презентация по истории Казахстана: Дидактическая копилка по истории средневекового Казахстана


Дидактическая копилка
Я предлагаю вам игру «Исправь ошибки в тексте»
Неправильно правильно
Одним из направлений развивающегося архитектурного искусства в Казахстане в 6-9в. были сооружения связанные с развитием торговли –это памятники в стиле дынС религиозными верованиями
Памятники в стиле дын –это разновидность зодчества послеисламского периода Доисламский период
Строение в стиле дын – напоминало дом, выложенный из камня Юрту
В основном дыны возводились в период существания Тюркского и Огузского государств Кимакского и КарлукскогоНа месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки христианских храмов Буддийских
Предположительно эти христианские храмы были построены в кон. 8- нач. 9 веков 7-8 век
Наличие таких архитектурных сооружений, относящихся к различным религиозным направлениям, объясняются постоянными войнами на территории Казахстана Прохождение Великого Шелкового пути
Исламские мечети стали строиться с 6 века Со второй пол. 9 века
Задание «Найди ошибку в тексте!»
Письменных источников о древних жителях Казахстана сохранилось очень много. Судя по данным, кочевники регионов Казахстана имели различный уклад жизни и быта. Древние кочевники поклонялись, в первую очередь, духам воды и лесов, так как их главным занятием было земледелие. Курганы «с усами» относятся к эпохе бронзы и возводились они в честь победы над врагом.

Задание «Вставь пропущенные слова!»
1. Культура разных племен Казахстана очень схожа. К примеру, в их среде широкое распространение получил обряд похорон умершего с……..
2. В ранних сарматских памятниках в большой курган хоронили……………….
3. В эпоху бронзы человек поклонялся………………………..
4. Курганы с «усами» относятся к ……………………………….культуре.
5. У племен, населявших территорию Казахстана, был развит культ…………….


Задание «Сопоставь понятия!»
1 Аримаспы А. Оберег, защищающий от злых духов.
2 Куйме В. Синее небо, Верховный бог-создатель
3 Курганы С. Входили в состав сакского союза племен
4 Амулет Д. Могильники кочевников
5 Тенгри Е. Жилище на повозке

Приложение 2.
Ответы на задания:
Задание «Сопоставь понятия!»
1 С, 2 Е, 3Д, 4 А, 5 В

Задание «Вставь пропущенные слова!»
1. Культура разных племен Казахстана очень схожа. К примеру, в их среде широкое распространение получил обряд похорон умершего с……..
2. В ранних сарматских памятниках в большой курган хоронили……………….
3. В эпоху бронзы человек поклонялся………………………..
4. Курганы с «усами» относятся к ……………………………….культуре.
5. У племен, населявших территорию Казахстана, был развит культ…………….
Приложение. (Ответы)
1. Культура разных племен Казахстана очень схожа. К примеру, в их среде широкое распространение получил обряд похорон умершего с конем.
2. В ранних сарматских памятниках в большой курган хоронили самого уважаемого члена рода.
3. В эпоху бронзы человек поклонялся силам природы, солнцу и огню.
4. Курганы с «усами» относятся к тасмолинской культуре.
5. У племен, населявших территорию Казахстана, был развит культ предков.

Задание «Найди ошибку в тексте!»
Письменных источников о древних жителях Казахстана сохранилось очень много. Судя по данным, кочевники регионов Казахстана имели различный уклад жизни и быта. Древние кочевники поклонялись, в первую очередь,духам воды и лесов, так как их главным занятием было земледелие. Курганы «с усами» относятся к эпохе бронзы и возводились они в честь победы над врагом.
ФОРМИРОВАНИЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Формирование хронологических знаний и умений учащихся
на уроках истории в 5 – 6 классах.
Изучение древнего мира невозможно без понимания счета лет до нашей эры, поэтому необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляются параллельным изучением курсов «История древнего мира» и «История Древнего Казахстана» в 5-6 классах. Первое знакомство с календарями, лентой времени, счетом лет в истории происходит уже на втором уроке истории Казахстана в 5-ом классе (§ 2. Историческая мера времени.). На этом уроке учащиеся знакомятся с такими понятиями, как ход времени, исчисление времени сутками, месяцами, затем годами. Далее учащиеся знакомятся с принципами современного летосчисления и лентой времени. Приемы работы с лентой времени подробно рассматривает в методических пособиях по истории древнего мира Г. И. Годер.
Тема летосчисления в курсе «История древнего мира» в 5-м классе только одиннадцатая. И в этот промежуток – 8 уроков – на уроках истории Казахстана необходимо обращаться к счету лет, что позволит сформировать простейшие умения и навыки по счету лет. Каждый урок можно уделять время для решения одной - двух хронологических задач по типу:
1) Сколько лет назад произошло событие?
2) На сколько лет одно событие произошло раньше – позже другого?
3) Сколько лет продолжалось событие?
4) В каком году произошло событие, если это случилось … лет назад? Сперва, нужно предлагать учащимся более легкие задачи, а затем постепенно их усложнять. Для сильных учащихся, которые быстрее разбираются в принципах решения хронологических задач, целесообразно давать индивидуальные задания, более сложные. Это будет поддерживать интерес учащихся к данному виду учебной деятельности, а так же, возможность получения оценки (на первых порах стоит выставлять только хорошие) служит дополнительным стимулом. Учитель же сможет уделить больше внимания слабоуспевающим учащимся, объяснить еще раз и решить задачи у доски.
Таким образом, при изучении темы «Система летосчисления» в курсе «История древнего мира», учащиеся уже обладают определенными знаниями, и целью учителя должно стать расширение кругозора учащихся по данной теме: учащиеся пополняют свои знания о солнечном и лунном календарях, о счете лет в Древнем Египте, Вавилонии, Центральной Америке. Узнают о составлении юлианского и григорианского календарей и о том, почему мы используем григорианский календарь. Если по вопросу «Первые понятия о времени» можно провести беседу с учащимися, то вопросы «Календари Древнего Востока», «Юлианский календарь», «Григорианский календарь» целесообразно использовать в качестве опережающего задания.
После заслушивания рассказов учащихся, класс задает им вопросы. Далее следует работа с лентой времени и совершенствование навыков решения хронологических задач. Слабые учащиеся продолжают решать задачи под руководством учителя, сильные же получают возможность работать самостоятельно (задачи 1 – 4 на стр. 59 учебника).
На следующем уроке (§12. «На стыке эпох») начинается формирование таких важнейших понятий, как век (столетие), тысячелетие, эпоха. Учащиеся должны научиться соотносить год и век, век и тысячелетие, уметь определять начало, середину, конец века и тысячелетия. Задачи на стр. 63 учебника учащиеся начинают решать в классе и оставшиеся получают в качестве домашнего задания. На следующем уроке проводится письменная работа на 15 – 20 минут с целью проверки умения решать хронологические задачи. Учитель сможет сделать выводы о формировании хронологических знаний и умений учащихся, а также наметить дальнейшие пути их совершенствования.
В дальнейшем, при изучении истории первобытного общества и истории Древнего Казахстана, необходимо продолжать данную работу. При введении новых дат следует постоянно обращаться к линии времени, отмечая на ней новые даты, определяя продолжительность периодов, дальность изучаемых событий от настоящего времени. Таким образом, учащиеся привыкнут работать с датами, у них будут вырабатываться временные представления.
В 6-м классе значение работы с хронологией не уменьшается. Это объясняется огромной длительностью изучаемого исторического периода, что ведет к редкости хронологической канвы и сложности установления временных отношений между фактами в истории одной и особенно разных стран и счетом лет до нашей эры. Поэтому желательно на каждом уроке выделять время для формирования временных представлений.
В новых учебниках нет заданий по хронологии, но учитель может сам составить необходимые задачи. Типы задач могут быть следующими:
1. Сколько лет (веков, тысячелетий) назад произошло событие?
