Поурочный план по литературе на тему Исцеление души по рассказу В.Набокова Рождество
Завальная Нина Ивановна
Учитель русского языка и литературы
Комсомольская средняя школа
Акмолинская область Есильский район с. Орловка 8-714-27-5-36
ТЕМА: Исцеление души через красоту (по рассказу В.Набокова «Рождество» 7 класс)
ЦЕЛЬ: - выявить идейно-тематическое содержание рассказа, совершенствовать навыки литературного анализа, умения сопоставлять и сравнивать произведения, сходные по идейному содержанию;
- развивать образное мышление, эмоционально-углубленное освоение материала, способность воспринимать различные виды искусства (музыку, изобразительное искусство);
- воспитывать понимание общечеловеческих ценностей, способность к состраданию, пониманию категории «прекрасного» и его влиянии на человека.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала
МО: словесный, наглядный, аналитический
ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, творческая, поисково-самостоятельная
НАГЛЯДНОСТЬ: слайды по биографии В.Набокова, пейзажи современных художников, фигурки бабочек, звёзды, музыка «Птичий гомон в утреннем небе», песня «Слепой художник».
ХОД УРОКА.
1.Ведение в тему. СЛАЙД №1 с изображением звёздного неба. На партах учеников лежат фигурки серебряных звёзд. Звучит стихотворение Б.Пастернака «Рождественская звезда»
Стояла зима.
Дул ветер из степи
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху, отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утёса
В полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожкиМерцала звезда по пути в Вифлеем
- О чём идёт речь в стихотворении Б. Пастернака?
- Какое отношение имеет к изображаемым событиям звезда?
рождество
зажглась звезда, когда родился Иисус указала путь волхвам к младенцу
2.Ассоциации со словом «рождество»
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «рождество»? После выполнения задания учащиеся зачитывают слова, которые они записали на обратной стороне звёзд: ВЕРА, РАДОСТЬ, ПРАЗДНИК, ВОЛШЕБСТВО, ВИФЛЕЕМ, СКАЗКА, РОЖДЕНИЕ, ЧУДО.
3.Слово учителя. Чудо, вера, возрождение – именно об этом рассказ В.Набокова «Рождество». Рассказ о том, что накануне великого праздника может произойти невероятное чудо, что заставит посмотреть на мир другими глазами, почувствовать его красоту. Кто же такой Владимир Набоков, автор этого рождественского рассказа. Об этом сейчас расскажут Гаухар и Светлана.
4. СЛАЙД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ по биографии В.Набокова.
1.Набоков - известный писатель
2. Рождение В.Набокова
3.Родители. Черты характера
4.Увлечения Набокова
5.Учёба. Отъёзд за границу
6.Интерес к бабочкам. Известность
7. Рассказ «Рождество»
СООБЩЕНИЯ К СЛАЙДАМ
1. Владимир Набоков – один из самых известных писателей 20 века. Он родился вРоссии, учился в Англии, жил в Германии, во Франции, в США, в Швейцарии, писал на русском, английском, французском языках. Набоков автор 16 романов, известный переводчик. Свои произведения Набоков публиковал под псевдонимом В.Сирин», что обозначает мифическую райскую птицу. Самые известные произведения – «Машенька», «Король, дама, валет», «Отчаяние», основная тема которых потерянная Россия, воспоминания о ней как об утраченном рае.
2. Набоков родился 14 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге в старинной и богатой дворянской семье. В его роду были известные военные, врачи, золотопромышленники. Отец, Владимир Дмитриевич, ведущий политик. После Февральской революции занимал пост министра юстиции. Мать Елена Ивановна, происходила из известного дворянского рода. Мальчик рос в любви. Много времени родители уделяли духовному воспитанию сына.
1. От отца Владимир унаследовал чувство собственного достоинства, решительный и настойчивый характер, всегда имел своё мнение и отстаивал его. Мальчик, как и его отец, ненавидел жестокость в любом виде, интересовался культурой Запада. Мать передала сыну своё увлечение литературой и музыкой.
2. Юный Набоков знал в совершенстве несколько языков, увлекался теннисом, любил кататься на велосипеде, хорошо играл в шахматы. Но особый интерес он проявлял к бабочкам. На лето семья выезжала из Санкт-Петербурга, где целыми днями мальчика можно было видеть в саду или на лугу с сачком в руках. Новые хрупкие экземпляры бабочек пополняли его коллекцию, которой он гордился и не раз с удовольствием пересматривал её.
1. В 1919 году семья Набоковых уехала из России в Берлин, а будущий писатель поступил в Кембриджский университет, который успешно закончил в 1922 году. В 1940 году Владимир Набоков пересёк Атлантику и почти 20 лет оставался в США, где получил американское гражданство. Здесь он писал и сделал себе достойное имя энтомолога. Интерес к бабочкам превратился у него в профессиональное занятие.
