Программа внеурочной деятельности Бисероплетение 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №3»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рассмотрено
на заседании МО учителей общественных наук
Протокол № 2
от «_3_» сентября 2015 г.
_________ Г.В. ЛеженинаСогласовано
зам. директора по УВР
В.В.Вологдина_________________
«___» сентября 2015 г. Утверждено
директор МБОУ «Лицей №3»
М.А. Аскарова
_________________
Приказ № __
от «___» сентября2015 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Бисероплетение»
для обучающихся 5 «б» класса
Направление: Общекультурное
Разработал(а):
Г.В. Леженина, учитель технологии высшей квалификационной категории
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Бисероплетение» для обучающихся 5 «б» класса разработана на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 (с изменениями от 29.12.2014г., приказ МО РФ № 1644); в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Лицей №3 (приказ МБОУ «Лицей №3» № 191от 28.08.2015г.) и планом внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №3» (приказ МБОУ «Лицей №3 № 191/3 от 28.08.2015г.).
Цель курса внеурочной деятельности:
Формирование устойчивого интереса к бисероплетению как виду декоративно-прикладного искусства и древнейшего рукоделия. Использование элементов бисероплетения для развития моторных навыков и творческих способностей во внеурочное время.
Задачи курса внеурочной деятельности:
привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
1 Проявление познавательных интересов и творческой активности интерес к бисероплетению, как одному из видов народного творчества
2. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
3. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
4. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
5..Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1.Планирование процесса познавательной деятельности.
2..Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
3.Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе изготовления изделия из бисера.
4.Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий из бисер.
5Аргументированная защита в устной форме результатов своей деятельности.
6.Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
7.Использование дополнительной информации при проектировании и создании изделий из бисера, имеющих личностную значимую и потребительную стоимость.
8. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
9. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
10. Оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
11. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах бисероплетения.
12. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
13. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности
Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания изделий из бисера;
2) оценка свойств и качества бисера;
3) владение алгоритмами и методами бисероплетения;
4) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования для бисероплетения;
5) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре;
6) применение элементов прикладной экономики при выполнении проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) планирование последовательности операций и составление технологической карты;
5) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
6) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
7) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
8) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
9) документирование результатов труда и проектной деятельности;
10) расчет себестоимости изделия.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к изготовлению изделий из бисера;
2) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
3) осознание ответственности за качество результатов труда;
4) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ из бисера;
5) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское конструирование изделия из бисера;
2) применение различных технологий бисероплетения в создании изделий;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) создание художественного образа и воплощение его в материале;
5) развитие пространственного художественного воображения;
6) развитие композиционного мышления;
7) развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
8) развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
9) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства бисероплетения.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита проектов бисероплетения;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями для бисероплетения;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие вкуса.
Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Вводное занятие(1 ч.)
Теоретические сведения.
Вводные занятия рассчитаны на знакомство с детьми. На этих занятиях необходимо вызвать интерес у ребят к этому ремеслу, заинтересовать их уже готовыми изделиями из бисера и этим вызвать желание посещать кружок бисероплетение.
Прежде чем приступить к работе с бисером, необходимо запастись терпением, а также всеми необходимыми инструментами и материалами, которые будут необходимы для работы на занятиях.
Провести беседу по технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, иглой и другими инструментами и материалами, которые буду задействованы во время занятий.
Ознакомить с темами занятий, с правилами поведения не только в учреждении, но и в кабинете, в котором будут проходить занятия и бережном обращении с окружающими предметами этого кабинета.
Постараться создать дружелюбную атмосферу внутри рождающего коллектива.
Тема 2. Материаловедение (2ч.)
Теоретические сведения.
Все о бисере и бусинах. Рассказать о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также о восстановлении и окрашивании бисера. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Понятие «декор». Беседа «Зачем людям украшения?». История бисероплетения Бисер в народном костюме. История русского народного костюма. Понятия: «цветоведение» и «композиция». Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг.. Насыщенность цвета и его светлость. Роль выразительных средств построения декоративного произведения (форма, цвет, фактура…).
Практическая работа.
Цветовой контраст.
Теплые и холодные цвета
Тема 3. Низание на проволоку петельками. (12 часов).
Теоретические сведения.
Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров в виде растений, животных, насекомых и человечков. Проволока очень податливый материал, и изделиям из нее можно придать любую форму и изогнуть отдельные детали. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись. Низание петелькой используется для изготовления цветов, веточек и деревьев. Изделия из петелек просты в исполнении и очень красивы.
Варианты практических работ.
С помощью этой техники можно создать такие деревья, как: сакура, берёза, ёлочка сделать «валентинки» на День влюблённых. Так же в этом разделе ребятам даётся возможность пофантазировать и сделать творческий проект на свой вкус.
Тема 4. Низание на проволоку дугами (французское плетение) (19 часов).
Теоретические сведения.
Этот метод лучше всего подходит для изготовления как цветков всевозможных форм и расцветок, так и для целых декоративных цветочных композиций, не затрачивая при этом особых усилий. Особенно этот метод низание дугами позволяет очень быстро изготовлять одноцветные листочки и лепестки.
Варианты практических работ.
С помощью этого метода, ребята научатся плести цветы, создавать композиции и панно
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная;
индивидуально-групповая;
групповая (или в парах);
фронтальная;
экскурсия;
конкурс;
выставка.
