Занятие кружка «Рукоделие» на тему: Народная обрядовая кукла — Параскева Пятница

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Шумерлинский политехнический техникум»
Министерство образования и молодёжной политики
Чувашской Республики




Утверждаю:
зам. директора по УВР
______________Осипова А.М.
« »___________ 2016 г.



Занятие кружка «Рукоделие» на тему:

Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница



Дата проведения: 27.10.2016







Разработала: Кочеткова О.В. –
воспитатель общежития






г. Шумерля, 2016г.
Тема программы: «Рукоделие»
Тема проекта: «Неигрушечный мир – игрушечной куклы»
Тема занятия кружка: «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница».

Цели занятия кружка:

Образовательная:
- познакомить с историей традиционного русского праздника Параскева Пятница.
- научить технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы.

Воспитательная:
- формировать любовь к русской культуре, традициям через изучение истории народного праздника.
- воспитывать интерес к забытым видам декоративно-прикладного искусства.

Развивающая:
- развивать стремление к самостоятельному творчеству, зрительную память, эстетический вкус, навыки работы с кусочками ткани и другим подручным материалом.

Тип занятие кружка: комбинированный:

Методы обучения:
- словесный
- наглядно-демонстративный
- практический
- интерактивный
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- групповой

Ключевые компетенции:
- готовность к саморазвитию
- речевая, мыслительная компетенции
- компетенции самоконтроля своей деятельности, самостоятельности мышления, ответственности, способности слушать, умения решать проблемы
- умения рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

Материалы и инструменты: кусочки различных тканей, тесьма, кружева, нитки, ножницы, деревянные палочки.

Наглядность: презентация «Народная обрядовая кукла – Параскева Пятница», образец куклы, инструкция по технике безопасности при работе с ножницами, заготовка из палочек связанных крест-накрест.


Литература
Берестенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Издательство «Белый город».
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и обычаи. Народная кукла.  СПб.: Паритет, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
№ п/п
Структура занятия
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Ожидаемый результат

1
Вводная часть

Организационный
момент
- мотивация обучающихся,
- сообщение темы, цели и задач занятия

5 мин.


Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию
Вступительное слово педагога.




Интерес к занятию

2
Основная часть:
- сообщения информации об истории традиционного русского праздника и обрядовой народной куклы;
- практическая деятельность

30 мин
- рассказ
-демонстрация приёмов работы изготовления куклы Параскевы Пятницы.
- выступление обучающихся;
- выполнение практического задания
- представление своих работ

Формирование речевой, мыслительной компетенции,
умения работать в группе, художественного вкуса, творческих способностей, воображения


3
Заключительная часть
-представление работ
- рефлексия





5 мин
Проверка выполненного задания и оценка деятельности обучающихся

- оценка своей деятельности на занятии
Формирование умений рефлексировать на собственную интеллектуальную и трудовую деятельность, делать объективные выводы

Структура занятия.




















План занятия кружка

I Организационная часть

- Здравствуйте, ребята и уважаемые эксперты. Я очень рада вас видеть на занятии кружка «Рукоделие».
Наше занятие мне хотелось бы начать с музыкальной паузы. (мелодия из сказки «Финист ясный сокол» Родина ясноглазая)

Родина – это отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Это наша история, культура, обычаи и традиции.

Деревенский быт наших предков – это тоже часть нашей истории и культуры, хотя современному человеку очень трудно представить быт наших предков.
Он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. Но, тем не менее, разгульные деревенские праздники, приуроченные к церковным датам и сельскохозяйственным работам, были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Крестьяне создавали легенды, образы и символы святых, наделяли их доступными для понимания простого человека качествами. Поэтому не последнее место в праздничной символике принадлежало традиционным обрядовым куклам. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.
Обряды, проводимые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам.
То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа.

Девочки, а какие традиционные русские праздники с применением обрядовых кукол вы знаете?
Кто знает, какой праздник будет 10 ноября?

10 ноября с незапамятных времён наши предки отмечают праздник Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Эту Святую чествуют, как покровительницу семьи, брака и всех женских ремесел. Она приравнивается к христианской Богородице.

Сегодня я вам предлагаю познакомиться с этим праздником и изготовить обрядовую куклу Параскеву, которая является неотъемлемой его частью.
Техника изготовления куклы Параскевы очень экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Вы научитесь из разнообразных кусочков ткани, ниток создавать хорошие сувениры и подарки, которые сможете подарить своим близким и знакомым к празднику Святой Параскевы Пятницы.

Основная часть
А сейчас давайте окунёмся в удивительный мир русской культуры!

О празднике нам расскажут Тишкина Виктория и Кожевникова Елизавета. История праздника

Вика: На Руси Святая Параскева Пятница особо почиталась женщинами. Ее так и называли - "Бабья Святая". Накануне праздника пекли обрядовый хлеб и угощали им соседей. Угощение доставалось и домашним животным. Дома украшали цветными лентами. А женщины в этот день приходили в храм, икону Святой Параскевы украшали вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами. День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Лиза: В этот день было принято изготовлять куклу – Параскеву.
В доме, где собирались на посиделки, ставили куклу Параскеву в рост человека высотой 1,5 метра. Кукла эта была одна на всех. Представляла она собой крестец, две палки, связанные крестом. Одна, основание, обматывалась белой тканью. Вместо головы мог быть глиняный горшок. А могла быть и голова, сделанная из узла, набитого ветошью. На голову надевали головной убор - сборник и кичку. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.
Вкладывали в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты).
В традиционной русской культуре значимость образа Параскевы Пятницы была соразмерна с христианской Богородицей.

Спасибо, Вика и Лиза за интересную информацию.

А сейчас девушки, приступаем к изготовлению куклы Параскевы Пятницы.

