Разработка урока по истории на тему Экономические и политические реформы 1905- 1907 гг. (9 класс)
Урок по истории России в 9 классе по теме:
«Экономические и политические реформы 1905- 1907 гг.»
Цели: - познакомить учащихся с выдающимся реформатором Николаевской России – П.а. Столыпиным;
- рассмотреть проводимые им реформы, дать им оценку
- развивать умение анализировать, сравнивать, высказывать свою точку зрения
Оборудование: презентация, компьютер
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания
Тест Первая Российская революция..
1. Какая из ниже перечисленных положений является одной из причин начала революции?
А) отсутствие у населения политических прав и свобод,
Б) усиление крепостного права
В) начало Русско-турецкой войны,
Г) смерть Александра III.
2. Какое из перечисленных событие в ходе первой российской революции произошло позднее других?
А) образование первого Совета рабочих уполномоченных,
Б) всероссийская октябрьская стачка,
В) роспуск II Государственной думы,
Г) образование партии «Союз русского народа».
3. Что является итогом первой российской революции?
А) к уничтожению самодержавия,
Б) к ликвидации общины,
В) к созданию представительных законодательных органов власти,
Г) к предоставлению независимости Польше и Финляндии.
4. Кто преобладал в составе Первой Государственной думы?
А) кадеты,
б) эсеры,
в) социал-демократы,
г) черносотенцы.
5. Что из перечисленного входило в эсеровскую программу «социализации» земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Изъятие земли из товарного оборота;
б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;
в) передача земли в собственность государства;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) конфискация помещичьей земли.
6. федеративного устройства государства в своей программе требовала партия:
а) РСДРП;
б) ПСР;
в) Конституционно-демократическая партия.
7. В программу Союза русского народа входили требования о ( об) :?
а) Установление конституционной монархии;
б) сохранение и укрепление самодержавной власти;
в) Россия для русских;
г) созыв Государственной думы;
д) введение всеобщего избирательного права.
8. Какие категории населения были лишены избирательных прав (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Женщины;
б) молодежь до 25 лет;
в) рабочие крупных промышленных предприятий;
г) военнослужащие;
д) чиновники.
9. Что предусматривала статья 87 Свода Основных Государственных Законов Российской империи?
а) Право императора издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;
б) право императора на роспуск Думы по своему усмотрению;
в) право императора изменять избирательный закон.
10. Какое название получило событие, о котором идет речь в документе?
«Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых».
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 2) План:
1.П.А. Столыпин.
2.Программа реформ.
3.Разрушение общины.
4.Переселенческая политика.
5.Первые результаты реформ.
6.III Государственная дума.
7.Общество и власть в годы столыпинской реформы.
8.Нарастание революционных настроений
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:
( сл. 3) 12 августа 1906 г. на Аптекарском острове в Петербурге раздался мощный взрыв. 27 человек погибло, 32 ранены, искалечены сын и дочь председателя Света министров- Столыпина.
- Давайте немного о нём узнаем ( сообщение подготовленного ученика)
- ( сл. 4) Это покушение ускорило подписание Указа о военно-полевых судах. Эти суды рассматривали дело о революционном терроре в течение 48 часов, приговор приводился в исполнение в течение суток. ПО неполным данным, в 1906 - 1910 гг. по приговорам военно-полевых и военно-окружных судов были казнены 4 тыс. человек, 26 тыс. направлены на каторгу по политическим обвинениям.
( сл. 5)
Дума требовала отменить военно-полевые суды, но Столыпин говорил: «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада.»
( сл. 6) работа со схемой
( сл. 7) Начата разработка законопроектов о:
1) свободе вероисповедания
2) гражданском равноправии
3) об улучшении быта рабочих
4) реформе местного самоуправления
5) высшей и средней школе, о введении
всеобщего начального обучения, об улучшении
материального положения учителей и т.д.
( сл. 8) Начать реформы Столыпин решил с переустройства жизни деревни. Идея «чёрного передела» помещичьих земель витала в умах народа.
( сл. 9) 9 ноября 1906 г. был издан указ, разрешивший свободный выход крестьян из общины. Выходя из общины, крестьянин получал в частную собственность все закреплённые за ним наделы и мог сводить их в один участок.
( сл. 10 -11) Работа с терминами:
Чересполосица - поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого.
Отруб – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
Хутор – участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок.
( сл. 12) Работа с документом:
Прочитайте документ на стр. 45 и ответьте на вопросы, предложенные в конце документа.
( сл. 13) Разрушая общины, Столыпин преследовал следующие цели:
Крестьян тогда будет трудно поднять на бунт
Создать широкий слой мелких собственников, обеспечив стабильность в обществе
Отвлечь крестьян от захвата помещичьих земель
2) самостоятельная работа:
( сл.14 -15 ) Прочитайте материал на стр. 46 « Переселенческая политика» и ответьте на вопросы:
Какие цели преследовала правительство, переселяя население
Какие преимущества оно давало для населения?
