От этнических традиций к современной эклектике в ювелирном искусстве (методические материалы для дополнительной работы к международному дню ювелира)
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Художественно - профессиональный лицей Санкт-Петербург им. Карла Фаберже»
От этнических традиций к современной эклектике в ювелирном искусстве
(методические материалы для дополнительной работы к международному дню ювелира)
Парамонова Нина Игоревна,
преподаватель общественных дисциплин
Санкт-Петербург
2015
Содержание
Введение
Ювелирное дело этнических сообществ России - один из видов народного творчества.
Красносельские ювелирные традиции.
Черневое искусство Великого Устюга.
Кубачинские ювелирные традиции.
Необрывающаяся связь времен.
Заключение
Цели:
Раскрыть традиции в ювелирном деле нескольких этнических сообществ России.
Познакомить с особенностями культуры этносов в ювелирном деле.
Задачи :Привлечь внимание к народным промыслам и к проблеме безвозвратной утраты их культуры в ювелирном деле.
В работе рассмотрены ювелирные традиции нескольких этнических сообществ России, потому что ювелирные изделия этих народов абсолютно уникальны – таких традиций в мире больше нет.
Этническое деление человечества - одно из самых универсальных и
сущностных среди других принципов его деления. Этничность имеет свои проявления в самых различных сферах жизни человека. Сохранение и развитие художественных традиций является необходимым условием для дальнейшего развития российской культуры.
Введение
«Уровень культуры эпохи,
как и отдельного человека,
определяется отношением
к прошлому».
А. С. Пушкин
В последние годы этническая традиция стала неотъемлемой частью
общественной жизни. С понятием этнической традиции мы сталкиваемся вповседневной жизни, оно прочно вошло в нашу речь в таких словосочетаниях как традиционная культура, этническая идентичность, этнокультурная близость, этноцентризм и т.д.
Традиции присутствуют в различных областях общественной жизни: экономике, политике и т.д., но удельный вес их в той или иной области неодинаков. Он достигает максимума в религии. Традиции занимают определенное место в науке и искусстве. Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд традиций, вместе с тем в определенной мере осуществляет выбор тех или иных традиций и в этом смысле оно выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Дальнейшая судьба традиции коренится в ее последующем развитии следующим поколением. Общество, воспринимая одни элементы социального наследия, в то же время отвергает другие.
При отсутствии комплексного подхода к решению существующих в сфере культуры проблем возрастает вероятность утраты объектов культурного наследия, замедляются темпы развития культуры как одного из главных институтов общественного сознания и системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство российского государства, мировое культурное наследие и духовный потенциал народов России.
Образующими признаками этноса являются общность языка, территория, элементы материальной и духовной культуры, самосознание, выраженное в самоназвании и самоопределении. Каждый из этих компонентов и вместе они формируют этнические традиции.
Традиция придает смысл существования ее носителю, образуя определенноекультурное пространство. При смене области обитания носителя этническая традиция может претерпеть некоторые изменения, но так или иначе она остается в первоначальном или измененном виде базой для существования в новой культурной среде. В результате для одних представителей этноса традиции предков являются повседневной реальностью, для других они становятся частью фольклорных праздников.
Этническая традиция человека является способом адаптации в совместной деятельности к уникальным условиям новой среды существования. Сама адаптация происходит в этнической среде - общность реализует не какие-нибудь абстрактные общечеловеческие ценности, а вполне определённые, обусловленные реальной жизнью её членов, их общими потребностями.
Среди множества прочих проявлений жизненного пространства человека своё особое место занимает этническая его форма.
Русское народное искусство, как и искусство любого народа, – это, прежде всего, мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды. И предметы народного искусства – все без исключения – всегда были в употреблении; ими работали, они помогали человеку даже тогда, когда служили празднику, ибо крестьянский праздник, как и всякий народный отдых, – часть трудового быта.