Практикум. Работаем в парах.

Для работы нам понадобятся:
- заготовки из палочек связанных крест- накрест, называемые «крестецом»;
- кусочки ткани разных цветов;
- ленточки, кружева, тесёмочки;
- шерстяные и простые нитки;
- ножницы.

При работе с ножницами необходимо соблюдать Технику безопасности:
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Практическая часть

1. Берём нашу заготовку - «крестец», т.е. две палочки связанные нитками крест- на-крест. На верхнюю часть ложем вату и накрываем белым лоскутком. Формируем складочки так, чтобы лицо у куклы получилось без складок. Ткань закрепляем белой ниткой по линии шеи.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. На куклу надеваем рубашку. Что мы делаем? Два одинаковой длины прямоугольных кусочка ткани вешаем с обеих сторон на ручки куклы, при этом боковые срезы подворачиваем. У нас получилась импровизированная нательная рубашка. Её закрепляем ниткой вокруг туловища, формируя линию талии.


А сейчас мы с вами побудим в роли кутюрье. Нарядим нашу Параскевушку в наряд.
Каждый на свой вкус выберет кусочки ткани для юбочек, для фартучков и платочков. А так же вам пригодятся ленточки для поясков и разноцветные нитки для украшения куклы.

Всё это находится на моем столе, к нему по очереди подходит каждая пара и выбирает нужные вам материал для работы.

3. Для формирования юбочки берём небольшой прямоугольный лоскуток, обёртываем им талию, присбориваем ткань, закрепляем ниткой юбку вокруг туловища.


4. Затем повязываем фартучек или поясок, скрывая не ровный край юбочки.


5. Следующий шаг. Повязываем на голову куклы первый платок, называемый «повойник», а потом покрываем вторым нарядным платком.


6. И последний шаг. На ручки вешаем разноцветные ниточки, ленточки, кружева. Так же можно на руки кукле повесить пуговицы, булавочки, импровизированные ножницы, игольницы.

Рефлексия
Молодцы девочки, хорошо потрудились! Покажите друг другу своих красавиц.
А сейчас давайте мы все встанем в круг, возьмемся за руки и каждый выскажем свое мнение о нашем занятии:
- Как вы его оцениваете?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Заинтересовала ли вас данная тема?
- Будете ли вы в дальнейшем делать кукол?
И ещё мне хотелось бы знать, как вы распорядитесь своей куклой, оставите у себя или подарите кому-либо?

Обучающиеся высказывают свое мнение о проведённом занятии.

Спасибо, за интересные высказывания, за творчески выполненные вами работы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и в дальнейшем интересовались историей и культурой нашей Родины, ведь знание основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа способствует сохранению целостности нашей страны, нашей России.

В заключение нашего мероприятия я предлагаю вам сделать общее фото с нашими куклами Параскевушками.

Общее фото с куклами

















Самоанализ занятия кружка «Рукоделие»
на тему «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница».

В рамках программы кружка «Рукоделие» и плана реализации проекта «Неигрушечный мир – игрушечной куклы» мною проведено занятие на тему «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница» по изучению технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы.
Исходя из типа (изучения нового материала) и вида (комбинированный-практический) занятия, сформулирована цель и продумана, на мой взгляд, наиболее рациональная структура занятия, для освоения нового материала отведено достаточно времени.

Цель занятия:
- ознакомить с историей традиционного русского праздника.
- научить технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы
Задачи:
- подготовить презентацию о традиционном русском празднике Параскева Пятница;
- научить приёмам работы с кусочками ткани и другими подручными материалами;
- развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;
- воспитывать интерес к забытому виду декоративно–прикладного искусства.

На подготовительном этапе работы к занятию, обучающимися кружка проделана предшествующая работа по сбору и оформлению информации об истории праздника (подготовка презентации), где применен частично-поисковый метод – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи, самостоятельная творческая работа обучающихся.
При ознакомлении с технологией изготовления обрядовой куклы мною использованы следующие методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ), наглядный (показ мультимедийного материала, образец работы). При обучении приёмам работы с кусочками ткани применён объяснительно-иллюстративный метод, который способствовал восприятию и усвоению готовой информации.
Мне удалось обеспечить работоспособность и обратную связь с обучающимися, то есть удалось их заинтересовать и повысить активность в решении проблемных ситуаций на занятии путём смены деятельности. Практический метод, использованный мною, позволил усвоить технологию изготовления обрядовой куклы, об этом свидетельствует ими выполненные задания (все справились). Значит, обучающиеся научились приемам работы с кусочками ткани и подручными материалами; следовать устным инструкциям; создавать изделия по технологии изготовления обрядовых кукол; применять коммуникативные способности и приобретенные навыки работы в коллективе, о чём говорит доброжелательная психологическая атмосфера в ходе занятия.
Занятие способствовало формированию следующих общих компетенций:
- готовности к саморазвитию
- речевой, мыслительной компетенции
- компетенции самоконтроля своей деятельности, самостоятельности мышления, ответственности, способности слушать, умения решать проблемы
- умений рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

В ходе занятия поставленные задачи удалось реализовать:
- цель занятия решена, что удалось определить на этапе реализации поставленных задач (дети активно и эффективно решали поставленные перед ними задачи) и на этапе контроля (успешно справились с практическим заданием и решением интеллектуального задания).
Вывод: обучающиеся усвоили приёмы работы по технологии изготовления обрядовых кукол; способны и готовы к дальнейшему изучению данного вида декоративно - прикладного искусства.
Созданная воспитателем доброжелательная рабочая атмосфера положительные эмоции поддержка дисциплины, знание взаимоотношений обучающихся друг с другом (т.к.работали в группах), использование поощрений обеспечили на уроке высокую работоспособность обучающихся в течение всего занятия.