Формы организации занятий – беседы, консультации, практикумы, экскурсии, встречи с мастерами прикладного искусства (при возможности) и старшими воспитанниками данного направления, совместная деятельность педагога и воспитанников по разработке проектов творческих композиций.
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично поисковый;
исследовательский;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п №
темы Наименование
темы Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности учащихся Дата Приме
чаниепо плану по факту 1 1 Вводное занятие 1 Изучение правил внутреннего распорядка. Организации рабочего места Знакомство с характерными особенностями видов декоративно — прикладного искусства..Находить и различать инструменты, материалы. Материаловедение (2ч.)
2 1 Всё о бисере и бусинах. 1 Знакомство с характерными особенностями видов декоративно — прикладного искусства бисероплетения..3 2 Основы композиции и цветоведения. 1 Построение узора в круге, полосе, в квадрате.
Законы восприятия цвета. Яркость и насыщенность цвета. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Низание на проволоку петельками (12 часов).
4 1 Техника низания Сакура (плетение веточек).
1 Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся). Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения бусин. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. 5 2 Сакура (плетение веточек).
1 6 3 Сакура (сборка дерева).
1 7 4 Сакура (посадка дерева , декорирование)
1 8 5 «Берёза» (плетение веточек).
«
1 9 6 «Берёза» (сборка дерева). 1 10 7 «Берёза» (посадка дерева, декорирование) 1 11 8 Новогодняя ёлка (плетение веточек).
1 Отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения бусин. Составлять план работы над изделием. Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по схемам 12 9 Новогодняя ёлка (плетение веточек).
1 13 10 Новогодняя ёлка (сборка дерева).
1 14 11 Новогодняя ёлка (посадка дерева, декорирование)
1 15 12 Выставка работ 1 Планировать и осуществлять работу по оформлению творческих работ. Осуществлять подбор дополнительных материалов в зависимости от выполненных изделий. Низание на проволоку дугами (французское плетение.) (19 часов).
16 1 .
Плетение ромашки (лепестки).
П. 1 Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место. 17 2 Плетение ромашки (листочки, чашелистики).
1 18 3 Плетение ромашки (сборка цветка).
1 19 4 Выставка работ 1 Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. 20 5 Творческий проект «Цветок для мамы» 1 Выбор оптимального варианта выполнения проекта Расчет затрат на изготовление изделия. Изготовление изделия самостоятельно и под руководством учителя. Контроль деятельности на каждом этапе изготовления изделия. 21 6 Плетение лилии (лепестки).
чашелистики).
1 22 7 Плетение лилии (листочки,1 23 8 Плетение лилии (сборка цветка1 24 9 Презентация и защита проекта «Цветок для мамы» 1 Презентация изделия.
Самоанализ работы 25 10 Конкурс «Фиалка» Плетение (лепестки).
1 Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Анализировать и оценивать результаты. Приводить в порядок рабочее место.
26 11 Плетение фиалки (листочки, чашелистики).
1 27 12 Плетение фиалки (сборка цветка). 1 28 13 Подведение итогов конкурса «Фиалка» 1 29
14 Плетение розы (лепестки).
чашелистики).
1 Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место. Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы работы. Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, планировать работу в соответствии с информацией в инструкции (схеме) и с ориентацией на предполагаемый результат. Осваивать новые материалы, инструменты и приемы работы. Планировать работу, обсуждать ее с членами группы. Распределять общий объем работы. Создавать тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ в заданном формате. Анализировать и оценивать полученные результаты. Приводить в порядок рабочее место 30 15 Плетение розы (листочки,1 31 16 Плетение розы (сборка цветка).
1 32 17 Коллективный проект «Корзина с цветами» 1 Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. 33 18 Проект «Корзина с цветами» 1 34 19 Итоговое занятие Выставка работ 1 Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. Учащиеся научатся:
использовать в работе приѐмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие схемы и эскизы, читать их и выполнять работу с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объѐмные изделия по образцам, простейшим эскизам, схемам, рисункам;
самостоятельно организовывать своѐ рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
находить необходимую для выполнения работы информацию в доп. литературе, Интернете
анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность еѐ использования в собственной деятельности;
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать; выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определѐнной конструкторской задачи или передачи определѐнной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010
2. Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2013.
3. Аполозова Л. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 1997.
4. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 1999.
5. Журналы «Школа и производство», №4 1991г., №2 1997г.
6. Журнал «сделай сам», №2 1992г.
7. Федорова М. Бисер. Украшения. Жгуты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.
8. Магина А. Бисер: плетение и вышивка. – СПб.: Олма - Пресс, Нева, Валери, 2012.
9. Каменская С.Б. Авторская программа кружка «Бисероплетение».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ИД «1 сентября» (festival@1september.ru).
10. Бисероплетение. – В сб.: Образовательные программы по декоративно- прикладному творчеству для УДОД.- М.: ООО «ДОД», 2011
Электронные образовательные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/598249/http://dohcolonoc.ru/cons/2272-metodicheskie-rekomendatsii-po-biseropleteniyu-na-provolochnoj-osnove-dlya-kruzhkovoj-raboty-s-detmi-5-7-let.htmlhttp://www.proshkolu.ru/user/veber72/file/3253143/http://novozar-school5.ucoz.ru/222/vneuroch-trud_gorod_masterov.pdfhttp://stranamasterov.ru/taxonomy/term/451,1355http://www.podelkin-dom.ru/biser/mkТехнические средства обучения:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках.
Демонстрационный и раздаточный материал. •
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор