Исследовательская работа Старинная пасочница
XIII региональная открытая Конференция «Наследие»
реферативных и исследовательских
эколого-краеведческих работ обучающихся
«Старинная пасочница»
Автор:
Ганеева Ярослава Сергеевна,
учащаяся 5а класса,
МБСКОУ № 4 г. Челябинска
Научный руководитель:
Степаненко Анастасия Владимировна,
учитель истории
Челябинск
2014 г.
Оглавление
Введение..3
Основная часть...5
Заключение.11
Список используемой литературы...13
Приложение.....14
Введение
В нашей школе работает музей крестьянского быта. Возглавляет музей учитель истории Степаненко Анастасия Владимировна. Недавно, при посещении школьного музея моё внимание привлек один из его экспонатов. Это вещь, расположившаяся на одной из стен музея, была мне незнакома. Она представляла собой квадратную форму из четырех деревянных дощечек. Меня заинтересовал данный музейный экспонат, и я решила узнать больше о нем и человеке, которому он принадлежал.
Проблема: с каждым новым поколением, человек все больше отдаляется от своих исторических корней. Традиции и культура постепенно утрачивают свое первоначальное значение. Наша задача сохранить культурное наследие и передать его потомкам.
Актуальность: актуальность работы связана с необходимостью выявления традиций и обычаев, связанных с исконно русскими праздниками.
Цель: выяснить историю и рассказать об экспонате № 24 (пасочница), МБСКОУ №4 г. Челябинска
Задачи:
описать экспонат музея
узнать, с какими русскими традициями связан данный экспонат, историю применения пасочниц
выяснить, кому принадлежал экспонат школьного музея МБСКОУ №4 г. Челябинска под номером 24 (пасочница)
Предмет исследования: история русских традиций и крестьянского быта на примере формы для изготовления Пасхи – пасочницы.
Объект исследования: экспонат школьного музея МБСКОУ №4 г. Челябинска под номером 24, форма для выпекания пасхи – пасочница.
Новизна: исторический материал может быть использован на уроках истории и краеведения по теме «Быт и обычаи русского народа» в качестве дополнительной информации краеведческого характера.
Методика исследования: изучение и обобщение, описание и интервью.
Основная часть
Предмет, заинтересовавший меня, состоит из четырех деревянных дощечек, скрепленных между собой с помощью отверстий и вставляемых в них палочек – клинышек. Заглянув внутрь, я увидела орнамент на трех из четырех дощечках. Вот тут-то я уже начала догадываться, с каким праздником связан экспонат. (Приложение 1,2,3)
На одной из дощечек изображен крест, на другой – две заглавные буквы «ХВ», а на третьей выемка, напоминающая форму яичка – «Пасха», тут же пронеслось у меня в голове! Вот только для чего служит данный экспонат, все еще оставалось загадкой. С этим вопросом я решила обратиться к заведующей нашим музеем – Анастасии Владимировне. И вот что она мне поведала: «этот предмет носит название «Пасочница». Экспонат под номером 24 в нашей школе появился благодаря Смольниковой Анне Ивановне. А предназначен для празднования православного праздника – Пасхи. Каждый элемент праздничного стола это символ, а три составляющих крашеные яйца, куличи и творожная пасха стали традиционными в православных странах». (Приложение 4)
На Пасху в нашей семье всегда пеклись куличи, мы заранее раскрашивали яйца, а за столом собирались все родные и друзья. Но я не помню, чтобы мама или бабушка готовили творожную пасху. Видимо, со временем, еще один традиционный элемент праздника – Творожная пасха – позабылся в нашей семье.
«Пасха, продолжала Анастасия Владимировна это особое блюдо из творога, которое готовится только один раз в году на праздник Пасхи. (Приложение 5) Вот именно для этого блюда была придумана форма, которую ты сейчас видишь. В зависимости от мастера пасочницы различаются по виду скрепления сторонок. Так, сторонки собираются с помощью вырезанных уголков, или пазов-шипов, или просверленных отверстий и вставляемых в них деревянных палочек, или даже металлических петелек.
