Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В стране добрых дел»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«В стране добрых дел»
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности для обучающихся 1х классов, рассчитана на 33 часа. Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Вид программы: комбинаторная.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Данный курс позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости.
С одной стороны, выпускник начальной школы должен обладать следующими личностными характеристиками: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. С другой стороны, классно-урочная форма организации учебной деятельности, в большей степени, создаёт условия только для формирования ЗУН. С одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой стороны, внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС в содержании внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль «В стране добрых дел».
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образовании в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация учебно-воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня:
в 1 классе программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности;
В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей деятельности.
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
исследовательская деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры
Учебно-тематическое планирование в 1 классе.
№
Содержание разделов и тем
Блок I
УУД
Кол .– часов
Дата
Факт
День проектов «Любит осень детвора», 3 часа
Распределение ролей. Выбор темы направлений сбора информации. Информационный поиск.
умение работать по предложенному учителем плану;
1
Проект «Любит осень детвора».
умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели
1
Презентация проекта Выставка поделок из природного материала. Рефлексия.
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,
учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции;
1
День проектов «Символика нашего класса», 3 часа
1.
Учимся распределять роли.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
умение распределить роли.
1
2.
Проект «Символика нашего класса».
умение работать коллективно;
постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
выбор наиболее эффективных способов решения задач
1
3
Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия.
Блок III
учет разных мнений;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
1
День проектов «Сочини загадку», 3 часа
2.
Проект «Учимся составлять загадки».
организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.
2
3.
Презентация продукта. «Подарок для маленьких читателей». Рефлексия.
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
1
Проект «Птицы вокруг нас», 3 часа
1.
Учимся наблюдать.
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
1
2.
Проект «Птицы вокруг нас»
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
умение осуществлять поиск информации.
1
3.
Презентация продукта. Рефлексия.
- умение презентовать работу;
- умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
1
Проект «Слава героям!», 4 часа
1.
Учимся искать информацию
- умение применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника)
1
2.
Проект «Слава героям».
- планирование учебного сотрудничества
2
3.
Результат проекта: праздничная гирлянда к празднику. Рефлексия.
- умение понимать чувства других людей и сопереживать им.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
1
Проект «Спешите делать добро», 3 часа
1.
Учимся выдвигать гипотезу.
- умение выделять гипотезу;
умение формулировать проблемы с помощью учителя;
1
2.
Проект «Спешите делать добро».
- умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
1
3.
Презентация результатов проектной деятельности. Рефлексия.
- умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
1
Проект «Театральный», 3часа
1.
Учимся выступать публично.
-умение строит речевое высказывание в устной форме;
1
2.
Проект «В гостях у сказки»
-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
1
3.
Презентация продукта – спектакль «Теремок». Рефлексия.
действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.
1
Проект «Как поздравить наших мам», 4 часа
1.
Учимся работать с информацией по группам.
- умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.
1
2.
Проект «Мама – главное слово».
Учимся создавать продукт проектной деятельности.
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности
2
3.
Презентация проекта. Рефлексия.
- умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
1
Проект «Комнатные растения», 3 часа
1
Учимся планировать свою деятельность.
умение планировать деятельность;
1
2
Проект «Комнатные растения»
Умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата
1
3
Презентация проекта. Рефлексия.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
1
Проект «Как украсить пришкольный участок», 4 часа
1.
Учимся прогнозировать результаты деятельности
-умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
через участие в совместной деятельности,
1
2.
Проект «Цветочная клумба».
- умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;
2
3.
Реализация проекта. Рефлексия.
- умение осуществить рефлексию.
1
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15