Статья Чтение басен И. А. Крылова в начальной школе
Чтение басен И. А. Крылова в начальной школе
Пухлова Анна Андреевна
МБОУ Лицей №10, г. Великие Луки, Россия
В статье идёт речь о басенном творчестве И.А. Крылова. Выделяются и описываются характерные особенности басни как литературного жанра. Обобщается практический опыт работы по изучению басен в начальной школе.
The article is talking about the idea of I.A.Krylovʼs fables creation. The article highlightes and describes the characteristics of fables as a literary genre. The article summarizes the practical experience in the study of fables in elementary school.
Ключевые слова: И.А. Крылов, басня, персонаж, мораль, афоризм.
Key words: I.A.Krylov, fable, character, morality, aphorism.
Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, драматург и журналист, родился 2 февраля 1762г. в Москве, в семье бедного отставного армейского офицера. Его отец был нрава крутого, мать – житейски мудрой и доброй женщиной.
Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец - Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 году, не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, заботилась о том, чтобы сын получил первоначальное образование. Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам.
Мать Крылова после смерти мужа в 1782 году приняла решение переехать в Петербург. В Петербурге для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же этот переезд дал И. А. Крылову возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники".
Некоторое время Крылов сам издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий».
Всю жизнь Крылов отдал идеям Просвещения. Он был личным секретарём князя Голицына и учителем его детей, недолго служил в Монетном дворе и, напротив, очень долго, почти 30 лет, работал в Публичной библиотеке.
Слава и достаток пришли к Крылову после выхода в свет в 1809 году первой книги басен. Признание его заслуг было полным: его избрали членом Российской Академии.
9 ноября 1844г. в возрасте 75 лет Крылов скончался и был похоронен в Петербурге. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследие Крылова. Басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. [3]
Басни приходят к нам из древнейших, дошедших до нас памятников письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры сложился знаменитый прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Блестяще разработал басню, как жанр новой европейской литературы, придал ей большую художественность выдающийся французский поэт – баснописец XVII в. Лафонтен.
Издавна была известна басня и на русской, не только фольклорной, но и литературной почве. Следы и зачатки басен можно обнаружить в древнейших памятниках нашей письменности, начиная с летописей.
Чрезвычайно широкое распространение басня получает в русской литературе XVIII века. Несколько образцов басен дал родоначальник светской литературы – поэт - сатирик Антиох Кантемир. Широко известны были басни И. Хемницера, И. Дмитриева.
В русской поэтической литературе также есть много авторов, которые пробовали себя в направлении баснописания. Самыми популярными стали басни Крылова и для детей Толстого, а так же басни Михалкова.
Знаменитые и известные басни, такие как «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград» являются переводами Крылова. Но это не дословный перевод, а художественный. Крылов не только переводил, но и адаптировал басню для своего читателя. Характеры героев в результате переводов баснописца становятся исконно русскими и яркими.
Крылов начинает басенное творчество именно с переводов, но со временем, собрав по крупицам все изюминки басенного мастерства, сам становится мастером басенного жанра.
Главные герои басен представлены в лице животных. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из поговорок и пословиц черпал писатель многие свои сюжеты и мысли.
Басни Крылова, как всякое истинно художественное произведение, обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского» именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются перед читателем каждый раз свежим, неожиданным содержанием и смыслом, в разные эпохи обретая новое рождение. [4]
В методике современного литературного чтения выделяют две основных задачи: литературное развитие и литературное образование. Воспитательное и образовательное значение уроков литературного чтения взаимообусловливают друг друга и взаимодействуют между собой. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
В систему традиционного изучения жанра басни в начальных классах положены основные принципы дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Учет имеющихся у школьников знаний, умений и навыков и на их основе постановка целевых задач перед чтением произведения. Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, это содействует воспитанию у них высоких нравственных качеств.Методика изучения басен остается актуальным предметом исследования в системе современного литературного чтения. В 3 классе по программе «Школа России» изучаются следующие басни: «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Ворона и лисица». На примере экспериментальной группы учащихся 3 класса была проведена работа по выявлению у детей знаний творчества И.А. Крылова. На констатирующем этапе эксперимента по восприятию басни было проведено тестирование. Задавались вопросы вида: Как звали великого баснописца? Что такое басня? Какой человеческий недостаток высмеивается в басне? Какие черты присущи данному герою? Какому персонажу принадлежат эти слова? Что такое мораль? Как вы понимаете этот афоризм? Для статистической обработки результатов проведённого исследования был использован метод непараметрического критерия знаков. Результаты тестирования были обработаны с использованием приёма ранжирования: I ранг – 15-14 баллов, II ранг – 13-11 баллов, III ранг – 10-8 баллов, IV ранг – 7-5 баллов, V ранг – 4-3 балла. Лучшими стали работа Димы В. и Ксюши П. Они набрали по 14 баллов (I ранг). 13 учащихся набрали от 8 до 14 баллов (II и III ранг). Мы видим, что больше половины класса имеют средний и выше среднего показатели. Из этого следует, что большинство детей хорошо знают содержание произведений автора, имеют представление о басне как о литературном жанре. Но при этом третьеклассники испытывают трудности в определении морали, не могут самостоятельно дать характеристику персонажам басни, выразить своё отношение к тому или иному герою. Исходя из этого, были проведены различные уроки по литературному и внеклассному чтению, а также ряд практических работ, целью которых и было более подробное знакомство с творчеством и жизнью великого баснописца.