2. В каком веке (в какой половине века, в начале или в конце века) произошло событие?
3. Какое из двух событий было раньше? На сколько раньше?
4. Какой год предшествовал такому-то до нашей эры? Какой год следовал за ним?
5. Что произошло в … (следует название страны), когда в … (следует название другой страны) происходило такое-то событие?
6. Сколько лет длилось событие (тот или иной исторический период)?
Хронологические задачи нужно решать не только в классе, но и использовать в качестве части домашнего задания (с последующей проверкой в классе). Также при изучении новой темы необходимо давать учащимся задание наносить все новые даты на «ленту времени». Для развития интереса и творческих способностей учащихся хорошо давать задания на составление хронологических задач самостоятельно, провести конкурс на самую интересную задачу или большее количество составленных (и правильно решенных!) задач. В контрольные и проверочные работы так же могут включаться хронологические задачи, что позволит учителю контролировать процесс формирования хронологических знаний и умений учащихся.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ
1. Сколько веков назад возник буддизм?
2. Сколько веков прошло от возникновения буддизма до возникновения христианства? От возникновения христианства до возникновения ислама? От возникновения буддизма до возникновения ислама?
3. Сколько веков назад построен мавзолей Айша-биби?
4. Мазар хана Жошы построен около 700 лет назад. В каком веке он построен?
5. Какое событие произошло в Сарыарке 638 лет назад? В каком году от основания Рима случилось это событие?
6. Сколько веков назад греки создали настоящий алфавит?
7. Сколько веков люди пишут на бумаге?
8. Сколько веков назад был найден способ изготовления пергамента? На сколько веков раньше стал известен пергамент, чем бумага?
9. Сколько веков есикским письменам?
10. Что появилось раньше: есикские письмена или греческий алфавит? На сколько раньше?
11. Сколько веков использовалось руническое письмо?
12. В каком веке появились школы в Древней Греции? В Древнем Риме?
ДРЕВНИЙ КАЗАХСТАН, 5 класс
1. Сколько времени длился нижний палеолит? Верхний палеолит?
2. Сколько тысяч лет назад начался поздний палеолит? Сколько тысяч лет назад он закончился?
3. Сколько времени прошло между появлением австралопитеков и гомо и появлением питекантропов?
4. Сколько времени прошло от появления древнейших людей до заселения человеком территории Казахстана?
5. Сколько тысяч лет назад появился человек разумный?
6. Сколько тысячелетий прошло от появления человека разумного до таяния ледников?
7. Сколько времени прошло от заселения человеком территории Казахстана до возникновения стоянок Кошкурган и Шоктас?
8. Сколько тысячелетий назад люди научились лепить фигурки из глины?
9. Сколько тысячелетий назад люди научились рисовать?
10. Сколько лет длился мезолит?
11. Сколько тысячелетий назад начался неолит?
12. Сколько тысячелетий назад люди начали использовать медь? Сколько времени прошло между возникновением земледелия и началом обработки меди?
13. Сколько длился неолит?
14. Сколько тысячелетий назад была одомашнена лошадь?
15. Сколько веков назад люди научились обрабатывать бронзу?
16. Сколько веков назад произошел переход к кочевому скотоводству?
17. Что произошло раньше и на сколько раньше: начало использования меди или приручение лошади? Изобретение бронзы или переход к кочевому скотоводству?
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
1. В 5 543 г.до н.э. 11-летний мальчик в первый раз пошел на охоту в качестве помощника своего отца. Через три года он уже сам мог обучать молодых.
В каком году родился мальчик? Как вы это вычислили?
В каком году этот мальчик мог уже сам обучать молодых?
2. В 2 024 г. до н.э. отец вашего ровесника из города Ур отправился с торговым караваном в Египет. Было ему 32 года. Домой отец вернулся только через 8 лет. За четыре года до его отъезда в семье родилась девочка.
В каком году отец мальчика вернулся домой?
В каком году родилась сестра этого мальчика?
В каком году родился отец мальчика?
