Занятие по ознакомлению с бытом и культурой чувашского народа для детей подготовительной к школе группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики
Сценарий чувашского праздника для детей старшей группы
«В гостях у Сарпике ».
Подготовила: Александрова
Ольга Николаевна
г. Чебоксары .
2016 год
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Учить различать разное настроение музыки, высказываться о ней.
Знакомство с чувашскими композиторами.
Развивающие задачи:
Развивать у ребенка умение исполнять чувашские песни.
Выразительно исполнять движения чувашского танца.
Ритмично играть в ансамбле чувашскую мелодию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к Родному краю.
Воспитывать бережное отношение к изделиям чувашских мастеров.
Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям.
Воспитывать любовь к народной и авторской музыке.
Пособия:
Скамейки покрытые домотканым покрывалом, на полу половинки.
Организованная выставка чувашских мастериц, выставка чувашских музыкальных инструментов.
Мультимедийные изображения чувашских узоров, портреты композиторов, изображение барабана, кукушки.
Содержание деятельности.
Звучит чувашская музыка.
Детей встречает воспитатель в национальном костюме, Сарпике.
Сарпике: Ырă кун пултăр, ачасем!
Дети: Ырă кун.
Сарпике: Ребята, располагайтесь поудобнее. Сегодня в гости мы пригласим чувашскую музыку. Чувашский народ очень музыкальный, умеет и любит веселиться.
А вы любите музыку?
Дети: Да!
Сарпике: Я ее тоже люблю с детства. Все вы знаете, что музыка бывает авторская и народная. Давайте мы с вами послушаем чувашские народные наигрыши.
Звучат «Чувашские народные наигрыши».
Сарпике: Скажите ребята, вам понравились народные наигрыши?
Дети: Да!
Сарпике: А какая она была по характеру?
Дети: Веселая, радостная, танцевальная, зажигательная, задорная.
Сарпике: У чувашского народа есть музыка народная и авторская. Есть и композиторы, которые пишут много песен и для детей. И мы с вами знаем песню композитора Юрия Мясникова «Чебоксары, любимые мои».
Звучит песня композитора Юрия Мясникова «Чебоксары, любимые мои» в исполнении детей.
Сарпике: Хорошо вы спели песню. Молодцы.
О чем пелось в песне?
Дети: О родном городе, о Чебоксарах, о родном крае, о реке Волга.
Сарпике: А сочинил эту песню композитор Юрий Мясников.
(показ портрета композитора на экране).
Сарпике: А сейчас я вам загадаю музыкальную загадку.
Звучит пьеса Г. Хирбю «Куккук».
Сарпике: Кто отгадал?
Дети: Эта пьеса называется «Куккук».
Сарпике: Правильно вы отгадали эту музыкальную загадку. Пьеса называется «Куккук». Написал эту пьесу Григорий Хирбю.
(показ портрета композитора и изображение кукушки на экране).
(Во время показа изображения кукушки Сарпике читает:)Кто на елке на суку
Счет ведет ку-ку, ку-ку.
Сарпике: А вот следующая загадка:
Сам пустой,
Голос густой.
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
Дети: Барабан!
Сарпике: Правильно, ребята. Это барабан.
У меня есть барабан
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили
Бить потише попросили.
А зачем его иметь
Если просят не шуметь.
( показ изображение барабана на экране)
Сарпике: А мы с вами даже знаем песенку на чувашском языке «Параппан», который написал чувашский композитор Филипп Лукин.
(показ портрета композитора на экране).
Сарпике: А теперь можно и спеть песенку
Звучит в исполнении детей песня «Параппан».
Саприке: Молодцы, ребята. Хорошо спели.
Чувашский край издавна славится не только песнями и музыкой, но и красивыми узорами. Недаром чувашский край называют краем ста тысяч песен и краем ста тысяч вышивок. Посмотрите на изделия чувашских мастериц.
(Под музыку А. Михайлова «Кружевницы» дети смотрят презентацию про чувашскую вышивку, национальные костюмы.)
Сарпике: Ребята, посмотрите, какие цвета использовали мастерицы при вышивании этих узоров и орнаментов.
Дети: Красный, зеленый, желтый, белый и черный.
Сарпике: Роль цвета в чувашских вышитых и тканых изделиях многогранна. Каждый цвет и сочетания цветов употребляются как символы.
Красный цвет- это символ огня, солнца, цвет жизни, любви и отваги.
Белый цвет- признак чистоты, правдивости мудрости.
Зеленый цвет- признак жизни, роста и развития растительности.
Желтый цвет- цвет солнца, дарующего жизнь всему на Земле.
Черный цвет- цвет плодородной земли.
Сарпике: А сейчас я приглашаю вас танцевать. Мы научимся выполнять движения чувашского танца.
Звучит чувашская народная мелодия «Тунки-тунки»
(Дети импровизируют и выполняют чувашские танцевальные движения по примеру Сарпике.Сарпике отмечает интересные и красивые движения. После пляски садятся на скамейки.)Сарпике: У чувашского народа много своих национальных музыкальных инструментов. Ни один праздник, даже игры детей не проходили без музыки.
Давайте и мы сейчас подойдем к нашей выставке музыкальных инструментов посмотрим и выберем инструменты, которые больше понравились вам и исполним чувашскую народную мелодию «Кай, кай Ивана».
Дети исполняют в ансамбле чув. нар.мел. «Кай, кай Ивана»
Сарпике: Хорошо мы с вами поиграли в ансамбле. А теперь можно и поиграть. Чувашский народ очень трудолюбивый, но после трудового дня они умели и отдыхать. Водили хороводы, играли в разные игры.
Игра «Миша теп» муз. Ф. Павлова.
Сарпике: Молодцы, ребята. Поиграли мы славно. Хорошо повеселились. Разная музыка была у нас сегодня в гостях. А теперь нам пора прощаться.
Сывă пулăр, ачасем!
Дети: Сывă пулăр!