На уроках детям давалось понятие, что такое мораль и как она связана с нравственностью. После знакомства с басней И.А. Крылова «Мартышка и Очки», авторами учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой выявляются нравственные позиции детей: « Прочитай слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас? Понял ли ты, кого называют невеждой? Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются?» [2, с.135]
Для усвоения образа Мартышки дети составляли синквейны. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Это вид работы, который состоит из пяти строк. В первой строке дети писали, что речь пойдет о Мартышке. Во второй они давали описание её признаков и качеств. Мартышка представлялась ребятам глупой, необразованной, старой, доверчивой, смешной. В третьей строке даётся описание характерных действий персонажа: достала (очки), не знала, что с ними делать, «вертела так и сяк», разбила. В четвёртой строке дети выражали свой личное отношение к Мартышке. Они осуждали её за разбитые очки, жалели, так как она старая и необразованная. Цитировали строки басни: «Невежда про неё своё толк всё к худу клонит», «Мартышка к старости слаба глазами стала». Пятая строка – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом: невежда, обезьяна, очки. Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. К детям приходит понимание, что речь идёт не о конкретной мартышке, а обо всех невеждах, не желающих разбираться в очевидном. Тем самым Крылов высмеивает пороки и недостатки, имеющиеся у людей.
При работе с иллюстрациями к басням полезен опыт Т.В. Рыжковой. Рассмотрим на примере басни «Зеркало и Обезьяна». По иллюстрациям Репкина дети наблюдают за поведением Обезьяны и её эмоциональным состоянием. Очень важно обсудить, какая роль на картине принадлежит Зеркалу. Оно показывает Мартышку, такой какая она есть. Ребята выясняют, зачем в басне Медведь. Почему он молчит на протяжении всей басни? Каким его изобразил на картинах Репкин? Можно ли догадаться по тексту басни о том, какие чувства испытывает Медведь? Поставьте себя на его место, что бы сделали вы? Ученики включаются в диалог между художником и басней, стремятся определить своё отношение к персонажам. Единого мнения детей нет. Кто-то считает, что Медведь сердится, ворчит, кто-то, что он смеётся над Мартышкой. Именно Медведь произносит мораль басни. Детям предлагается выбрать иллюстрацию, которая больше всего подходит к басне. Здесь главное, чтобы они выбрали ту картину, на которой присутствует Зеркало, так как оно является одним из главных персонажей – Правдой. [5]
Также нами велась работа над совершенствованием умений и навыков школьников по выразительному чтению басен, для этого понадобилось работать над логическим ударением, паузами, темпом, составлять партитуры. Правила постановки логических ударений давались детям в адаптированном виде. Для подготовки третьеклассников к выразительному чтению басни «Ворона и Лисица» задавались такие вопросы: Прочитайте первые четыре строки, есть ли здесь что-то исключительное, вызывающее у читателя тревогу? С какой интонацией надо читать эти строки? Как мы чувствуем себя, когда слышим слово вдруг? Каким голосом надо читать строки, в которых Лиса льстила Вороне? Каким метким словом Крылов назвал Лисицу? Зачем употребил это слово? Как Ворона отреагировала на льстивые слова Лисицы? Также ученикам давались некоторые рекомендации: В слова «да призадумалась» автор вкладывает иронический смысл. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть. Это надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту. Чтобы раскрыть характер Лисы, необходимо обратить внимание на обилие слов с ласкательными суффиксами. То как Ворона пришла в восторг от льстивых речей Лисы надо показать восклицательной интонацией и силой голоса. Особую роль при чтении играют невербальные средства общения. Здесь большое внимание уделялось выбору нужной позы, мимике, жестам при исполнении басни. Это способствует пониманию идейного содержания произведения. Дети научились наблюдать над своей мимикой, а также над мимикой товарищей.
Времена меняются, а взаимоотношения людей, их пороки и недостатки всё те же: жадность, зависть, лень, невежество, угодничество. И ёмкие афоризмы великого баснописца не устарели до сих пор. Достаточно включить телевизор или полистать газету обязательно попадутся и «Моська», лающая на слона, и «Васька», который «слушает да ест». Узнав, что басни Крылова богаты крылатыми выражениями, дети смогли самостоятельно отобрать наиболее яркие афоризмы, такие как: «Мартышка к старости слаба глазами стала», «Тот дурак, кто слушает людских всех врак», «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?», «Ворона каркнула во всё воронье горло», «От радости в зобу дыханье спёрло».
В результате проведённой работы басенное творчество стало более доступным и интересным, что послужило начальным этапом для самостоятельной творческой деятельности учащихся. Видами работы здесь выступали: составление кроссвордов, инсценировка басен, участие в постановках школьного кукольного театра, лепка, оригами, составление синквейнов.
На этапе обобщения знаний творчества И.А.Крылова проводился контрольный эксперимент. Исследование показало, что 21 учащийся 3 класса имеет средний и выше среднего показатели, из них 5 детей достигли самого высокого уровня – I ранга. Это даёт основание считать, что басенный материал был воспринят и востребован младшими школьниками. Дети научились умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей, и «присваивать» всё это как жизненный опыт, который способствует их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию.
Задавая себе вопрос, в чём же состоит значение Крылова для нас, для нашей культуры, приходишь к мысли, что лучше других это постиг Гоголь. «Его притчи, – писал он, – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». «Вообще, – продолжал он, – его занимали вопросы важные». «Поэт и мудрец слились в нем воедино», – в этих словах, пожалуй, точнее всего сказано о своеобразии Крылова. [1, с.187]
Литература:
1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. Избранные статьи и письма. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – Т.6 – 563с.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 3 класс. В 2ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 223с.
3. Корф О.Б. Детям о писателях.XIX век. – М.: Издательство стрелец, 2006. – 48с.
4.Крылов И.А. Басни. – М.: Правда, 1978 – 256с.
5. Рыжкова Т. В. Работа с иллюстрациями к басням И.А. Крылова на уроках литературного чтения // Начальная школа. – 2013. – №6. – С. 42–47.