Предметы народного быта все принадлежат единому стилю, и это тоже одна из причин, почему они не могут быть выхвачены из окружения. Все они выражают единое представление о красоте.
Народное искусство – прошлое в настоящем. Живая традиция, сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. На новый уровень современных проблем народное искусство выдвинуто веком завоевания космоса, научно-технического прогресса и экологического кризиса.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было существенной частью культуры национальной и мировой. Художники профессионального искусства не перестают обращаться к народному творчеству, черпая из него идеи и вдохновение. Однако глубина осознанности этого обращения определяется историей, социальными изменениями, духовными запросами. Дух идей в искусстве возрождает в нем народные формы, народную поэтику, но всякий раз по-новому на уровне идейно-художественных устремлений века.
Народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей, постоянно питающих профессионально-художественную культуру.
На просторах нашей огромной страны народное искусство живет и развивается в необычайно широком многообразии национальных, региональных, краевых и областных школ народного мастерства, в преемственности традиций. И всякая попытка видеть в народном искусстве лишь анахронизм, чуждый современному веку, стремление доказать, что оно не развивается и окончательно разрушено еще капитализмом, опровергается самой жизнью. За последние годы расширилась деятельность энтузиастов, открывающих новых талантливых мастеров, новые школы народного мастерства.
Раскинутые по всей стране и в немалом числе в России очаги народного искусства свидетельствуют о большом творческом потенциале народа. Ведь каждый очаг – это свои таланты, свои традиции, свои художественные системы и методы, выверенные в опыте многих поколений народных мастеров. И этот опыт складывает культуру традиции, укрепляющую народность искусства профессиональных художников. Таким образом, традиционное не только питает новое, оно органично входит в контекст эпохи. Возросла роль декоративного искусства в организации среды, получила широчайший размах промышленная эстетика, а собственно декоративное искусство определилось в своей духовной ценности и заняло место, равное живописи и скульптуре.
Как часть культуры народное искусство – это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ.
Из далекого прошлого, сквозь века наш народ пронес любовь к прекрасному. Как легенды и песни, так и народное декоративно - прикладное искусство передается из поколения в поколение и бережно хранится. В наш век расцвета техники традиционные изделия народного декоративно-прикладного искусства, отражающие творческую индивидуальность мастера, приобретают особую ценность именно в силу своей неповторимости, представляют собой значительный вклад в духовно - материальную культуру русского народа.
И сегодня в мире, наполненном предметами массового производства, все шире входят в жизнь самобытные произведения народного творчества, проникнутые живым непосредственным чувством художника – творца, вещи особо выразительной формы и неповторимости узора. Изделия народных художественных промыслов стали жизненно необходимы почти каждому человеку.
Ювелирное дело этнических сообществ России – один из видов народного творчества
Ювелирное дело – одно из многогранных проявлений художественной деятельности человека, один из видов народного творчества. В основе техники ювелирного ремесла лежат ручные, известные еще в глубокой древности, приемы обработки материалов, за многовековую историю неоднократно усовершенствованные. Многие ювелирные изделия являются одновременно носителями определенных материальных ценностей и произведениями высокого искусства.
Ювелирное же искусство в целом – часть культуры народов, часть истории различных эпох и общественных систем, начиная с древнейших времен и вплоть до наших дней.
В истории развития ювелирного дела в России важнейшими являются следующие этапы: ювелирное искусство Киевской Руси, ювелирное дело на Руси в XVI и XVII вв., ювелирные украшения XVIII и XIX вв., ювелирное дело в советский период. Центрами русского ювелирного творчества в разное время были: Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Урал, Санкт-Петербург. Ювелиры Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью (выемчатой и перегородчатой). Для этого времени характерны такие изделия, как, например, колты, подвешиваемые с двух сторон к женскому головному убору, бармы – драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча, а также подвески из скрученных золотых нитей и бусы всевозможных видов. Ювелирами Киевской Руси успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной мотив орнаментации изделий – растительные формы.
Начало второй половины XVII в. для ювелиров России ознаменовалось открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья. Самыми модными самоцветами были необычайно яркий и нарядный своей зеленью изумруд, а также вишнево – красные альмандины и алые, как заря, рубины и шпинели.
Новых высот русское ювелирное дело достигло в XVIII и XIX вв. Начиная с эпохи Петра I и до начала XX в. эволюции русского ювелирного искусства присущи те же стилевые закономерности, что имели место и в западноевропейском ювелирном искусстве.
В 1721 г. в Санкт-Петербурге была построена первая в России гранильная фабрика, а в 1726 г. – гранильная мастерская в Екатеринбурге. С 1786 г. на Алтае начинает выпускать свои знаменитые на весь мир порфиритовые, яшмовые, малахитовые вазы Колывановская шлифовальная фабрика. Приобретает широкую известность самобытное искусство филиграни красносельских ювелиров.
Художественная обработка металла исстари была широко развита в России. В художественном металле нашли отражение ведущие художественные стили каждой эпохи и ярко выраженная национальная самобытность.
Красносельские ювелирные традиции
Первое упоминание о селе Красное относится к 1569 году, когда оно принадлежало Борису Годунову. Бояре Годуновы, владевшие селом Красное, всячески поощряли развитие ювелирного промысла, что помогло появиться на свет многим шедеврам в технике филиграни. В России самой старой школой является Красносельская. Ее возникновение относится к XVI-XVII вв. В Костроме, в ряде сел, выполняли оклады икон, посуду (братины, чарки, солонки) с чеканкой, гравировкой, позолотой, чернью, а также мелкие изделия – серьги, кольца, кресты, образки. Здесь, в краю, славившемся своими сканными изделиями еще во времена Бориса Годунова, ярко выражено отношение к скани как к «чистому» виду ювелирной техники. Художники этой школы пользуются традиционными приемами обработки, сочетания и орнаментовки ювелирных украшений, передающимися из поколения в поколение. Если вы видите удивительные переплетения, похожие на паутинку или узоры мороза на окнах, сделанные из тончайших металлических ниток, - значит перед вами настоящие произведения филигранного искусства.
Век за веком мастера развивали свое умение и совершенствовали технологии. В XIV-XV столетии искусство филиграни достигло наивысшей точки популярности. В XVIII-XIX веках появилась первая фабричная филигрань. Для создания посуды, туалетных украшений и церковной утвари начали использовать хрусталь и перламутр. В XIX в. производство значительно расширилось, изделия красносельских мастеров расходились по всей России. С целью повышения качества изделий Костромское земство открыло в селе Красном класс технического рисования, в 1904 г. он был преобразован в художественно-ремесленную мастерскую, а в 1912 г. организована артель. В 1943 г. в селе Красном открыли техникум по художественной обработке металла. Мастера продолжают совершенствовать искусство филиграни, появились более сложные по формам изделия, иногда филигрань сочетают с чеканкой, литьем, эмалями.
В современном мире филигрань считается одним из самых удивительных способов создания ювелирных изделий. Филигранного дела мастера используют витую или гладкую проволоку из меди, серебра и золота. Прежде чем создать новое украшение, ювелир проводит долгие часы, выгибая мельчайшие детали узора. Затем все элементы соединяют пайкой. Нужно действительно много терпения, чтобы собрать рисунок из отрезков проволоки, который потом посыпают порошком из сплавов. В конце изделие нагревают, и все элементы скрепляются. Может также использоваться выколка, благодаря которой рисунок становится рельефным. Благодаря искусству ажурной филиграни появляются прекрасные броши, сахарницы, подстаканники, вазы для фруктов и, конечно же, кольца, серьги и подвесы. Мастера создают уникальные орнаменты из растительных и геометрических узоров, соединяя их с драгоценными камнями и металлическими пластинами. Когда ювелир действительно хорошо знает свое дело, его работы всегда можно отличить от украшений другого мастера. Кольца, браслеты, колье и серьги - это самые популярные филигранные украшения, которые поражают замысловатостью узоров. Тонкие нити орнамента полностью подтверждают название "филигрань", которое происходит от итальянских слов "нить" и "зерно".
