Календарно-тематическое планирование 1 класс


Муниципальная общеобразовательная бюджетная организация
средняя общеобразовательная школа № 6 имени М. А. Киняшовагорода Благовещенска Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель _________
/______________/
Протокол №___________
«___» ____________ 20__г.
Согласовано
Заместитель директора поУВР _______ /______________/
«___» ____________ 20__г.
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ №6
_______/Машкина Н.М./
Приказ №____________
«___» ______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 1 класса

срок реализации данной программы 2015 -2016 учебный год

разработана на основе авторской программы В. И. Ляха, А. А. Зданевича«Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Составитель: Пермякова Ирина Сергеевна
Год составления программы: 2015
Пояснительная записка
1.Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Устав образовательной организации;
Основные образовательные программы НОО.
Примерные программы по учебным предметам;
Учебный план образовательной организации;
Положение о рабочей программе учителя приказ №65, от 24.03.2014г.
Программа разработана на основе примерной авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А Зданевича. Просвещение 2011г.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
2. Цели и задачи изучения предмета
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:
целью программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предлагаемая программа характеризуется направленностью на:
— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями).
— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
4. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебные план для образовательных учреждений Российской Федерации по «Физической культуре» в 1-4 классах 99 часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
Основное содержание учебного курса 1 класс
№ Вид программного материала Количество часов (уроков)
класс
1 1. Базовая часть 99 1.1. Основы знаний о физической культуре 11 1.2. Легкая атлетика 31 1.3. Гимнастика с основами акробатики 24 1.4. Лыжная подготовка 21 Спортивные и подвижные игры 10 2. Вариативная часть 2 Подвижные игры с элементами баскетбола 2 итого 99 Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
5. Общая характеристика учебного предмета
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования. При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Спортивные игры», «Подвижные игры
Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
6. Сведения о примерной программе по «Физической культуре»
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008);
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
7. Педагогические технологии и средства обучения
Педагогические технологии: технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, личностно – ориентированные технологии.
Средства обучения: гигиенические факторы, физические упражнения, оздоровительные силы природы.
Основное содержание курса
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами. Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.Повороты переступанием на месте. Спуски в основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся (базовый уровень)
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
· уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
· демонстрировать уровень физической подготовленности
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.
В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства "Бой петухов", "Часовые и разведчики", "Перетягивание в парах", "Выталкивание из круг".
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Условные обозначения:
Тип урока:
1. Вводный урок (В.У.) - проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др. 2. Уроки ознакомления с новым материалом (Н.У.) - основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая.
3. Смешанные уроки (С.У.) - совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников. 4. Урок закрепления и совершенствования пройденного материала (З.У.): основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.
5.Контрольные уроки (К.У.) - посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).
ОРУ – общеразвивающие упражнения; УГГ – комплекс утренней гимнастики; СБУ – специальные беговые упражнения
Календарно-тематическое планирование
1класс

урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Вид контроля
Входной (В),
тематический (Т),
итоговый (И) Примечание
1четверть (27часов)
Раздел 1
Легкая атлетика -13часов
Освоить навыки бега, прыжков.
Развить скоростные и координационные способности.
Совершенствовать технику метания.
1 1а


1г 1а


1г Вводный инструктаж по ТБ:
основы техники безопасности, профилактика травматизма.
Обучение строевых упражнений: построение в колонну по 1, в шеренгу.
Обучение навыков ходьбы, ходьбы на носках, на пятках.
Обучение навыков бега, бега в чередовании с ходьбой. Упражнения на общее развитие.
Эстафеты
2 1а


1г 1а


1г Продолжить обучение строевых упражнений: построение в колонну по 1, в шеренгу, повороты направо, налево. Ходьба, ходьба на носках, на пятках, коротким, средним, длинным шагом.
О. Р. У. в движении.
Подвижная игра «Салки» Выполнение поворотов на месте по команде
3 1а


1г 1а


1г Бег с изменением направления, в чередовании с ходьбой, с преодолением препятствий.
О. Р. У.(в кругу)
Игры: «Кто быстрее», «Пятнашки».
Повторить прыжки в длину с место.
4 1а


1г 1а

в
1г Наклон вперед из положения «сидя», сгибание и разгибание туловища из положения лежа за 30 сек.
Игра с построением в одну шеренгу: «Кто быстрее» 5 1а


1г 1а


1г Стартовые ускорения
на 15-20 метров (высокий старт), 15-20 метров (низкий) старт.
Игра: «Прыгающие воробушки». Тренировка выносливости в  беге в медленном темпе.
6 1а


