Методики ознакомления дошкольников с историей родного края
Методики ознакомления дошкольников с историей родного края
Автор: Павлова Ольга Александровна,
воспитатель 1-ой квалификационной категории
МДОУ Старомайнский д. с. "Солнышко"
Ульяновская область, р.п. Старая Майна
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Цель данной методики – приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
- спроектировать культурно – образовательную среду в ДОУ;
- ориентировать родителей на нравственно – патриотическое воспитание детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления работы: географическое, историческое, литературное, художественное, так как анализ теоретических источников, рекомендаций показал, что наиболее эффектным будет интеграция всех образовательных областей комплексной программе «Детство», по которой проводится обучение в нашем МДОУ.
Работа по этим направлениям была разбита на пять этапов:
- информационный;
- технологический;
- организационный;
- практический;
- результативный.
1. Этап Информационный
Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей, традиции, общественные события. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Отбор соответствующего материала из литературы по данной теме, позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Условно содержание знаний о родном крае разделено на три основных раздела: мир природы, деятельность людей и культурный облик.
В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает «преобразование» мира природы в «культурный облик» любого края. Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.
Не менее важным условием данного проекта является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Анализ литературы по данной теме, позволил сделать вывод о том, что любовь к родному краю будет воспитываться лишь при целенаправленном руководстве педагога, систематическом обучении на занятиях и при тесном взаимодействии с родителями.
2. Этап Технологический
Система и последовательность работы по воспитанию любви к Родине, к родному краю может быть предоставлена следующим образом (рис. 1).
Рис. 1
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам:
I. «Моя семья»
1) Семья
2) Я и моё имя
3) Бабушки и дедушки
4) Родословие
5) Люди других национальностей
II. «Мой любимый поселок»
1) Я люблю свой детский сад, и поселок где я живу
2) История поселка
3) Улицы родного поселка
4) Символика
5) Промышленность (О труде людей)
III. «Кто прославил наш поселок»
1) Защитники родной земли
2) Художники
3) Поэты
IV. «Мир природы поселка и района»
1) Животный мир
2) Растительный мир
3) Полезные ископаемые
4) Водные объекты
3. Этап Организационный
На организационном этапе предлагается проектирование культурно-образовательной среды в МДОУ. В детском саду была организована развивающая среда, состоящая из двух блоков: макро - и микросреды, каждый из которых включал несколько компонентов (см. схему выше)
Центральным звеном в макросреде МДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения.
При его создании были соблюдены следующие условия.
Приоритетность регионального культурного наследия.
В соответствии с этим был подобран материал о Старой Майне и Ульяновской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Широко представлен материал о Симбирском крае и Поволжье. Отобраны те города и районы области, где развивались широко известные народные промыслы. Помимо этого имеются карты, буклеты, схемы, модели, символы для ознакомления с городом, которые помогают детям лучше усвоить материал.
Интегративность знаний.
Установление взаимосвязи о природном и социальном окружении. Организация этого условия обеспечивает формирование у детей целостной картины мира. В соответствии с этим был подобран материал о заповедных местах родного края, о взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека.
Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края.
В соответствии с этим условием представлена панорама родного поселка с гербом и флагом (совместная работа воспитателя, детей и родителей).
Диалогичность.
Реализует характерные и разноуровневые диалоги культур, времен, ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлен уголок «русская горница», где представлены предметы и элементы быта русского народа.
Развитие ребенка в деятельности.
В соответствии с этим в макросреде МДОУ создана мастерская художественного труда, где дети занимаются разными видами художественно – творческой деятельности (кружок «Хотелки-умелки»).
6. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка.
Это прослеживается в музыкальной деятельности. В работе с детьми используется фольклор народов Поволжья (русских, татар, чуваш, мордвы) - частушки, потешки, песни, народные музыкальные инструменты.
Кроме основного Центра краеведения (макросреда) оформлен мини – центр краеведения в группе (микросреда).
