Урок по литературе 7 класс Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество».

Разработала: Омарова Л.С.- учитель русского языка и литературы

Тема урока: Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество».
Цель урока:
Образовательная цель: Формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
Развивающая цель: Развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы.
Воспитательная цель: Воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.

Ход урока.
Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета.
Значит, кончилось время сна –
Значит, жизнь продолжается снова.
Побуждение. /3 мин./
-Добрый день, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня мы будем работать над рассказом В.В. Набокова «Рождество».
Работать будем в группах, поэтому каждый может получить оценку. Прошу капитанов ознакомить ребят с правилами работы в группе и четко заполнять оценочные листы.
-А сейчас, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).
- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, с каждым лучом света, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).
- Да действительно мы будем говорить о смысле жизни и на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество», мы постараемся увидеть, как человек, которого поглотило горе, с помощью маленького чуда смог вернуться к жизни.
-Я прошу Вас открыть тетради и записать тему урока
Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество».
- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Чудесное, Рождество)
- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество? В какое время года встречают Рождество? (Рассказ ученика о празднике).
2. Свободное письмо. /5мин./
- Я предлагаю вам написать свободное письмо на тему «Какие чудеса могут произойти в Рождество?» /Письма обсуждаются в парах, затем в группах, лучшие ответы озвучиваются на уроке/.
- Прослушайте и запишите ключевые слова, раскрывающие значение рождественских чудес..
- Как Вы думает, можно ли сказать, что рассказе «Рождество» -присутствует одно из чудес Рождества? /Да. Зимой рождение бабочки, возвращение Слепцова к жизни/.
3. Работа в группах. (15 мин.)
А сейчас, анализируя текст, мы постараемся проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни.
- Но прежде, чем Вы приступите к работе с текстом, каждой группе предлагаю прочитать дневниковые записи В. Набокова и, при анализе рассказа, сравните их с описаниями мыслей и настроений героя рассказа.

Каждая группа будет работать с отдельной главой. Ваша задача, анализируя главу обратить внимание на портретное описание, описание мыслей и настроения Слепцова, а также описание деталей-вещей, используемых автором для того, чтобы показать как страдание главного героя, не только оглушили его, но и странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты, а вместе с тем и облегчили страдания.
1 группа - 1 глава
Первый вечер без сына (Большое несчастье, «Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты, сел на низкий плюшевый стул, на котором он никогда не сидел», «Комната плавала во тьме» - Чувство, охватившее Слепцова – чувство безразличия, беспомощности)
2 группа – 2 глава
Утро следующего дня («Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил Оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном. » Чувство, охватившее героя – беспомощность, злость)
3 группа – 3 глава
Время после обеда (Приехал на могилу сына, просидел около часу. Там на погосте он был дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние следы его сандалий. Велел отпереть дом, вошел в комнату сына, стал рассматривать вещи , принадлежавшие сыну Чувство- разочарования, тоски)
4 группа – 4 глава
Ночь перед Рождеством (Слуга поставил аршинную елку. Слепцов собрал вещи сына. Читал дневник сына и понимал, что сын больше не вернется никогда, а это значит, что и ему жить нет смысла. Ему казалось, что жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес. Но тут произошло чудо. Слепцов увидел как из кокона, перенесенного им, человеком, изнемогающим от горя в теплую комнату, вылупилась бабочка. Чувство – неожиданной радости, удивления.)
Вывод: Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.
Чудо, произошедшее накануне рождества, а именно созерцание рождающейся бабочки, как бы отвлекает душу, сосредоточенную на смертельной тоске, и дает ей новое рождение. Набоков даже фамилию своему герою выбрал Слепцов от слова слепой. «Слепцов открыл глаза и увидел». Слепой – прозрел.
4. Закрепление темы. (15 мин.)
- Предлагаю провести ролевую игру. (Используется методика РАФТ)
Каждая группа получает задание в соответствии с данной таблицей (ученики составляют письма индивидуально, затем в паре, в группе).
- Капитаны, не забывайте оценивать работы своих товарищей.

Роль
Аудитория
Форма
Тема

Слепцов
Современной молодежи
Письмо - благодарность
«Маленькое чудо, вернувшее меня к жизни – подарок сына»

Слепцов
Молодежи
Письмо -наставление
«Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так».

Молодежь
Слепцову
Письмо поддержка
«Вера в чудеса возвращает человека к жизни»

Молодежь
Слепцову
Письмо-восхищение
«Горе не сломит человека, если есть вера».


5. Рефлексия. (1 мин.)
- Завершая урок, хочу узнать, что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Как должны относить друг к другу родные люди? Что или кто помогает человеку справиться с жизненными проблемами? Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? Тогда, что же такое чудо?
6. Пятистишье «ЧУДО». (2 мин.)
7. Домашнее задание. (1 мин)
Написать сочинение – рассуждение «Чудеса в нашей жизни».
8. Оценка знаний и умений (3 мин.)
- А сейчас подведем итоги нашего урока, и слово предоставляется капитанам команд.



















Ф.И ученика
Свободное письмо «Я и Метель»
Активное участие в работе группы
Участие в ролевой игре РАФТ
Пятистишье
Критерии
20-19 –«5»
16-18б – «4»
10-15б.- «3»






Итого

1






2






3






4






5






6






Ф.И ученика
Свободное письмо «Я и Метель»
Активное участие в работе группы
Участие в ролевой игре РАФТ
Пятистишье
Критерии
20-19 –«5»
16-18б – «4»
10-15б.- «3»






Итого

1






2






3






4






5






6






Ф.И ученика
Свободное письмо «Я и Метель»
Активное участие в работе группы
Участие в ролевой игре РАФТ
Пятистишье
Критерии
20-19 –«5»
16-18б – «4»
10-15б.- «3»






Итого

1






2






3






4






5






6






Ф.И ученика
Свободное письмо «Я и Метель»
Активное участие в работе группы
Участие в ролевой игре РАФТ
Пятистишье
Критерии
20-19 –«5»
16-18б – «4»
10-15б.- «3»






Итого

1






2






3






4






5






6








Запись из дневника Владимира Набокова.
«28 марта . Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что Я хотел сказать тебе, предупредить тебя» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное за вами пошла машина».
Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»

15