1г 1а


1г Совершенствование строевых упражнений.
О.Р.У. без предметов.
Повторение техники челночного бега 3х10 м.
Игра: «Через кочки и пенечки». 7 1а


1г 1а


1г Р. построение в колонну, шеренгу.
Р.техники выполнения прыжков в длину с места.
Подвижные игры: «Кто дальше прыгнет». Повторить строевые упражнения.
8 1а


1г 1а


1г З. построение в колонну, шеренгу.
Р. комплекса УГГ.
З. техники выполнения прыжков в длину
Игра: «Перестрелка». 9 1а


1г 1а


1г С. построение в колонну, шеренгу.
Выполнение комплекса УГГ.
Р. техники челночного бега 3Х10
Отработка навыков бега и прыжков в длину
Игра: «Прыгающие воробушки». Выполнение прыжков через скакалку
10 1а


1г 1а


1г С. построение в колонну, шеренгу, строевых упражнений.
Выполнение комплекса УГГ.
С. техники челночного бега 3Х10
Отработка навыков бега и прыжков в длину
Игра: «Через кочки и пенечки». Тренировка выносливости в  беге в медленном темпе.
11 1а


1г 1а


1г Р.команды «Равняйсь!», «Смирно!».
С. строевых упражнений.
Выполнение комплекса УГГ.
Отработка техники прыжков и медленного бега.
Игра: «Перестрелка». Повторение техники метания малого мяча в вертикальную цель.
12 1а


1г 1а


1 З.команды «Равняйсь!», «Смирно!».
С. строевых упражнений.
Выполнение комплекса УГГ.
Техника бега. Игра: «Перестрелка». Тренировка выносливости в  беге в медленном темпе
13 1а


1г 1а


1г Р.команды «Равняйсь!», «Смирно!».
С. строевых упражнений.
Выполнение комплекса УГГ.
Отработка техники прыжков и медленного бега.
Игра: «Перестрелка». Раздел 2.
Спортивные игры (14 часов)
Овладеть умениями в ловле, передаче и бросках в баскетболе.
Научить ведению мяча с изменением направления и скорости.
Развивать способности к ориентированию в пространстве.
14 1а


1г 1а


1г Обучение техники ловли и передачи баскетбольного мяча Разучивание комплекса ОРУ со скакалками.
Игра: «У кого меньше мячей». Подбрасывание и ловля мяча или предметов. (Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра)15 1а


1г 1а


1г Обучение техники ведения б/б мяча правой и левой рукой на месте. Повторение техники ловли передачи б/б мяча.
Игры: «Мяч водящему» Перебрасывание мяча с руки на руку. (При наличии возможности)
16 1а


1г 1а


1г Разучивание комплекса ОРУ с мячами. Совершенствование техники ловли и передачи б/б мяча. Игра: «Играй-играй мяч не теряй». .
17 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники ловли и передачи б/б мяча. Повторение техники ведения б/б мяча на месте. Игра: «Кто дальше бросит». Перебрасывание мяча с руки на руку. (При наличии возможности)
18 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники ловли и передачи б/б мяча. Совершенствование техники ведения б/б мяча на месте.
Игра: « Метание на точность» Т 19 1а


1г 1а


1г Разучивание комплекса ОРУ с палками. Развитие выносливости в беге до 5 мин. Игра: «Метко в цель» 20 1а


1г 1а


1г Обучение технике ведения мяча на месте с передачей партнеру. Подъем корпуса из положения лежа на спине. Игра: «Кто дальше бросит». 21 1а


1г 1а


1г Повторение техники ведения мяча на месте с передачей партнеру. Развитие выносливости в равномерном беге 6 минут. Игры «Пятнашки с освобождением», «Играй-играй мяч не теряй» 22 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники ведения мяча на месте с передачей партнеру. Игра: «Перестрелка». 23 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники прыжка в длину с места. Совершенствование техники метания малого мяча в вертикальную цель. Игра: «У кого меньше мячей». Т 24 1а


1г 1а


1г Выполнение комплекса УГГ
Совершенствование техники передачи мяча и ведения. Игра: «Кто дальше бросит». 25 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники метания малого мяча в вертикальную цель. Игра: «Мяч водящему» 26 1а


1г 1а


1г Развитие силы и выносливости в подвижных играх.
Игра: «Перестрелка». 27 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники прыжка в длину с места. Игры «Пятнашки с освобождением», «Играй-играй мяч не теряй» Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.
Календарно-тематическое планирование
1 класс

урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Вид контроля
Входной(В), тематический(Т),
итоговый(И) Примечание
2 четверть (24ч)
Раздел 3
Гимнастика (24 час)
Освоить общеразвивающие упражнения.
Развить координационные, силовые способности и гибкость.
Закрепить скоростные способности, ориентирование в пространстве.
28
1 1а