Пасочница из нашего школьного музея имеет четыре трапециевидные дощечки толщиной 10-15 мм: две с шипами, или ушками, по бокам и две с проушинами - прорезями для ушек. В ушках проделывают отверстия для клинышков, чтобы в собранном виде пирамида была прочнее. Ее размеры в собранном виде составляют нижнее основание – квадрат со стороной 7 см, верхнее основание – квадрат со стороной 17 см. Видно, что форма почернела и немного покоробилась от времени. Скорее всего, она принадлежит еще к XIX веку. (Приложение 1,2,3)
История появления пасочницы в нашем музее такова: в 2009 году в школу пришла пожилая женщина, живущая неподалеку. Она узнала о том, что в школе создается музей крестьянского быта и предложила отдать в дар музею несколько интересных предметов. Среди них были: прялка, старинное блюдо, рушники и пасочница. Все эти предметы были очень дороги ей, но в быту уже долгое время не использовались. Чтобы сохранить данные предметы, наш школьный музей принял их в свою коллекцию.
Меня так заинтересовала наша беседа с руководителем музея, что захотелось непременно узнать больше о пасочнице и о самом празднике Пасхе.
Информацию я искала в сети интернет и библиотеке. Оказалось, что творожная масса или «пасха» по церковно-славянски называется «млеко огустевшее». А пасха является символом Гроба Господня.
На Пасху, на самый важный в христианстве праздник, делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и имели суть «благословенной» пищи.
До XVIII века творожные массы были неплотными и делались даже не из творога. Скорее это было кислое молоко, которое собиралось всей деревней и сбраживалось. Начиная с XVIII века для изготовления пасхи использовали твёрдый творог, сливки или сливочное масло, яйца, сметану и сахар. Кроме этого допускалось включать в пасху орехи, цукаты, изюм и пряности самые дорогие заморские продукты.
К сожалению, какие-либо данные об истории возникновения пасочницы отсутствуют. Но, учитывая, что пасхи первоначально имели вид усечённой пирамиды, можно предположить, что форму творогу, либо «млеку огустевшему», придавали не только вручную, но и с помощью вначале простых деревянных дощечек, скреплённых между собой. Затем, при дальнейшем использовании, эти дощечки стали украшаться вначале простыми, а потом более сложными резными рисунками. Следовательно, как сама пасха, так и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] применялась уже в глубокой древности.
При изготовлении пасочниц используется древесина лиственных пород липа, берёза, осина. Использование других пород, таких, как недорогая сосна или престижный дуб, может пойти во вред пасхе, внося смоляной либо дубильный привкус в творог.
Ныне также распространены пластмассовые пасочницы, функционально они позволяют спрессовать творог и получить требуемую форму усечённой пирамиды, но, как метко подметил мастер-художник по дереву, Андрей Матвейчук, изготавливающий пасочницы более 15 лет: "вкус пасхи, полученной из деревянной пасочницы, отличается в лучшую сторону от пластмассовой».
Как правило, в определённых местностях изготавливались пасочницы одного вида, пошедшего от первоначальной, сделанной первым мастером. Рисунки резьбы также отличались, где-то общие линии резьбы были острыми и суровыми, лишь кратко обозначающими символику праздника, а где-то округлыми и нарядными, щедро усыпавшими всю поверхность сторонок.
Интересно, кто же изготавливал пасочницы, и так искусно вырезал все орнаменты?
Скорее всего, пасочницы на Руси вырезались мастерами-резчиками пряничных досок, ведь между пасочницей и пряничной доской резной формой, в которой выпекались пряники, много общего в изготовлении и стиле резьбы. (Приложение 6) А пряники на Руси были очень распространены, они десятками пудов развозились по ярмаркам, порой на очень большие расстояния, использовались во многих религиозных и бытовых обрядах и праздниках, и очень ценились по своему рисунку, который зависел от резьбы на пряничной доске.