Интересно, что в течение прошлого столетия скань постепенно утрачивала свои позиции и к концу века пришла в полный упадок. Но благодаря вниманию к этому уникальному виду мастерства, патриотизму и энтузиазму мастеров «Красносельского Ювелирпрома», сканно-филигранная техника не только была восстановлена, но и получила новый импульс развития.
В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и многое другое.
За последнее десятилетие в отечественной ювелирной промышленности, составной частью которой являются такие традиционные художественные центры, как Красное-на-Волге и Великий Устюг, произошли очень серьезные перемены. Существенную роль в этом процессе сыграло то, что они являются результатом не художественно-культурной эволюции, а социально-экономической. Деятельность ювелирных традиционных центров вынуждена была приспосабливаться к условиям рынка, не развитого ни в художественном, ни в экономическом отношениях. Красносельским ювелирам удалось сохранить исконность традиционной культуры.
Черневое искусство Великого Устюга
Искусство черни, своеобразной гравюры по металлу, - один из старейших русских промыслов художественной обработки металла. Древнерусское искусство черни по серебру и золоту возникло в X в. в Чернигове и получило дальнейшее развитие в XVI-XVII вв. В XVIII в. черневая миниатюра широко распространилась в местных художественных центрах Севера и Сибири. Мастера заимствовали тематику черневых узоров из книг и гравюр, вносили элементы народного искусства в трактовку изображаемых ими кавалеров и дам. Особенно большую известность получило черневое искусство во второй половине XVIII в., когда оно сосредоточилось в Великом Устюге Вологодской области. В это время здесь сложился свой стиль оформления серебряных изделий чернью. Для великоустюжских изделий XVIII в. характерна очень темная черневая гравюра на слегка углубленном золотом канафаренном фоне. Черневое искусство Великого Устюга оказало большое влияние на развитие серебряного дела в Тобольске.
Чернение по серебру – это своеобразная гравюра на металле. Награвированная поверхность покрывается ровным слоем тщательно измельченной в порошок черни, которая приготовляется из сплава серебра, свинца, меди и серы. При прокаливании на небольшом огне в горне порошок черни плавится и заполняет все углубления – линейные контурные линии, штрихи и т. д., – сделанные резцом. Полировка выявляет прочно соединившийся с металлом темный, глубокий по цвету рисунок на светлой отполированной поверхности серебра. В зависимости от соотношения основных компонентов черни, цвет рисунка изменяется: он может быть более темным, приближающимся к глубокому черному цвету, и менее темным – с коричневым оттенком.
В чернении по серебру, как и в большинстве других народных промыслов (резьба по кости, резьба по камню и дереву, керамика и т.д.), отразилась последовательная смена вкусов и стилей, происходившая в русской архитектуре, основных отраслях художественной промышленности и различных видах искусства. Великоустюжские мастера наряду с выполнением самостоятельных композиций широко использовали книжные иллюстрации своего времени, литографии и лубочные картинки с изображением всевозможных аллегорических фигур, видов Петербурга, Вологды, Архангельска, Великого Устюга, карт и схем северных губерний, изображения батальных сцен.
Искусство чернения по серебру Великого Устюга, преодолев трудности, связанные с возрождением промысла, находится в настоящее время на подъеме. Опыты последних лет свидетельствуют о больших возможностях, которые имеются у коллектива мастеров артели "Северная чернь".
Изделия мастеров «Северной черни» отличаются мягкими линиями рисунков, неброской, сдержанной, истинно русской красотой. Основная тематика изделий – древнерусская графика, народные, былинные, сказочные мотивы, национальный или цветочный орнамент.