С учетом возрастных особенностей детей был отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.
Так в старшей группе были представлены альбомы о ближайшем окружении («Моя семья», «Улицы нашего поселка», «Мой детский сад» и др.); оформлены витрины по микрорайону «Достопримечательности родного поселка».
Оформлены альбомы «Промышленность города Ульяновска», «Люди нашего города»; собраны коллекции семян, камней, гербарий «Растения нашего края»; оформлены витрины продукции предприятий нашего города; подобраны карты и схемы города, его герб и флаг, материал о защитниках города. Весь этот материал обогащает представления детей о родном крае, позитивно отражается на развитии ребенка.
В группе созданы условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).
Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города» и др.
Важно отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (родителями и воспитателями). Так экскурсии, совместные праздники и викторины создают у детей мощную мотивацию к познанию, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений идет легко и непринужденно.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
4. Этап Практический
Первоначально план работы включал в себя:
Сотрудничество с детской библиотекой, с музеем школы № 2.
Экскурсии по улицам поселка, к памятникам и памятным местам.
Встречи с интересными людьми.
Акции: природоохранные, милосердия.
Познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера.
Сбор материалов об истории поселка, его улиц, детского сада.
Выставки рисунков, фотографий, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
Для повышения уровня знаний детей о родном поселке и их мотивации к дальнейшей деятельности, в план работы были включены мероприятия краеведческого характера. Мы побывали в музейно-выставочном зале на тематических занятиях: «Знакомьтесь - музей», «Как появляются коллекции», «По улицам города»; посетили экспозиции: «Самая земная из профессий», «Жизнь заповедная», «Народный костюм Симбирской губернии»; посещали краеведческий видеосалон, где нам предлагали просмотр короткометражных фильмов: «Экология района», «Дневник партизана», «Большая история маленького города», «Мохнатое чудо». С большим интересом дети посещали выставки местных художников «Природа родного края».
Мы очень много работаем с книгой краеведческой направленности. Она помогает пробудить у детей любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом или жили когда-то на этой земле. Но книга не может заменить непосредственного наблюдения, поэтому мы регулярно совершаем пешие экскурсии, собираем материал об улицах нашего поселка. Детям было интересно узнать, почему та или иная улица носит такое название, какие интересные здания, учреждения есть на ней и т.д. Весь собранный материал оформляем в виде альбомов («Старая Майна сегодня», «Ульяновск Симбирск прошлое и настоящее»).
У поселковой Доски почета дети узнали о лучших людях наших дней и о тех, кто носит звание «Почетный гражданин». У аллеи памяти, на стене у Вечного огня дети нашли фамилии людей, отдавших жизнь в боях за Родину, возложили цветы.
Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями и воспитателями собирали материал из газет и журналов (альбом «Это интересно»), вели поисковую деятельность, чтобы пополнить страницы «Книги рекордов детского сада», ежедневно вели экран «Хроника жизни в группе», собирали коллекции семян, значков, камней и т.д. Встречи с интересными людьми – ветеранами ВОВ и труда, с литераторами, художниками, с сотрудниками поискового отряда расширили представления детей о современном мире.
Экологическое воспитание является составной частью проекта. Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогли нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада), походы к реке, на луг, лесную поляну, участие в праздниках природы, проводимых в детском саду, а так же педагогами начальной школы («День земли», «День воды»). Вся эта работа не только учила чуткости, доброте, отзывчивости, но и служила сплочению детей, развивала их активность и творческие способности. В заключение хотелось бы отметить, что проводимая работа эффективна только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми.
5. Этап Результативный
На данном этапе подводились итоги всей проделанной работы.
Заключительная диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: работа, проведенная на базе МДОУ Старомайнский детский сад № 6 «Солнышко» в старшей группе, направленный на формирование у детей исторических знаний, показал, что значительно повысился уровень развития у детей таких качеств, как внимательность, патриотизм, уважение к окружающим местам и предметам.
Рисунок 215