Как и пряничные доски, пасочницы вырезались для употребления в своей семье, на заказ и для продажи на ярмарках. Через ярмарки и при посредничестве купцов они попадали в самые отдалённые уголки страны.
Резьба досок требовала от мастера большого искусства. Вначале по заранее намеченному рисунку на возможную глубину прорезались контурные линии всех деталей будущего изображения. Затем мастер приступал к заглублению рельефа. Впалые места выбирались на небольшую глубину сразу по всей поверхности доски, после чего выполнялось новое заглубление отдельных деталей.
Процесс повторялся до тех пор, пока не был достигнут нужный уровень глубины всего изображения. Этим обеспечивались обязательная для формы чёткость линий и равномерность перепадов рельефа на каждом участке декорируемой поверхности. Особенно кропотливым и сложным был процесс выполнения резцом надписи на доске она делается в обратном направлении: её зеркальное отражение. Зато на самой пасхе она становилась правильной. Так же вырезались и цифры. При этом вся резьба должна быть открытой, без сложных углублений, чтобы творог при разборке пасочницы легко отходил от формы.
Пасочницы имели порядочную ценность. На них существовала своя мода: пекари-кондитеры перебивали друг друга новыми манерами рисунка и резчики изобретали свои выдумки на досках для привлечения покупателей. Вновь выдуманный рисунок ценился очень дорого по тогдашнему времени.
Перед революцией пасочницы широко использовались не только в семьях, но и в кондитерских заведениях, где перед Пасхой готовили десятки, а то и сотни пасочниц на продажу.
Вспомнились мне узоры на школьной пасочнице, и решила я расспросить Анастасию Владимировну подробнее, что они означают и всегда ли изображали именно их. А она как будто ждала этого вопроса и книгу мне протягивает «Лето Господне», писателя Иван Шмелёва:
«Горкин поправляет пасочницы. Я смотрю, как он режет кривым резачком дощечку.
Домой помирать поеду, кто тебе резать будет? Пока жив, учись. Гляди вот, винограды сейчас пойдут... Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает «священный крест», иродово копье и лесенку на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки X. В. Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках. Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу... Станешь щи хлебать - глядишь, и вспомнишь».
Поняла я, что рисунки резьбы пасочниц могли быть самыми разнообразными, единственное, обязательно должен быть крест, и рисунки должны соответствовать пасхальной и вообще православной символике.
Подтверждение своим догадкам я нашла в статье А. Ладонина, мастера художественной резьбы по дереву: «мне приходилось реконструировать старинные пасочницы, на внутренних стенках которых по кругу Солнца были вырезаны символы страдания Христа - крест, копье и трость. За ними следовал символ Святого Духа - голубь ("Дух Святой сошел на Спасителя при крещении в виде голубином"), по закону Моисееву, чистая и незлобивая птица. В Священном Писании неоднократно упоминаются голубиная нежность, чистота и любовь. Далее шло изображение букв "ХВ" ("Христос воскресе"). Замыкали круг символы Воскресения Христа и возрождения жизни: растительные орнаменты из цветов и трав, проросшие зерна, кисти винограда, лестница в рай. На одной пасочнице я видел изображение манны небесной - хлеба, падающего с неба в виде дождя (манна считается прообразом того таинственного духовного небесного хлеба, который Господь дарует всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии). На другой – лилию, или крин (символ чистоты и невинности). Три скрещенные лилии олицетворяют три доблести: сострадание, правосудие и милосердие».
Как любое деревянное изделие, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] также требовала своей защиты от преждевременной порчи, особенно в виду обращения с творогом. Как правило, дощечки пропитывали растительным маслом, предпочтительно льняным, предварительно нагретым для лучшего пропитывания в древесину.