2. Увлечение бабочками Набоков пронёс через всю жизнь: изучал, коллекционировал, писал о них научные статьи, описывал в стихах в прозе. Он писал о своём увлечении так: «Я охотился на бабочек, как красивый мальчик в матроске, как бедный юноша без родины в фланелевых брюках, как старый мужчина без шляпы... Сначала я искал эту красоту в природе, а позже в искусстве»
1. В рассказе «Рождество» писатель рассказывает о рождении экзотической бабочки, которая появилась на свет после неожиданной смерти своего владельца. И читая, мы становимся свидетелями рождения этого чуда природы, ощущаем лёгкий полёт крыльев бабочки. И даже те, кто никогда не увидит воочию этой прекрасной бабочки, навсегда запомнят чудесный момент её рождения, созданный великим мастером слова - Владимиром Набоковым.
5. Анализ текста по главам.
1 глава. 1. С первых строк В. Набоков передаёт душевные страдания своего героя. Какие детали указывают на это состояние?
2. Много ли звуков и красок использует автор в 1 главе. (Жизнь замерла)
3. Как вы думаете, почему действие происходит в маленьком флигеле, а не в большом доме?
2 глава 1. «Ночь прошла в нелепых снах, не относившихся к его горю. Слепцов вышел на холодную веранду…» Какой изображена природа? Подтвердите свой ответ предложениями из текста.
2. Чувствует ли автор эту красоту?
3. Во 2 главе автор использует элементы ретроспекции. Что это за приём художественного времени? Найдите в тексте эпизод, где используется ретроспекция.
4. Автор-повествователь даёт два описания пространства: флигель и заснеженный сад. Как они соотносятся между собой? Какие чувства и ощущения вызывают они у главного героя?
3 глава1. «После обеда он поехал ТУДА. (Слово не названо) С какой целью и куда поехал Слепцов?
2. Почему вечером Слепцова потянуло в большой дом?
3. И снова обратим внимание на детали. Как через описание дома автор передаёт трагедию и боль человека?
4. Какие вещи в комнате сына напоминают о его увлечении?
6. Слово учителя. Вся комната мальчика наполнена «запахом лета, травяного зноя», как пишет автор. Тогда мальчик был жив, весь дом был наполнен его звонким смехом, топотом его босых ножек, радостными возгласами, когда он нёс показать отцу новую бабочку. И сейчас, глядя на все эти вещи, на красивые экземпляры засушенных бабочек, так заботливо расположенные мальчиком, память переносит Слепцова в те счастливые дни, когда его сын был ЖИВ. Давайте и мы с вами перенесёмся на цветущий луг, где порхают хрупкие бабочки, увидим и послушаем прекрасную музыку лета.
7.Музыкальное слайд-шоу «Бабочки» На фоне музыки зачитываются строки о бабочках: «При тусклом свете лампы шёлком отливали под стеклом ровные ряды бабочек. Тут, в этой комнате, сын распрямлял свою поимку,…закреплял полосами бумаги ещё свежие крылья. Теперь они давно высохли – нежно поблёскивают под стеклом хвостатые махаоны, небесно-лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках, с перламутровым исподом. И сын произносил латынь их названий слегка картаво, с торжеством или пренебрежением».
Учитель: Самые яркие воспоминания о сыне у Слепцова связаны с бабочками. Глядя на них, возможно, он вспоминает, как много интересного и удивительного знал его мальчик о бабочках, как восторженно рассказывал об этих божественных созданиях. И я предлагаю вам продолжить рассказ сына. Вы должны были подобрать интересные сведения из жизни бабочек.
8. Рассказ учеников. Легенды о бабочках. Это интересно. В мире бабочек.
1. Часто в названиях бабочек встречаются имена древнегреческих богов и героев:
Икар, Аполлон, Зевс. Они считаются такими же красивыми, как герои мифов.
2. Самая крупная бабочка – Птицекрыл королевы Александры. Размах крыльев – 30 см. Самая маленькая - тополевая моль. Размах крыльев – 1 см.
3.Большинство бабочек живёт всего несколько дней, кроме бабочки Монарх,
которая может жить до 6 месяцев.
4. За свою короткую жизнь бабочка откладывает более 1000 яиц, давая жизнь новым бабочкам.
5. Тутовый шелкопряд – бабочка, из железы которой выделяется шёлк. Гусеница
завивает кокон для куколки. Длина шёлковой нити, полученной из одного кокона, может достигать 1 км в длину.
6. Из крыльев бабочек создаются картины. В Корее была изготовлена живописная картина из 4,5 миллионов крыльев бабочек
7. Согласно древним легендам считается, что исполнится самое заветное желание, если подержать в руке бабочку и отпустить её на волю к небесам.
8. Есть арктические бабочки с прозрачными, почти стеклянными крылышками.
Их можно назвать настоящими полярницами, так живут они в 750 км
9. У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке у младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.
10. В мифах Эллады бабочки часто являлись символом любви, а на древнегречес-
ком языке бабочка и душа назывались одним словом «психе»
9. Продолжение анализа рассказа. (4 глава)
1.Действие происходит накануне Рождества. Какие чувства испытываете вы в этот день? 4
2. А сейчас найдите отрывок о том, какие чувства испытывает Слепцов перед рождеством? Прочитаем его.
3. О чём он узнал из дневниковых записей своего сына?
4. Какие мысли рождаются у Слепцова?
10. Слайд о рождении бабочки. Чтение отрывка. «Слепцов зажмурился… И в то же мгновение щёлкнуло что-то – тонкий звук – как будто лопнула натянутая резинка. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползёт вверх чёрное сморщенное существо размером с мышь,… Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки, крепли, наливаясь воздухом жилы,… и на стене уже была громадная ночная бабочка…» ( До конца рассказа)
11. Продолжение анализа.
1. Фамилия героя Слепцов. Набоков пишет: «Слепцов зажмурился - Слепцов открыл глаза и увидел. В чём смысл этих строк?
2.Как вы думаете, почему своему герою автор дал именно такую фамилию?
12. Работа по группам. Сравнительный анализ произведений В. Жуковского, А.Тарковского и В.Набокова.
В художественной литературе образ бабочки выступает и как конкретный земной образ, так и символический. Мы изучали несколько поэтических произведений о бабочках, и я сейчас предлагаю вам выполнить сравнительный анализ
гр. №1 А.Тарковский «Бабочка в госпитальном саду»
гр.№2 В.Жуковский «Узник мотыльку, влетевшему в темницу».
1. Символом чего выступает бабочка в каждом из стихотворений?
2. Что общего есть в стихотворении и рассказе Набокова «Рождество»?
13.Обобщающеее слово.
В каждом из произведений - боль, страдание, измученная душа.
ГЕРОЙ УЗНИК ПРОСТРАНСТВО ТЕМНИЦА
РАНЕНЫЕ ГОСПИТАЛЬ
СЛЕПЦОВ ФЛИГЕЛЬ
Что происходит с героями этих произведений?
(Исцеление души. Прикосновение к красоте возрождает душу)14. Авторское стихотворение Н.Завальной «Возрождение» (чит. Загвоздкина Ю.)
Казалось, всё остановилось,
Без сына смысла жизни нет.
И, чёрной лентой извиваясь,
Пред ним сама явилась СМЕРТЬ
Такая ясная, простая,
Вдруг забрала всю душу в плен
Слепцов решил: «Так будет легче,
Весь мир вокруг и прах, и тлен.
Она возьмёт всю боль страданий,
Навеет сладкий тихий сон.
К чему мне солнце, мир желаний?
Померк со смертью сына он»
Но даже мысль саму о смерти
Господь не может допустить. И в Рождество дарует чудо,
Чтоб душу снова воскресить
Цветная бабочка-надежда
Явилась в самый страшный миг,
И протянула нить спасенья –
Он сердцем красоту постиг.
Свершилось ЧУДО: ЖИЗНЬ ВОСКРЕСЛА,
Нельзя её остановить.
Прекрасен мир, он это понял,
А значит СТОИТ, СТОИТ ЖИТЬ!
15.Слайд-шоу на песню «Слепой художник» (пейзажи)
- Красоту можно не только видеть, красоту можно слышать, ощущать. Порой, даже не видя красок и не слыша звуков, её можно чувствовать сердцем, душой и дарить людям. (Просмотр и прослушивание)
- Что, по-вашему, сближает героя рассказа Набокова и слепого художника?
(Страдание изменяет видение мира, и люди воспринимают красоту более ярко)
16. «Клятва матери Терезы»
- КРАСОТА СПАСЁТ МИР. Какое слово вы бы поставили рядом? (ДОБРОТА). Я хочу сейчас вспомнить о женщине, которая является символом душевной красоты и доброты. Её настоящее имя – Агнесс Бояджиу – знает не каждый. А вот под именем матери Терезы она известна всему миру.
- Кто из вас слышал что-либо об этой женщине? (ответы учащихся)
Она оставила миру своё завещание, клятву, обращённую ко всем людям, и всегда говорила о том, что самое прекрасное на земле - это ЖИЗНЬ. И если порой вам будет трудно, повторяйте слова этого завещания, оно даст вам силы, вселит надежду и веру на лучшее. Давайте и мы сейчас все вместе повторим слова этой удивительной женщины, чья жизнь была примером добра и милосердия. (Ученики повторяют за учителем слова клятвы)
Жизнь – это ШАНС. Не упусти его!
Жизнь – это КРАСОТА. Удивляйся ей!
Жизнь – это ДОЛГ. Исполни его!
Жизнь – это ТРАГЕДИЯ. Выдержи её!
Жизнь – это ЖИЗНЬ. Спаси её!
Жизнь – это СЧАСТЬЕ. Сотвори его САМ!
ЖИТЬ СТОИТ ВСЕГДА! НЕ ПРЕРЫВАЙ СВОЮ ЖИЗНЬ!
17. Акция «Красота спасёт мир»
- Символом нашего урока сегодня была бабочка - воплощение чуда и красоты, веры и надежды. Пусть всегда в ваших сердцах живут эти прекрасные качества, и тогда наш мир будет добрым, светлым и цветущим. Жизнь – это чудо, дарованное нам свыше. Давайте будем любить её, наслаждаться ею, дарить друг другу тепло наших сердец.
( На магнитной доске находится изображение земного шара. Дети прикрепляют к нему красочные изображения бабочек). 18. Итог урока. Самооценка.