВ придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. Современные разработки позволили ученым сделать вывод, что тренировка тонкой ( мелкой ) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Мы рекомендуем такие игры: - Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий- шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек»
( ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее-холодное»; «Горячее-холодное»; «Мокрое-сухое».
- Игры с водой. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие). -Игры с пластилином.
Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант - нарвать бумагу на мелкие кусочки ; 2-й вариант – скатать шарики из бумаги); «складывание из бумаги».
Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворана», «Ладушки», «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками». - Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2-4 части), кубики, мозайка. При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила: -Игровые задания должны постепенно усложняться. Начинать игру можно только тогда когда ребенок хочет играть.
- Если малыш постоянно требует продолжение игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание ( во всем должна быть мера!).
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует. Недопустимо переутомление ребенка в игре.