3. Соотнесите год с веком по образцу:
а) 1792 – 1750 г.г. до н.э. – это 18 век до н.э.
б) 73 г. до н.э. – это …
в) 753 г. до н.э. – это …
г) 532 г. до н.э. – это …
4. Что было раньше (подчеркните правильный ответ):
А)Правление царя Хаммурапи в Вавилоне (1792 – 1750 г.г. до н.э.) или правление Тутмоса Третьего (около 1500 г. до н.э.)?
Б)Завоевание Египта персами (525 г. до н.э.) или основание г.Рима (по легенде – 753 г. до н.э.)?
В)Объединение Индии под властью царя Ашоки (3 в. до н.э.) или потеря независимости Древней Греции в битве при Херонее (338 г. до н.э.)?
Г)Реформы Солона в Древней Греции (594 г. до н.э.) или разделение Римской империи на Западную и Восточную (395 г.)?
5. Царь начал править в 23 г. до н.э., а умер в 12 г.н.э. Сколько лет он правил?
6. Событие произошло в 234 г. до н.э. Сколько лет назад это было? Отметьте его на «линии времени».
7. В 4 тысячелетии до н.э. в странах Древнего Востока стал складываться рабовладельческий строй. Сколько приблизительно времени назад это было?
8. Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век?
9. Какой год был раньше и на сколько раньше – 65 г. до н.э. или 40 г.н.э.?
10. В 2002 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 895 лет первое и 1200 второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?
11. В 2000 г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 2500 лет назад. Когда произошло это событие?
12. Сосчитайте, сколько поколений первобытных людей сменилось за миллион лет, если принять разницу между двумя поколениями в среднем за 20 лет.
13. За сколько приблизительно тысячелетий до нашей эры наступило потепление на Земле?
14. Лук был изобретен около 9 тысячелетия до нашей эры. Сколько приблизительно времени назад это было?
15. Письменность возникла около 5 тысяч лет назад. В каком тысячелетии это было?
16. Обработка меди началась около 5 тысячелетия до нашей эры. Сколько тысячелетий назад это было?
17. Что было раньше и на сколько раньше: возникновение письменности или начало обработки меди?
18. Сколько тысячелетий назад появились: гончарное дело, ткачество, земледелие и скотоводство?
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 6 класс
ДВУРЕЧЬЕ
1. Сколько тысячелетий назад происходило становление государств в Двуречье?
2. Сколько веков прошло от становления городов государств до возвышения Аккада?
3. Через сколько времени от возвышения Аккада произошло нападение гутеев?
4. Сколько лет прошло от нападения гутеев до возвышения Третьей династии Ура?
5. Сколько веков назад Третья династия Ура потеряла власть?
6. Сколько лет правил Хаммурапи? Обозначить на «линии времени» даты царствования Хаммурапи.
7. Сколько лет назад началось царствование Хаммурапи? Сколько лет назад оно кончилось?
8. Через 232 года после смерти Хаммурапи Вавилон был захвачен горцами, вторгшимися в Месопотамию. Сосчитайте, в каком году это было?
9. Сколько лет было камню с законами царя Хаммурапи, когда он был найден археологами? Сколько лет ему сейчас?
10. Сколько веков прошло с начала царствования Хаммурапи до освобождения Вавилона от власти Ассирии?
11. Сколько лет назад начал править Навуходоносор? Сколько лет он правил?
12. Кто правил раньше и на сколько раньше: Хаммурапи или Навуходоносор?
ЕГИПЕТ
1. Сколько тысяч лет назад образовалось единое государство в Египте?
2. Сколько веков назад была построена пирамида Хеопса?
3. Сколько прошло веков от образования единого Египетского государства до построения пирамиды Хеопса?
4. Кто правил раньше и на сколько раньше: Хаммурапи или Тутмос Третий? Тутмос Третий или Навуходоносор?
5. Сколько веков назад совершал свои завоевательные походы Тутмос Третий?
6. Сколько веков прошло от образование единого государства в Египте до походов Тутмоса Третьего?