Кубачинские ювелирные традиции
Второй по силе исторических традиций является Дагестанская школа.
Кубачи - одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире работами своих мастеров - ювелиров. В XIX — начале XX века Кубачи прославились художественной отделкой оружия и изготовлением ювелирных изделий. Внимание ученых привлекала и другая сторона жизни кубачинцев — большое количество памятников прикладного искусства стран Ближнего Востока и каменных рельефов как вывезенных, так и находящихся по сей день в Кубачи.
О кубачинских мастерах стало известно из рукописей арабского историка Аль-Масуди (Х в н.э.), где он описывал удивительные работы ремесленников, кольчужников, проживающих на территории современного аула Кубачи, изготавливающих лучшее боевое оружие и отменные кольчуги. Так их и прозвали, Кубачи, в переводе с турецкого «мастера-оружейники» или «кольчужники». Их произведения можно встретить в нескольких мировых музеях, например, коллекцию холодного оружия английской королевы Виктории (подарок Александра III, специально заказанный им у Кубачинских мастеров) – в музее Виктории и Альберта.
Кубачинские ювелиры изготавливали великолепные украшения, оружие и посуду, а свадебные украшения кавказских женщин приобрели наибольшую популярность. Изящные украшения с растительным черным орнаментом, массивные изделия, инкрустированные бирюзой и альмандинами, одевали только на свадьбу и передавали по наследству будущему поколению. До наших дней дошли украшения мастеров XVII - XVIII вв. Благодаря купцам, развозившим драгоценный товар по миру, о прославленных мастерах узнал весь свет.
Знания мастеров передавались от отца к сыну. При изготовлении ювелирных изделий, современные мастера используют множество разных техник (гравировка, чеканка, филигрань, монтировка, инкрустирование и нанесение эмали).
Своей изумительной красотой поражают произведения Кубачинского ювелира, известного на весь мир, Магомедова Курбанали Магомедовича, по праву названного «королем филиграни». Многие его шедевры хранятся в частных коллекциях и музеях изобразительных искусств всего мира.
Изделия ручной работы кубачинских умельцев поражают своей роскошью, удивительной красотой и неповторимостью. Украшения (браслеты, подвески, кольца и многое другое), оружие (кинжалы, ножи с рукоятью из слоновой кости, инструктированной драгоценными камнями), столовое серебро (чаши, кубы и блюдца с удивительным орнаментом) поистине удивляют настоящих ценителей эксклюзивных ювелирных украшений.
Кубачинское серебро отличается особым неповторимым дизайном и высоким качеством. Роскошью и загадочной красотой востока пропитано каждое изделие из драгоценного металла ручной работы, кубачинское серебро всегда было символом роскоши, аристократизма и восточной изысканности. Считалось, что серебряные изделия Кубачи – это признак хорошего вкуса их владельцев. А кубачинское столовое серебро позволяло накрыть стол, достойный царского приёма.
И сегодня предметы быта из серебра поражают своей оригинальностью и роскошью. Серебряные блюда и чаши с чернённым цветочным орнаментом – непреходящие эксклюзивные шедевры ювелиров. А кубки для напитков, инкрустированные драгоценными камнями, словно пришли из восточных сказок.
Именно поэтому все изделия кубачинских мастеров по праву занимают главное место в коллекциях фамильных драгоценностей, которые их владельцы обычно бережно хранят и передают по наследству.
Все изделия из кубачинского серебра делаются вручную, а это значит, что каждое украшение или предмет столовой утвари – это произведение авторского искусства, созданное с душой.
Именно ручная работа придаёт кубачинским изделиям особый шарм и престиж. Для истинных женщин – разнообразные ювелирные украшения. Выбор браслетов, колец и подвесок здесь просто огромен. А настоящие мужчины вдохновятся на подвиги после приобретения изысканного серебряного кинжала с рукоятью, инкрустированной драгоценными камнями.
