Методическая разработка урока Газовые законы
Урок по теме « Газовые законы»
Цель урока: изучить газовые законы, формирование умения объяснять законы с молекулярной точки зрения, изображать графики процессов.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Вывод уравнения состояния идеального газа.
2. Контроль выполнения данного задания.
II. Изучение нового материала.
1. Определение нового процесса.
2. Формула и формулировка закона.
3. История открытия закона.
4. Экспериментальное исследование справедливости закона.
5. Графическое изображение.
6. Молекулярно-кинетическое объяснение установленной зависимости.
1. Определение нового процесса.
Изотермическим процессом называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянной температуре.
2. Формула и формулировка закона.
Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется.
3. История открытия закона (мультимедийная презентация обучающихся)
Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году.
4. Фронтальный эксперимент: исследование справедливости закона.
Вставьте воронку в горлышко бутылки и укрепите ее пластилином так, чтобы не проходил воздух. Быстро влейте в воронку полчашки воды. Вода не выльется в бутылку. Опустите сквозь воронку в бутылку длинную соломинку и выпустите воздух из бутылки. Теперь вся вода, которая держалась в воронке, выльется в бутылку, заняв место воздуха.
5. Графическое изображение процесса.
6. Молекулярно-кинетическое объяснение установленной зависимости.
Давление газа зависит от числа ударов молекул о стенки сосуда. Число ударов прямо пропорционально числу частиц в единице объема n=13 EMBED Equation.3 1415. При изменении объема изменяется концентрация частиц, а, значит, изменяется число ударов и давление. p~n.
Изобарный процесс
1. Изобарным процессом называется процесс изменения состояния термодинамической системы, протекающий при постоянно давлении.
2.
Для газа данной массы отношение объема газа к его температуре постоянно, если давление газа не меняется.
3. Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объем газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально.(мультимедийная презентация обучающихся)
4.
Налейте в плоскую тарелку немного воды. Возьмите стакан, нагрейте воздух внутри стакана с помощью зажженной бумаги и опрокиньте стакан на тарелку. Вода входит в стакан. Объясните наблюдаемое явление.
5.
6. При увеличении температуры увеличивается средняя квадратичная скорость молекул газа, возрастает давление и под действием внутренних сил газ займет такой объем, при котором давление внутри газа станет равным внешнему давлению.
Изохорный процесс
1. Изохорным процессом называется процесс изменения состояния термодинамической системы, протекающий при постоянном объеме.
2.
Для газа данной массы отношение давления газа к его температуре постоянно, если объем газа не меняется.
3. В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объеме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование.
Через 15 лет к таким же результатам пришел и Гей-Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля. (мультимедийная презентация обучающихся)
4.
Возьмите пробирку и плотно закройте пробкой с изогнутой трубкой малого диаметра (см. рис.), в которую налейте небольшое количество подкрашенной жидкости.
Опустите пробирку в стакан с теплой водой. Следите за изменением давления по манометрической трубке.
5.
6. При увеличении температуры увеличивается средняя квадратичная скорость молекул газа, возрастает давление. P~V2
III. Итоги урока.
IV. На дом: §71, упр.13(1, 3)
Упражнение 13 (1)
Root Entry