Адаптированная образовательная программа по производственному обучению ( Бисероплетение) для обучающихся 10 класса надомного обучения.


Согласовано:
кафедра коррекционной педагогики
ОГБОУ ДПО УИПКПРО
______________________
«___» _____________ 2014 год

Утверждаю:
Директор ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида
_______________________И. Н. Дешевых

«___» _________________ 2014год



Рассмотрено:
на заседании Педагогического Совета
ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида:
Протокол № ____ от __________2014.год



АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по производственному обучению «Бисероплетение»
для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ VIII вида
(индивидуальное обучение в 10 классе)

Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 136 часов.
Разработчик: Волоскова Лариса Борисовна, учитель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка
Актуальность программы:
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Обучение детей с умственной отсталостью в 10-12 классах стало возможным на основании Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04. 02г №29/2065-п.
Статус документа:
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: «Закона об образовании в РФ», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой–М.; Просвещение, 2001г., Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., которое написано по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы - коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Базисным учебным планом предусматривается реализация образовательной области производственное обучение. Учитывая психо- физические возможности ученика 10 класса индивидуального обучения Трифонова Игоря целесообразно введение специализации «Бисероплетение» сроком на 1 год - 4 часа в неделю (136 часов в год).
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
пояснительная записка;
учебно- тематический план образовательной области производственное обучение «Бисероплетение»;
содержание программы производственное обучение «Бисероплетение»;
мониторинг образовательной области производственное обучение «Бисероплетение»;
учебно-методический комплекс к программе.
Общая характеристика программы:
Образовательная программа по бисероплетению составлена на основе изучения существующей литературы по декоративно–прикладному искусству, а так же на основе собственного опыта по работе с бисером. Предлагаемый в данной программе вид рукоделия – бисероплетение является традиционным для народного творчества, а, следовательно, имеет свои технические и художественные особенности. Бисерные работы - живое предание старины. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения.
Разработанная программа «Бисероплетение», является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимся основными приёмами бисероплетения, создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Рассчитана на реализацию в учреждении специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида индивидуального обучения.
Актуальность программы в том, что ее освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером, Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребенка, учит отличать истинно художественные произведения декоративно-прикладного искусства от предметов низкого художественного уровня.
Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения; развитие творческой личности через приобщение к древнему ремеслу- низанию бисером; формирование художественно- ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения; развитие мелкой моторики рук, активизация познавательной деятельности.
Задачи программы:
обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром руда взрослых.
развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений.
воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и общеобразовательных задач педагогики, призвана научить учащегося не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащийся пользуется знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
В процессе выполнения и усвоения данной программы предусматривается участие ученика в различных выставках детского прикладного творчества на уровне школы, города, области.
Принципы построения программы:
- природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей ребенка;
- сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения (учителя, ребёнка и родителя)
- культуросообразности: знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,
- разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,
-интеграции: разных форм и техники плетения,
- целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Требования к усвоению программы:
Содержание программы предусматривает усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на качественном уровне с учётом психо-физических возможностей ребёнка.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащегося и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащегося знаний, уметь - конкретные навыки практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение различных жизненных задач.
Результаты обучения сформированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению и направлению к допрофессионально-трудовой подготовки учащегося.