Кубачинские ювелирные изделия изготавливаются, начиная с XVII-XVIII веков. Традиции и опыт передаются мастерами из поколения в поколение, а секреты истинно королевских украшений хранятся в тайне.
По всеобщему признанию, Дагестан является одной из немногих в современном мире территорий, где традиционное народное декоративно-прикладное искусство органично входит на правах доминирующей культурной единицы в современную социальную жизнь, в национальную культуру.
Непрерывность функционирования традиционного народного искусства Дагестана дает возможность говорить о нем как о феномене высокого социально-эстетического значения. Являясь результатом многовекового творчества народа, оно создало предпосылки для успешного развития современной художественной культуры республики.
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастераРасул Гамзатов
Необрывающаяся связь времен
Художественные ювелирные изделия являются произведениями декоративно-прикладного искусства, которые, как и живописные полотна, картины, монументальная скульптура помогают в воспитании гармонически развитой личности.
Будущих мастеров ювелирного дела готовят в основном в лицеях (училищах). Весь процесс подготовки ведется так, чтобы полученные в стенах учебного заведения знания и практические навыки послужили хорошей базой для совершенствования мастерства и постижения всех секретов профессии.
История нашего лицея началась сразу после Великой Отечественной войны. Пятого октября 1945 года приказом Главного управления трудовых резервов было создано Художественное ремесленное училище № 24 на базе завода «Русские самоцветы».
В 1948 году группа учащихся выполнила макет в камне Арки Победы, временно установленный в 1945 году на Пулковском шоссе. Почетной работой для учащихся стала реставрация карты «Индустрия социализма». Карта была установлена в Георгиевском зале Эрмитажа к 1 мая 1948 года.
В1953 году работы учащихся «Ваза с фруктами» экспонировалась на ВДНХ.В 1958 году работы учащихся, привезенные на ВДНХ, получили высокую оценку и были рекомендованы для экспонирования на международной выставке в Брюсселе. В Хрустальном дворце, где был размещен советский павильон, панно «Садовые ягоды» и шкатулка «Букет цветов» были удостоены особого внимания. Училищу была присуждена Большая золотая медаль Гран-при. Своим высоким профессионализмом и творческим уровнем училище заслужило постоянное место в павильоне профтехобразования ВДНХ СССР. Представленные на выставку экспонаты ежегодно отмечались наградами. В 1962 году в США проходила выставка творчества советских детей. Среди экспонатов выставки были работы наших учащихся «Атомоход Ленин» и портрет«Девочка». В 1968 году - выполнение заказа ЦК ВЛКСМ к золотому юбилею комсомола. Панно «Смольный в октябрьские дни» и «Штурм Зимнего».
В 1969 году состоялась выставка детского творчества «Мое Отечество» в г. Монреале (Канада). Среди участников наши учащиеся - мозаичная работа по камню: «Красная смородина», «Малина», «Яблоневая ветка». С 1980 года по 1987 год училище постоянно выставляло свои экспонаты на ВДНХ:
работы из поделочных камней и металла «Эмблемы спортивных игр». Бронзовая медаль.
ваза из поделочных камней и металла «Цветы России». Серебряная медаль.
панно «Слава Октябрю». Бронзовая медаль.
панно, посвященное Дню Победы «У могилы неизвестного солдата». Серебряная медаль.
чаша с шестью ковшами «Братина». Серебряная медаль.
За многолетнюю историю лицея у нас есть 1 олимпийский чемпион: в 1968 году в Мехико наш выпускник, штангист среднего веса, Борис Селицкий завоевал золотую медаль. В 2007 году наш учащийся Соколов Алексей выиграл первенство России в марафонском беге; он 5 раз подряд выигрывает марафон Пушкин-Петербург. Он же был победителем на марафонской дистанции в Ирландии (Дублинский марафон ).