Если пряничные доски, к сожалению, безвозвратно сгинули в прошлое, пылясь на музейных полках, и лишь немногие энтузиасты пытаются возродить искусство ручных печатных пряников, то пасочницы, несмотря на десятилетия упадка духовности и культуры страны и благодаря мастерам, старающимся поддерживать русские народные традиции, продолжают жить и служить своим хозяевам и хозяюшкам, радуя их вкусными, стройными и нарядными, радостными и щедро украшенными пасхами обрядовыми блюдами великого праздника Воскресения Христова Пасхи.
Заключение
Время не стоит на месте. Многие предметы быта, так понятные нашим предкам, сегодня часто для нас являются загадкой: для чего они предназначены, как использовались, что собой представляли? Увидев музейный экспонат под номером 24, я захотела узнать о нем как можно больше.
Я выяснила, что данный предмет, в собранном виде представляющий собой усеченную пирамиду, носит название «пасочницы». Она изготовлена из дерева, украшена символами православного праздника – Пасхи. Собственно, и само название предмета является «говорящим».
Данный экспонат был передан в дар музею Смольниковой Анной Ивановной, жительницей города Челябинска. В ее семье он использовался много лет для изготовления вкусной творожной пасхи к празднику.
Теперь я точно знаю значение данного экспоната, историю его появления в школьном музее крестьянского быта.
Узнала и о том, что пасочницы на Руси вырезались мастерами-резчиками, украшались христианскими символами и узорами. Пасочница являлась гордостью и ценностью в каждой крестьянской семье.
Мне кажется, что очень важно знать традиции, как своей семьи, так и своей Родины, своего народа. Необходимо сохранять культурное наследие, чтобы потом передать его следующим поколением. Такой цели служит работа школьного музея крестьянского быта. Изучив лишь один экспонат нашего музея, я многое узнала и обязательно поделюсь этим со своими одноклассниками и друзьями.
Список использованной литературы:
История пасочницы и ее символика. Интернет ресурс: http://drevodelatel.ru/
Лагутина, Л. А., Лагутина, С. В., Пасхальный стол. / Л. А. Лагутина, С. В. Лагутина; «Феникс» – Ростов н/Д, – 2006. – 224.
Пасочница к пасхе. // Наука и жизнь. – 2003. – №5. Интернет ресурс: http://www.nkj.ru/archive/articles/2786/
Пасхальная кухня. Интернет ресурс: http://www.pravoslavie.ru/put/2240.htm
Ушаков, Д.Н., Толковый словарь русского языка. / под ред. Д.Н. Ушакова; «Астрель», – М, 2010. – 354.
Приложение 1
(Экспонат музея МБСКОУ №4 под номером 24)
Приложение 2
(Экспонат музея МБСКОУ №4 под номером 24)
Приложение 3
(Экспонат музея МБСКОУ №4 под номером 24 в разобранном виде)
Приложение 4
Обязательное украшение праздничного стола на Пасху
(Фото с сайта http://drevodelatel.ru/publ/pasochnica/1/2-1-0-5)
Приложение 5
Готовая творожная пасха
(Фото с сайта http://drevodelatel.ru/index/0-4)
Приложение 6
Резная пряничная доска
(Фото с сайта http://drevodelatel.ru/publ/pasochnica/1/2-1-0-5)
Деревянная форма в виде пирамиды для изготовления творожной пасхи. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова М: Астрель)
Пасхальная кухня. Интернет ресурс: http://www.pravoslavie.ru/put/2240.htm
Пасхальный стол. Лагутина Л. А., Лагутина С. В., изд-во «Феникс», г. Ростов н/Д, 2006 г.
История пасочницы и ее символика. Интернет ресурс: http://drevodelatel.ru/
История пасочницы и ее символика. Интернет ресурс: http://drevodelatel.ru/
Журнал «Наука и жизнь». Пасочница к пасхе. Интернет ресурс: http://www.nkj.ru/archive/articles/2786/
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
їђЗаголовок 115