7. Сколько веков назад в Египте укрепился рабовладельческий строй?
ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ
1. Сколько веков назад стал усиливаться город-государство Ашшур?
2. На сколько позже усиления Ашшура возникло государство Урарту? Сколько существовало Урарту?
3. Сколько веков просуществовала Ассирия? Что было раньше, падение Ассирии или правление Навуходоносора?
4. В каком веке хетты разрушили Вавилон? Это было раньше или позже правления Хаммурапи? На сколько раньше/позже?
5. Сколько лет назад было заключено первое в истории человечества мирное соглашение? Оно было раньше или позже завоеваний Тутмоса III?
6. Сколько лет прошло от разгрома хеттами Вавилона до падения Хеттского царства?
7. В каком году Камбиз завоевал Египет? Сколько веков прошло от походов Тутмоса III до завоевания Египта персами?
8. В каком веке сел на престол Дарий I? В какой части века это было? Сколько лет назад?
9. Сколько лет прошло от завоевания Египта персами до похода Дария против саков?
10. Что было раньше, поход Дария против саков или вторжение Александра Македонского в Среднюю Азию? На сколько раньше?
11. Сколько веков назад образовалось Парфянское царство?
ДРЕВНЯЯ ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
1. В каком веке Ин Чжен объявил себя первым властелином Цинь? Это было начало или конец века? Сколько лет назад это было?
2. Сколько лет прошло от воцарения Цинь Шихуанди до восстания «краснобровых»?
3. Кто жил раньше Конфуций или Цинь Шихуанди? На сколько раньше?
4. Кто жил раньше Конфуций или Сыма Цянь? На сколько раньше?
5. В каком году Сыма Цянь отправился в путешествие по Китаю, если ему было в то время 20 лет?
6. Посчитайте, сколько лет назад жили Конфуций и Сыма Цянь.
7. В каком веке было восстание «Желтых повязок»? В начале или в конце века?
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1. Насколько позже появились первые государства в Греции, чем в Двуречье и Египте?
2. Сколько веков прошло от появления Крито-Ахейской цивилизации до Троянской войны?
3. Сколько веков назад была Троянская война?
4. В каком веке были проведены реформы Солона? В какой четверти века? Сосчитайте, в каком году исполнилось 2 500 лет со времени реформ Солона?
5. Сколько лет прошло от реформ Солона до начала правления Перикла?
6. Сколько лет назад была Марафонская битва? Сколько лет прошло от реформ Солона до Марафонской битвы?
7. В каком году вы посоветовали бы современным грекам праздновать знаменательную дату: две с половиной тысячи лет прошедших со дня победы при Марафоне?
8. В rаком году закончилась Пелопонесская война?
9. Сколько лет назад было сражение при Херонее? Сколько лет прошло от сражения при Саламине до сражения при Херонее?
10. Сколько лет прошло от окончания Пелопонесской войны до битвы при Херонее?
11. В каком году родился Александр Македонский, если во время битвы при Херонее ему было 18 лет?
12. Вычислите сколько лет прожили Пифагор, Фалес, Эмпедокл, Гиппократ, Геродот, Аристотель, Демокрит. 13. Сколько веков прошло между Троянской войной и созданием поэм «Илиада» и «Одиссея»?
14. Сколько лет было Филиппу Второму в битве при Херонее? Сколько лет прожил Филипп Второй?
15. Сколько лет прошло от завоевания Камбизом Египта до завоевания Египта Александром Македонским?
16. Сколько лет длились походы Александра Македонского?
17. Сколько лет назад умер Александр Македонский?
18. Сколько лет назад были: битва при Гранике? Битва при Иссе? Битва при Гавгамелах?
ДРЕВНИЙ РИМ
1. Вычислите: сколько продолжался царский период в Риме?
сколько продолжался республиканский период в Риме?
2. В каком веке была установлена республика в Риме? Что было раньше: Установление республики в Риме или реформы Солона в Греции? На сколько раньше?
3. Когда началась первая Пуническая война?
