Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Весёлые ручки»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида
Купинского района
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Весёлые ручки»
5-6лет
Срок реализации один год

Составитель:
Воспитатель логопедической
группы Баженова М.С«Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский
 Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Цель проекта: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.
Задачи для педагога:
 научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
развивать речь детей, расширять словарный запас.
Задачи для детей:
 развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
 Задачи для родителей:
 учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.
 Участники проекта:
 1. Воспитатель: Баженова Марина Сергеевна
2. Дети;
3. Родители и другие члены семьи.
4.Педагоги детского сада.
Средства достижения поставленных задач:
применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;
использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;
информационные листы для родителей;
разучивание стихов, потешек;
использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.
Условия:
 Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, необходимую методическую литературу по данной теме.
 Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2013г. по май 2014г.)
 Предполагаемый результат:
 Дети:
 проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
отзывы родителей и педагогов;
у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
 Родители:
родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Этапы проекта:
 I. Подготовительный этап:
 Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
Изучение методической литературы по данной теме:
 О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.
 Подготовка наглядного материала:
 письменных консультаций, стендов информации;
современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы», «Цветная башенка» и др.
оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки» и др.;
выставки детских работ «Ваза из фасоли» и др.
 II. Основной этап реализации проекта:
 составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
 — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
 — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
 — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
 — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
 — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
 Работа с родителями:
выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», « Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
родительские собрания: знакомство с проектом «Весёлые ручки»;
Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
 III. Заключительный этап
 Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
 тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.
План реализации проекта
Месяц Содержание работы Работа с детьми Работа с родителями Работа педагогами
Сентябрь 1.Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук; 2.Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики
3. Обоснование путей реализации проекта.
4. Диагностика. Мониторинг Рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики. Презентация «Наглядные примеры развития мелкой моторики».Октябрь 1.Консультация для родителей.
2. Создание картотеки– игр и упражнений с различными
предметами. 1. Разучивание стихов, потешек.
2.Занятие «Полосатый коврик» (работа с ножницами).
1.«Направления развития ручной умелости у детей дошкольного возраста», Выставка для педагогов дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Ноябрь 1.Оформление уголка «Ловкие пальчики».
2.Подготовка атрибутов к театральному представлению.
3.Подготовка наглядного материала для родителей и педагогов. 1.Пальчиковый театр по сказке «Зимовье зверей».
2.Разучивание новых пальчиковых упражнений: «Цветные бусы», «Полянка»,
«Гусеница».
. 1.Презентация «Наглядные примеры развития мелкой моторики» Консультация «Пальчиковая гимнастика на занятиях»
Декабрь 1.Семинар-практикум для педагогов. 2. Создание комплекса пальчиковой гимнастики по лексическим темам. Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики «Умные ручки не знают скуки» 1.Родительское собрание: знакомство с проектом «Весёлые ручки» «Пальцы помогают говорить»
Январь 1.Подготовка консультации для родителей и педагогов.
2.Создание «огорода на подоконнике».
3.«Транспорт в городе будущего».
1.Игры с песком, сухим бассейном. Игра «Золушка».
2. Посадка лука, уход за растениями, сортировка семян цветов.
3Конструирование с помощью мелкого лего и металлического конструктора. 1.«Мелкая моторика в быту».
2. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».
Консультация: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»
Февраль 1. «Конкурс на лучшую игру» среди родителей.
2.Развлечение «Мы играли, мы играли наши пальчики устали» 1.Пальчиковый театр «Репка»,»Колобок».
2.Пальчиковая гимнастика по теме «Мебель». Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики «Конкурс на лучшую игру»  «Упражнения для пальцев и кистей рук».
Март 1.Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности:
2. Коллективная работа 2Подарок маме». 1.– игры с предметами,– разного вида шнуровки,– пальчиковый театр,– картотека игр для пальчиков,
2.Апликация из бумаги «Смастерим подарок маме» 1.Родительское собрание «Поиграем с пальчиками?!» Консультация
«Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»
Апрель 1.Закрепление знакомых упражнений в уголке «Ловкие пальчики» в свободной деятельности.
2.Подготовка открытого занятия для педагогов. «Морские глубины». 1.Выкладывание рисунков по контуру из крупы.
2. Занятия по развитию мелкой моторики «Морские глубины». 1.Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;
1.Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».
Май 1. Подведение итогов и анализ:

– Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей . 1.Анкетирование родителей (для определения результативности работы) 1.Выступление на семинаре с докладом о проделанной работе.
Фотоальбом



Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
 2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
 3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
 4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
 5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
 6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
 7) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
 8) Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.