Основные требования к умениям учащегося:
Знать:
некоторые сведения из истории бисероплетения
правила техники безопасности при работе с бисером
правила поведения и гигиены труда на занятиях
правила организации рабочего места
понятия бисер, рубка, стеклярус,
секреты мастерства
Уметь:
подбирать материалы с учётом выполняемого изделия
качественно и профессионально выполнять простые изделия с применением различной техники плетения
читать готовые схемы
самостоятельно составлять схемы своих работ
Нормы оце
·нок знании, умений учащихся.
Критериями оценки являются: полнота знаний , уровень сознательности их усвоения, умение их применять. Сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.
При выставлении оценки необходимо учитывать:
хорошие учебные и трудовые навыки;
понимание и выполнение инструкции;
принятие и понимание помощи со стороны учителя и родителей;
соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
качество и аккуратность при выполнении работ;
умение ориентироваться в задании.
Отметка «5» ставиться, если учащийся:
Полностью усвоил теоретические и практические материал, самостоятельно и в полном объёме использует теоретические знания и практические умения и навыки программного материала в практической деятельности, правильно отвечает на вопросы учителя. Самостоятельно планирует свою работу, качественно изготавливает изделие, правильно организует своё рабочее место, выполняет правила техники безопасности и соблюдает санитарно-гигиенические требования, умеет пользоваться рабочим материалом и схемами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
В основном усвоил теоретический и практический материал; допускает незначительные ошибки в ответах на вопросы учителя и при изготовлении изделия; в основном умеет пользоваться рабочим материалом и схемами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
Не усвоил существенную часть теоретического и практического материала, допускает ошибки при планировании и выполнении работ , не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала, допускает ошибки при изготовлении изделия и неаккуратно выполняет задание, использовать рабочие материалы и схемы.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
Почти не усвоил учебный теоретический и практический материал, не отвечает на большую часть вопросов учителя, не может правильно спланировать выполнение работы , не может использовать знания программного материала, допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задания, не может самостоятельно использовать рабочий материал и схемы.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
Полностью не усвоил учебный материал, не может планировать выполнение работ, не может использовать знания программного материала, отказывается выполнять задания.



Учебно-тематический план образовательной области производственного обучения «Бисероплетение» (индивидуальное обучение).
10 класс
№ п/п
Раздел и тема
Количество часов



1 полугодие
2 полугодие

1.

2.

3.


4.


5.

Введение.Знакомство с рабочим местом, правила обустройства рабочего места.
Техника безопасности при работе с инструментами на уроках труда.
Нормы санитарно- гигиенических требований на уроках труда.
Теория по работе с деревом.

1

1

2


1


1


6.
Изучение цвета и цветовых сочетаний.
2


7.
Общая технология составления схем.
5










8.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

15.

16.

17.

Виды плетения.
Плетение с поетками. Материалы, выполнение образцов.
Дуговое плетение. Материалы, выполнение образцов.
Встречное( параллельное) плетение. Материалы, выполнение образцов.
Самостоятельная практическая работа. Анализ самостоятельной практической работы.
Мозаичное плетение. Материалы, выполнение образцов.
Плетение с рубкой, стеклярусом.
Материалы, выполнение образцов.
Плетение способом «Коралл». Материалы, выполнение образцов.
Наращивание лески или проволоки на изделие.
Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

7

7

7

1
1

7

7

8

4

2




18.

19.

20.

21.

22.
23.

24.
25.
26.

Выполнение изделий из различных видов плетения из бисера и поеток.
Работа с поетками (выполнение веточек дерева).
Поетки с добавлением бусинок (веточки дерева с апельсинами).
Круговое плетение и поетки (цветы с листочками).
Формирование веток с помощью ниток из бисера.
Встречное плетение (анютины глазки).
Встречное плетение (лепестки к анютиным глазкам).
Скрутка.
Самостоятельная практическая работа. Анализ самостоятельной практической работы.



6

6

6

6

6
6

2
1
1



27.
28.
Работа со стеклярусом , рубкой и бисером.
Изделие «Ромашка».
Мозаичное плетение (незабудка).



7
7



29.
30.
31.
32.
Аксессуары к цветам и букетам. Плоские фигурки насекомых.
Шмель.
Бабочка.
Стрекоза.
Жук.



3
4
2
2

33.
34.

Сборка композиции из готовых изделий.
Контрольная работа.Анализ последовательности выполнения изделий.

5

2


ИТОГО: 136часов
64ч
72ч









Содержание программы образовательной области производственное обучение «Бисероплетение» (индивидуальное обучение).