Каковы итоги данной политики?
3) рассказ учителя:
( сл. 16-17) Итоги реформ:
Рост посевных площадей
Увеличение хлебного экспорта
Рост закупок с/х машин.
Увеличение промышленного роста
5) Были созданы кооперативы
6) В 1912 г. был создан Московский народный банк, помогавший крестьянам приобретать с/х технику, удобрения и семена.
Новый избирательный закон. III Государственная дума.
( сл. 18) 3 июня 1907 г. был создан новый избирательный закон, сохранивший деление на 4 курии. Но изменилось число выборщиков в пользу землевладельцев.
( сл. 19) работа со схемой:
( сл. 20) Председателями III Государственной думы были октябристы – Н.А. хомяков, затем А.И. Гучков, наконец, М.В. Родзянко.
( сл. 21) Работа со схемой, отражающей состав III Государственной думы
Рассмотрите состав III Государственной думы.
Какие фракции были наиболее крупными?
Имела ли большинство в Думе какая-либо фракция?
Ужесточение национальной политики.
( сл. 22) В Думе предпринимались попытки ликвидировать права окраин, дарованные во время революции. В 1909 г.образовалась фракция националистов, ставшая опорой Столыпина. В 1910 г. Дума приняла закон, фактически урезавший финскую автономию. В ответ на протесты финнов, Николай II распустил финский Сейм.
( сл. 23) Началась новая антиеврейская компания, достигшая
своего пика в «Деле Бейлиса», несправедливо обвиненного в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. В 1913 г. Суд присяжных вынес ему оправдательный приговор. Провал суда стал для чиновника департамента полиции « полицейской Цусимой»
4) самостоятельная работа:
Общество и власть в годы столыпинской реформы
( сл. 24) Прочитайте материал на стр. 51 – 52 и ответьте на вопрос : « Каким было отношение общества к реформам, проводимым П.А. Столыпиным»
( сл. 25 – 26) иллюстрации
( сл. 27) После убийства Столыпина стало ясно, что политических реформ ждать не следует и это привело к оживлению революционного движения. В ответ правительство перешло в наступление. Был изменен университетский устав. В знак протеста группа виднейших профессоров Московского университета объявила об отставке.
IV Государственная дума.
( сл. 28) В 1912 г.начала свою работу IV Государственная Дума. В ней сохранился
октябристский маятник и председателем Думы стал М.В.Родзянко. Хотя большинство было за черносотенцами Дума была настроена оппозиционно и по многим вопросам Родзянко конфликтовал с Николаем II.
5. Подведение итога урока.
Вопросы на ср.48, 53
6. Домашнее задание:
Параграф 6-7, записи, вопросы, задания в рабочей тетради
Тест Первая Российская революция..
1. Какая из ниже перечисленных положений является одной из причин начала революции?
А) отсутствие у населения политических прав и свобод,
Б) усиление крепостного права
В) начало Русско-турецкой войны,
Г) смерть Александра III.
2. Какое из перечисленных событие в ходе первой российской революции произошло позднее других?
А) образование первого Совета рабочих уполномоченных,
Б) всероссийская октябрьская стачка,
В) роспуск II Государственной думы,
Г) образование партии «Союз русского народа».
3. Что является итогом первой российской революции?
А) к уничтожению самодержавия,
Б) к ликвидации общины,
В) к созданию представительных законодательных органов власти,
Г) к предоставлению независимости Польше и Финляндии.
4. Кто преобладал в составе Первой Государственной думы?
А) кадеты,
б) эсеры,
в) социал-демократы,
г) черносотенцы.
5. Что из перечисленного входило в эсеровскую программу «социализации» земли (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Изъятие земли из товарного оборота;
б) распределение земли по потребительской или трудовой норме;
в) передача земли в собственность государства;
г) передача земли в распоряжение крестьянских общин;
д) конфискация помещичьей земли.
6. федеративного устройства государства в своей программе требовала партия:
а) РСДРП;
б) ПСР;
в) Конституционно-демократическая партия.
7. В программу Союза русского народа входили требования о ( об) :?
а) Установление конституционной монархии;
б) сохранение и укрепление самодержавной власти;
в) Россия для русских;
г) созыв Государственной думы;
д) введение всеобщего избирательного права.
8. Какие категории населения были лишены избирательных прав (возможны несколько вариантов ответа)?
а) Женщины;
б) молодежь до 25 лет;
в) рабочие крупных промышленных предприятий;
г) военнослужащие;
д) чиновники.
9. Что предусматривала статья 87 Свода Основных Государственных Законов Российской империи?
а) Право императора издавать срочные законы в перерывах между сессиями Думы;
б) право императора на роспуск Думы по своему усмотрению;
в) право императора изменять избирательный закон.
10. Какое название получило событие, о котором идет речь в документе?
«Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых».
13PAGE 15
13PAGE 14315