1г 1а


1г ТБ на уроках гимнастики. Роль акробатических упражнений для физического развития. Строевые упражнения. О.Р.У.
Упр. на формирование правильной осанки.
Р. построению в круг.
Р. положения «Упор присев»
п/и «Два мороза» 29
2 1а


1г 1а


1г Упр. на формирование правильной осанки.
З. построения в круг.
Лазание по гимнастической стенке.
Р. группировки.
З. положения «упор присев» 30
3 1а


1г 1а


1г С. построения в круг.
Выполнение упр. в движении.
Лазание по гимнастической стенке.
З. группировки
С. положения «упор присев»
п/и «Два мороза» Повторение группировок
31
4 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение упр. в движении.
Упр. в равновесии.
С. группировки.
Р. перекатов вперед и назад в группировке.
п/и «Два мороза» 32
5 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение упр. в движении.
Упр. в равновесии.
З. техники перекатов вперед и назад.
п\и «Мышеловка» Т Упражнение на гибкость-дома
33
6 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение упр. в движении.
Упр. в равновесии.
Р. техники перекатов на спину лежа на животе.
Р. техники лазания по канату.
п\и «Мышеловка» Повторить перекат вперед и назад в группировке( с взрослыми )
34
7 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение упр. с гим. палкой.
Упражнения в равновесии.
З. техники перекатов на спину лежа на животе.
З. техники лазания по канату
п/и «Юрта»
35
8 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение упр. с гим. палкой.
С. техники перекатов на спину лежа на животе.
Упражнения в равновесии.
С. техники лазания по канату.
п/и «Юрта» Т Повторить строевые упражнение
36
9 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Упражнения в равновесии.
Выполнение висов и упоров.
С. техники лазания по канату.
п/и «Волк и овца» 37
10 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Упражнения в равновесии.
Выполнение висов и упоров. висы на гимнастической стенке и на перекладине, подтягивание в висе;
С. техники лазания по канату. П/И «Мышеловка» 38
11 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Упражнения в равновесии.
Выполнение висов и упоров.
Лазание по наклонной скамейке.
Игра «Гимнасты» с элементами акробатики. 39
12 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Упражнения в равновесии.
Выполнение висов и упоров.
Подтягивание по наклонной скамейке.
п/и «Мышеловка» 40
13 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Упражнения в равновесии.
Выполнение висов и упоров.
Подтягивание по наклонной скамейке.
п/и «Юрта» 41
14 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Упражнения в равновесии.
Выполнение висов и упоров.
Подтягивание по наклонной скамейке. Эстафеты по наклонной скамейке Упражнение на равновесие -дома
42
15 1а


1г 1а


1г Отработка навыка группировки, перекатов в группировке.
Стойка на лопатках с поддержкой.
Игра на внимание. 43
16 1а



1э 1а



1э О. Р. У. с гимнастической палкой.
Выполнение «Мост» со страховкой.
п/и «Юрта» 44
17 1а






1г О.Р.У. со скакалкой. «Мост» без помощи помощника. Упражнения в висе на гимнастической стенке. Мальчики: подтягивание в висе на перекладине; девочки - подтягивание в висе лежа.
Подвижная игра: «У медведя во бору» Прыжки через скакалку
45
18 1а


1г 1а


1г О.Р.У. со скакалкой. Упражнения для укрепления мышц живота и плечевого пояса.
«Мост» из положения лежа.
Ходьба на низком бревне ( на носках, переменный шаг, шаг с подскоком).
Подвижная игра: «Скалолазы». 46
19 1а


1г 1а


1г О.Р.У. со скакалкой.
Упражнения на пресс, на плечевой пояс.
Ходьба по бревну (на носках, переменный шаг, шаг с подскоком, равновесие). Стойка на лопатках.
Подвижная игра «У медведя во бору». 47
20 1а


1г 1а


1г Акробатика-мост и стойка на лопатках.
Упражнения на бревне.
Подвижная игра: «Воробьи и вороны» Упражнение на гибкость
48
21 1а


1г 1а


1г Упражнения на бревне.
Подвижная игра: «Через кочки и пенечки» 49
22 1а


1г 1а


1г Правильная осанка.
Упражнения на бревне.
Подвижная игра: «Через кочки и пенечки» 50
23 1а


1г 1а


1г Совершенствование упражнений в равновесии. Совершенствование техники кувырка вперед, назад 51
24 1а


1г 1а


1г Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. Повторение акробатической комбинации. Календарно-тематическое планирование
1 класс

урока Дата про плану Дата по факту Тема урока Вид контроля
Входной(В), тематический(Т),
итоговый(И) Примечание
3 четверть (27 часов)
Лыжная подготовка-21часов
Освоить технику лыжных ходов.
Развивать координационные качества.
Развивать силу и выносливость.
52
1 1а


1г 1а


1г Правила поведения на уроках лыжной подготовки.
Переноска лыж способом под руку; надевание лыж. Р. построению с лыжами.
Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж.
Передвижение ступающим шагом: упражнения - перенос массы тела с лыжи на лыжу, поднимание и опускание носков и пяток лыж, поднимание носков лыж и размахивание носком лыж вправо и влево.
Передвижение за учителем в колонне по 1 по лыжне.
П/и «Знак качества» -инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки
53
2 1а


1г 1а


1г З. построению с лыжами.
Ознакомление с правилами укладки и одевания лыж.
З.техники ступающего шага.
Прохождение дистанции.
Игра «Кто быстрее». Активный отдых на лыжах.
54
3 1а


1г 1а


1г С. построения с лыжами.
С.техники ступающего шага.
Прохождение дистанции.
Игра «У кого красивее снежинка», «Нарисовать гармошку».
55
4 1а


1г 1а


1г Повороты переступанием.
С.техники ступающего шага.
Р. техники скользящего шага.
Прохождение дистанции.
Игра «Чей веер лучше», «Кто быстрее» 56
5 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
З. техники скользящего шага.
Повороты переступанием.
Прохождение дистанции.
Игра – эстафета «Кто быстрее» без палок. Катание на лыжах
57
6 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники скользящего шага.
Р. техники спуска в низкой стойке и подъема ступающим шагом.
Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг без палок.
Прохождение дистанции.
П/и «Знак качества» Повторить повороты переступанием.
58
7 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
З. техники спуска и подъема.
Прохождение дистанции. Катание на лыжах
59
8 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники спуска и подъема.
Прохождение дистанции.
Игра «Кто дальше проскользит?» Повторить скользящий шаг.
60
9 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники скользящего шага.
Прохождение дистанции в умеренном темпе.
П/и «По местам» 61
10 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники скользящего шага.
Прохождение дистанции.
П/и «По местам» Повторить спуск в низкой стойке.
62
11 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники скользящего шага.
Прохождение дистанции(лыжные гонки 500 м)
П/и «Лисенок - медвежонок» Катание на лыжах
63
12 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники спуска и подъема
Р.Преодоление подъема ступающим шагом и «лесенкой» наискось
Прохождение дистанции.
П/и «Лисенок - медвежонок» Т - тестирование навыков спуска в низкой стойке
-преодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью
64
13 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники спуска и подъема.
Прохождение дистанции
Игра «Кто лучше выполнит спуск?»
65
14 1а


1г 1а


1г С. тех. строевых упражнений.
С. техники спуска и подъема.
Прохождение дистанции.
Игры: «Смелее с горки», «Не задень», «Подними». 66
15 1а


1г 1а



Передвижение скользящим шагом с плавным переходом на спуск: спуск в основной стойке; в конце спуска выполнить торможение падением (падать боком).
Игра : «С горки на горку» 67
16 1а


1г 1а


1г Преодоление подъема ступающим шагом и «Лесенкой»
Р.Спуск в основной стойке и торможение падением. Прохождение дистанции 68
17 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники скользящего шага.
Катание на лыжах
69
18 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники спуска и подъема.
Катание на лыжах
70
19 1а


1г 1а


1г Совершенствование изученных ходов.
Т Катание на лыжах
71
20 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники спуска в низкой стойке и подъема.
Прохождение дистанции. 72
21 1а


1г 1а


1г Совершенствование изученных ходов.
Прохождение дистанции.
Элементы баскетбола-6 часов
73
22 1а


1г 1а


1г Правила поведения в с.зале.
Выполнение упр. в движении.
Подвижные игры (салки).
Подвижная игра «Прыгающие воробушки» 74
23 1а


1г 1а


1г Обучение передачи и ловли двумя руками от груди. Эстафеты с баскетбольным мячом Подбрасывание и ловля мяча или предметов. (Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра)75
24 1а


1г 1а


1г Обучение техники ведения б/б мяча на месте. Комплекс ОРУ.
76
25 1а


1г 1а


1г Обучение броску и ловле мяча снизу на месте в щит 77
26 1а


1г 1а


1г Совершенствование техники ведения б/б мяча на месте. Перебрасывание мяча с руки на руку. (При наличии возможности)
78
27 1а


