Презентация по истории Чувашская вышивка
«ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА –БОГАТЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» Из глубины веков Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. Вышивки народов Поволжья — марийская, мордовская, чувашская — отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые — декоративные, более легкие в исполнении — швы, создавая новые образцы народного творчества. Краткая история чувашской вышивки Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах престали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья. Швы чувашской вышивки(по классификации художников Е. И. Ефремовой и М. С. Спиридонова) Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Древние смысловые значения узоров были связаны также с культовым характером вышивки. По мнению А.А.Трофимова, орнамент и мифология в ранний период развития человечества были тесно взаимосвязаны: орнамент исходил из сюжетов мифологии, орнаментальные мотивы «иллюстрировали» мифологическое представления, обряды и религиозные воззрения. 1. Йěпкěн - контурный шов, или роспись2. Чăрмалла - гладьевой прямой шов3. Хантăс - косая мелкая стежка4. Ăсма хантăс - верхний шов5. Хуралла - набор, или верхний шов6. Эрехле - простой крест7. Майралла - мордовский крест8. Шулам - косой гладьевой шов9. Чěпчěрке - шов по краю ворота10. Касманшăтăкла - в елочку11. Двусторонний стебельчатый шов12. Хăю - стебельчатый шов, или веревочка13. Хантăслашывлам - верхний косой шов14. Двусторонний шов15. Чěнтěр16. Йěп ум - тамбур17. Сиктеряллě - набор18. Шяркени - обметочный шов19. Ухмахтěрě - пустяшный шов Цвета чувашской вышивки В чувашской вышивке больше всего встречаются черные, красные, желтые, зеленые и синие цвета. Преобладающим цветом является красный, черные нитки применяются для окантовки узора и его отдельных частей. В народном творчестве красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги, от чего зависело благополучие человека. В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть - это основа( белый холст.) Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий - свод неба, желтый - солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый. Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно-прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые. Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой. Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры и секреты чувашской вышивки, которые через темень и дым курной избы довели наши предки до нынешних дней. Чувашская вышивка – это богатейшее искусство, которым в действительности можно гордиться.