Введение. Знакомство с рабочим местом, правила обустройства рабочего места.
Беседа из истории бисероплетения.
Материалы и инструменты для бисероплетения.
Техника безопасности при работе с инструментами на уроках труда.
Нормы санитарно- гигиенических требований на уроках труда.
Изучение цвета и цветовых сочетаний.
Общая технология составления схем.
Виды плетения.
Плетение с поетками. Материалы, выполнение образцов.
Дуговое плетение. Материалы, выполнение образцов.
Встречное( параллельное) плетение. Материалы, выполнение образцов.
Мозаичное плетение. Материалы, выполнение образцов.
Плетение с рубкой, стеклярусом. Материалы, выполнение образцов.
Плетение способом «Коралл». Материалы, выполнение образцов.
Наращивание лески или проволоки на изделие
Выполнение изделий из различных видов плетения из бисера и поеток.
Работа с поетками (выполнение веточек дерева).
Поетки с добавлением бусинок (веточки дерева с апельсинами).
Круговое плетение и поетки (цветы с листочками).
Формирование веток с помощью ниток из бисера.
Встречное плетение (анютины глазки).
Встречное плетение (лепестки к анютиным глазкам).
Скрутка.
Работа со стеклярусом , рубкой и бисером.
Изделие «Ромашка».
Мозаичное плетение (незабудка).
Аксессуары к цветам и букетам. Плоские фигурки насекомых.
Шмель.
Бабочка.
Стрекоза.
Жук.
Сборка композиции из готовых изделий.



















МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ производственное обучение «Бисероплетение»
(индивидуальное обучение), 10класс.

ФИО уч-ся
Критерии




1
2
3
4
5
6
7
8
9




Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К
Н
К




Трифонов Игорь






















Условные обозначения:
Н-начало года;
К- конец года.
КРИТЕРИИ:
1.Правила техники безопасности при работе с материалами и инструментами;
2. Нормы санитарно- гигиенических требований на уроках труда.
3. Название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
4.Название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
5. Умение составлять схемы и работать по ним.
6. Знание видов плетения.
7. Умение выполнять виды плетения с тем или иным материалом.
8.Под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
9. Участвовать в выставках и конкурсах творческих работ.
Уровни оценивания:
Высокий- 45-37 баллов;средний- 36-28 балла;низкий- 37-20баллов;
несформированный- 19 и ниже.
Контрольно- измерительные материалы.
1.Самостотельная практическая работа. Виды плетения. Выполнение образца.
2.Контрольная работа № 1.Плетение способом «Коралл».
3.Самостоятельная практическая работа. Скрутка.
4.Контрольная работа №2.Аксессуары к цветам и букетам.















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Аполозова, Л. Г. Бисероплетение /Л. Г. Аполозова. – М.: Культура и традиции, 2000.
Артамонова, Е. Украшения из бисера / Е. Артамонова. – М.: Изд-во Эксмо,2006.
Базулина, Л. В. Бисер / Л. В. Базулина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Белова, В. Игрушки и колье в технике «кирпичный стежок» / В. Белова. //Чудесные мгновения – 2007. – № 1 – С.15-18.
Ляукина, М. В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, фенечки / М. В. Ляукина. – М.: Издательский дом МСП, 2003.
Найденова, А. Бисер / А. Найдёнова. – Ростов : Издательский Дом «Владис», 2007.
Насырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Насырёва.–М.: Издательство «Астрель», 2002.
Тимченко, Э. Энциклопедия бисерного рукоделия / Э. Тимченко. – «Русич», 2007. 
Чиотти, Д. Бисер / Д. Чиооти. – М.:Ниола-Пресс, 2008.


Использованная литература:
1.Бернхем, С. 100 оригинальных украшений из бисера / С. Берхем. – М. 2006г. 
2.Кле, М. Психология подростка / М. Кле. – М.,1991.
3.Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – М, 1990. 
4.Несмиян, Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов / Т. Несмиян. – М., 2007. 
5.Разина, Т. М. Русское народное творчество / Т. М. Разина. – М.,1970. 
6.Тимченко, Э. Энциклопедия бисерного рукоделия / Э. Тимченко. – М.: «Русич», 2007. 
7.Федотова, М. В. Цветы из бисера «Культура и традиции» /М. В. Федотова. – М., 2005. 
8.Харламова, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламова. – М. 1990. 
9.Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. // Чудесные мгновения – М., 2006 – 2007. 




































































Заголовок 115