1г 1а


1г Повторение техники ведения мяча на месте. Развитие координационных способностей.
Календарно-тематическое планирование
1 класс

урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Вид контроля
Входной(В), тематический(Т),
итоговый(И) Примечание
4 четверть (21 часа)
Раздел 5
Легкая атлетика (21 часов)
Совершенствовать технику бега.
Закрепить навыки в прыжках и метании.
Развивать скоростные и координационные способности
79
1 1а


1г 1а


1г ТБ на уроках л/а
Стр. упр.: расчет на 1-2, «Смирно!», «Вольно!».
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Р. техники прыжка в высоту с прямого разбега
Игра «К своим флажкам».
80
2 1а


1г 1а


1г Стр. упр.: расчет на 1-2, «Смирно!», «Вольно!».
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
З. тех. прыжка в высоту.
Метание м.м с места в вертикальную цель
Игра «К своим флажкам». Повторить прыжки на месте
81
3 1а


1г 1а


1г Стр. упр.: расчет на 1-2, «Смирно!», «Вольно!».
Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Р. прыжков через скакалку.
С. тех. прыжка в высоту и метания в цель.
П/и «Заяц без дома» Повторить команды "Смирно!"
"Вольно!"
82
4 1а


1г 1а


1г Перестроения из 1 шеренги в 2. Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Преодоление полосы препятствий.
Многоскоки.
С. прыжков через скакалку.
С. тех. прыжка в высоту и метания в цель.
П/и «Заяц без дома» Повторить метание в цель
83
5 1а


1г 1а


1г Перестроения из 1 шеренги в 2. Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Многоскоки.
С. прыжков через скакалку.
Игра «Рыбаки и рыбки». 84
6 1а


1г 1а


1г Перестроения из 1 шеренги в 2. Выполнение компл. ОРУ без предметов.
Преодоление полосы препятствий.
Р. тех. прыжка в длину на гим. маты.
Игра «Рыбаки и рыбки». 85
7 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс упр. с м.м
С. тех. прыжка в длину на гим. мат.
Ведение б/б мяча на месте.
П/и «Передал - садись» 86
8 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс упр. с м.м
Ведение б/б мяча в шаге.
П/и «Передал - садись» 87
9 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс упр. с м.м
С. тех ч.б 3х10 м.
Ведение мяча в шаге.
Прыжки в длину с места.
Подвижные игры «Зайцы в огороде», «Угадай, чей голосок». 88
10 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ
С. тех ч.б 3х10 м.
Ведение мяча в шаге.
Подвижные игры «Зайцы в огороде», «Угадай, чей голосок».
89
11 1а


1г 1а


1г Перемещения: стойка ,
Перемещения в шаге и беге, прыжок вверх толчком двумя ногами.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди; двумя руками с отскоком от пола.
Игра «Играй-играй мяч не теряй».
90
12 1а


1г 1а


1г Перемещения в баскетбольной стойке.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, двумя руками, с отскоком от пола.
Игра «Играй-играй мяч не теряй». 91
13 1а


1г 1а


1г Перемещения; подводящие упр-я для ловли мяча. Ведение мяча на месте и в движении правой и левой рукой.
Игры «Пятнашки с освобождением» Т 92
14 1а


1г 1а


1г Передвижение по прямой: бег по длине зала на полусогнутых ногах; свободный бег, ускорение, свободный бег (по звуковому сигналу).
Ловля мяча двумя руками.
Игра «Мяч водящему».
93
15 1а


1г 1а


1г О.Р.У. с мячом.
Остановка в широком шаге по сигналу при беге в среднем темпе. Ловля и передача мяча в парах. Ведение мяча на месте правой, левой рукой.
Игра «Мяч водящему».
94
16 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ
С. тех ч/б 3х10 м.
Отработка навыков бега.
П/и «День - ночь» Т - тестирование поднимания туловища из положения лежа на спине за 30 сек
95
17 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ
Метание на дальность с места.
Отработка навыков бега.
П/и «День - ночь» Т -тестирование прыжков в длину с места
96
18 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ
Метание на дальность с места.
Отработка навыков бега.
П/и «Гонка мячей по кругу» 97
19 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ.
Метание на дальность с места.
Отработка навыков бега
П/и «Гонка мячей по кругу» Т Тренировка выносливости в  беге в медленном темпе
98
20 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ .Отработка навыков бега.
П/и «Пятнашки по кругу. Второй лишний» 99
21 1а


1г 1а


1г С. строевых упражнений.
Комплекс ОРУ .Отработка навыков бега и прыжков.
П/и «Пятнашки по кругу. Второй лишний»
Подведение итога.