Выпускники нашего лицея, став настоящими мастерами, продолжают лучшие традиции великих российских ювелиров. В мае 2014 года лицею присвоено имя Карла Фаберже.
На IX, X, XI международных конкурсах молодых дизайнеров ювелирных украшений ОБРАЗ И ФОРМА нашими учащимися были представлены эксклюзивные, высокохудожественные ювелирные украшения, высоко оцененные международным жюри и признанием зрителей.
Наши учащиеся неоднократно становились победителями и дипломантами конкурса "Признание Петербурга" на ежегодных международных выставках "Джунвекс" в Петербурге, Москве, "Лучшие украшения России", "Образ народов России","Янтарь Балтики", II Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирного дела в Калининграде и многих других. Среди победителей и дипломантов были Татьяна Кекконен, Анатолий Давыденко, Анна Дерябина, Юрий Былков, Вадим и Елена Соловьевы, Дмитрий Лошкарев, Анна Ноговицына, Людмила Сомова, Александр Кузьмин и многие другие.
Поразительное многообразие форм, материалов, техник, традиций, стилей исполнения делает каждую выставку незабываемым праздником красоты и немеркнущего русского ювелирного мастерства.
Галина Ковалева, Председатель Международного фонда "Форма", председатель оргкомитета Международного Конкурса «ОБРАЗ и ФОРМА»: «Мы воспитываем и стимулируем творческий рост нового поколения ювелиров. Это их шанс заявить о себе и о своей идее. Это ваш шанс приобщиться к миру ювелирного искусства»
Заключение
Актуальность изучения традиций и культуры этнических сообществ России обусловлено наличием множества нерешённых проблем в современном мире, связанных с этническим бытиём. Среди которых снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры.
Актуальной становится проблема возрождения промыслов разных регионов России.
Человек создает культуру в той же мере, в какой культура формирует человека, определяет своеобразие материального и духовного мира каждого поколения. Духовная и, в частности, художественная культура неразрывно связана с созданием материальных благ. Именно в процессе развития материальной культуры – очеловеченной природы - творится и формируется культура духовная. В свою очередь, в предметном мире человека кристаллизуются многообразные коммуникативные связи, в результате которых мы оказываемся неотъемлемой частью единой семьи, живущей в предшествующих поколениях. Каждое последующее поколение входит в мир предметов и отношений, воспринимаемых, в частности, и как знаки и символы, связывающие нас с многовековым опытом человечества. В основе этого процесса и лежит традиция, как сугубо социальная форма передачи человеческого опыта.
Осознание путей возрождения традиций народного искусства, оценка возможностей их поиска в этом направлении связаны с осмыслением вопроса о том, в каких формах может сохраниться и существовать в современной культуре народное художественное наследие.
Система традиций этнической нравственной культуры характеризуется такими признаками, как преемственность, повторяемость, целостность, охра-
няемость со стороны общественного мнения.
Главное в традициях нравственной культуры - это трансляция духовных качеств учителя, воспитателя, старшего и передача их ученикам, молодежи.
Литература
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ.
– М.: Высшая школа, -1986. – 317 с.
2. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура Учебное пособие.-СПб.: СпецЛит, -1999.- 207 с.
3. Максимов Ю.В. У истоков мастерства-М.: Просвящение,- 1983 – 157с.
4. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика / М. А. Некрасова. – М. : Изобразительное искусство, 1983. – 343с. - 1999.- 207 с.
5. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре XX-XXI век.- М.: Коллекция М, 2003. – 256 с.
6. Новиков В.П. Книга ювелира плюс.- СПб.: Континент,-604 с.
7. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.- М.: Знание, 1984.-144 с.
8. http://www.yuvelir.ru/wp-content/uploаds/2011/05/cernenie.jpq9. http://www.Krasnoselsk.ru/InFo/view_imaqe.php?id=435