4. Когда началась вторая Пуническая война? Сколько лет назад она закончилась?
5. Что началось раньше: вторая Пуническая война или поход войск Александра Македонского на Восток? На сколько раньше?
6. Сколько прошло времени между началом первой Пунической войны и окончанием второй Пунической войны?
7. Сколько длились Пунические войны?
8. Сколько прошло лет от изгнания из Рима последнего царя до земельного закона Тиберия Гракха?
9. Сколько лет правил Гай Юлий Цезарь?
10. Подсчитайте, сколько лет прошло от установления республики до захвата Цезарем власти в Риме?
11. Сколько лет прошло от окончания восстания Спартака до захвата Цезарем власти в Риме?
12. Сколько лет правил Октавиан Август? Сколько лет назад началось его правление и сколько лет назад оно закончилось?
13. Сколько лет правил Диоклетиан? Сколько лет назад началось его правление и сколько лет назад оно закончилось?
14. Сколько лет прошло с начала правления Октавиана до начала правления Диоклетиана?
15. Сколько лет прошло от начала правления Диоклетиана до перенесения столицы в Константинополь?
16. Сколько лет прошло от установления диктатуры Юлия Цезаря до раздела Римской империи на Западную и Восточную?
17. Сколько лет прошло от основания Рима до раздела Римской империи?
18. Сколько лет существовала империя в Риме, считая от начала единоличного правления Октавиана?
19. Сосчитайте, сколько лет жил Вергилий, Гораций, Цицерон? Кто из них старше?
20. Сколько лет прошло от основания Рима до захвата его готами Алариха?
21. Сколько лет прошло от битвы при Каннах до взятия Рима Аларихом?
22. Сколько лет прошло от раздела Римской империи на Западную и Восточную до падения Западной Римской империи?
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА, 6 класс
1. Подсчитайте: сколько времени длилась эпоха раннего железа?
сколько продолжалась эпоха позднего железа?
2. Сколько веков назад царствовала Томирис?
3. Сколько прошло времени от похода на саков персидского царя Дария до похода Александра Македонского?
4. Сколько веков назад возник звериный стиль в искусстве? В начале или в конце тысячелетия?
5. Подсчитайте примерный возраст «Золотого человека».
6. На сколько веков гунны «моложе» саков?
7. Что было раньше и на сколько раньше: поход царя Дария на саков или начало правления Модэ-шаньюя?
8. Сколько прошло времени между началом правления Модэ-шаньюя и расколом гуннского государства на южное и северное?
9. Сколько прошло времени от воцарения Модэ до начала правления Аттилы?
10. Сколько прошло времени между переселением гуннов под предводительством Чжичжи-шаньюя и битвой на Каталаунских полях?
11. Сколько веков назад на территории Казахстана появились уйсуны? Раньше или позже гуннов? На сколько раньше - позже?
12. Сколько времени процветала уйсунская культура?
13. Сколько лет назад китайская царевна из дворца Юань-Фынь была выдана замуж за уйсунского правителя? В каком веке это было? В начале или в конце века?
14. Сколько веков назад образовалось государство канлы? Сколько просуществовала культура канлы?
15. Сколько прошло времени между возникновением савромато-сарматских племен и упоминанием о них в письменных источниках?
16. Сколько веков просуществовала савромато-сарматская культура. Вычислите продолжительность ее отдельных периодов.
ЛИТЕРАТУРА
1 Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х частях. Отв. ред. Коровкин Ф.П. – М.: Просвещение, 1978.
2 Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
3 Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
4 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5 Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.
6 Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира, 6 класс. –М.: Просвещение, 1993.
7 Коровкин Ф.П. История древнего мира. 6 класс. – М., Просвещение, 1992.
8 Старобинская М. История древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М., 1997.
9 Турлыгул Т. и др. История древнего Казахстана: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2001.
10 Турлыгул Т. и др. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2002.
11 Тулебаев Т. История древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2001.
12 Тулебаев Т. и др. История древнего мира: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамура, 2002.