Творческий проект по технологии бисероплетение


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Кугульта
Грачевского муниципального района Ставропольского края
«Небесная орхидея»
(Бисероплетение)
Автор работы:
Ученица 9 класса
Ремеслова Анастасия
Евгеньевна
МКОУ СОШ3, с. Кугульта.
Руководитель:
Пахомова Валентина
Михайловна
Учитель технологии

С.Кугульта 2016
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Введение1.1. Обоснование …………………………………………………………………………………………………31.2. Вариативность..……………………………………………………………………………………………..41.3.Историческая справка…………………………………………………………………………………….5
2.Основная часть
2.1. Технологическая карта………………………………………………………………………………….8
2.2. Техника безопасности…………………………………………………………………………………..9
2.3.Экономическое обоснование……………………………………………………………………….9
2.4. Экологическое обоснование………………………………………………………………………..9
3.Реклама…………………………………………………………………………………………………………….10
4.Заключение………………………………………………………………………………………………………115. Библиография…………………………………………………………………………………………………..12
6.Фотография изделия …………………………………………………………………………………………13
7.Приложения ……………………………………………………………………………………………………….14

1.Введение
1.1. ОбоснованиеУ моей бабушки скоро будет день рождения, а я ещё не приготовила ей подарок! Что ей подарить? Одно я знаю точно, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней.
В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом. Именно поэтому темой своей исследовательской работы я выбрала выполнение изделия в технике плетение бисером.
К тому же, моя бабушка настоящая рукодельница, она очень любит вышивать, плести, шить. В молодости она увлекалась этими видами рукоделия. Кроме того, у нее есть изделия, выполненные из бисера. И сейчас мы, приходя, к ней в гости любуемся ими. Я хочу пополнить её коллекцию своей работой. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.
Творческое название: «Небесная орхидея».
Предполагаемый продукт проекта: «Небесная орхидея» в подарок.
Проблема: недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.
Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность.
Цель:
разработать и изготовить изделие в французской технике.
Задачи:
-изучить историю плетения бисером;
-заинтересовать взрослых и детей этим видом рукоделия;
-найти общее интересное дело;
-сделать подарок любимому человеку;
-сделать выводы, подвести итоги исследования.
Объект исследования - занятие рукоделием.
Предмет - плетение бисером.
Гипотеза - если найти общее интересное дело, например, плетение бисером, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия сплотить классный коллектив.
1.2.ВАРИАТИВНОСТЬ
Французская техника плетения, или техника низания дугами, или круговая техника плетения - одна из наиболее распространенных и красивых техник, с помощью которой можно делать различные цветы, например, розы, фиалки, орхидеи, кактусы и многие другие.
Модель №1 Мне очень нравится, я постараюсь ее сплести маме на день рождения.
Модель №2. Такая композиция мне нравится, но я хотела бы ее оформить немного по другому
Модель №3. Эта работа очень интересная, но цветочные композиции мне нравятся больше чем животные.
Модель№1модель№2модель№3

1.3.ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. В легенде рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло». Со временем мастерство совершенствовалось, и во II тысячелетии до нашей эры стали выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры – цветное. Самым древним был способ вытягивания стекла. В большом горшке из огнеупорной глины варили шихту, однородную смесь из кристаллов соды, кварцевого песка и растертого порошок мела. Температура в чане была недостаточно высокой для того, чтобы смесь до конца расплавлялась. Затем в разогретую массу опускали металлический стержень и вытягивали нить, которую сразу же наматывали на другой стержень меньшего диаметра. Из полученной остывшей спирали и формировали бусинки: соединившиеся в круг нити отрезали от стержня, еще раз нагревали на огне и вручную полировали. В I веке до нашей эры изобрели новый способ получения стеклянных предметов, который лег в основу современного стеклоделия. Уже не нужно было вытягивать нить, а просто из капли стеклянной массы выдували нужные по размеру трубки стекла. Еще не остывшие, но отвердевшие трубки разрезали на части специальными ножницами, очищали их от осколков и помещали во вращающийся чан с толченым углем и мелом. Уголь и мел заполняли сквозное отверстие, и в таком виде бусинки складывали в горячий чан с песком. При невысокой температуре на бусинках сглаживались все неровности, и бисер получался ровным. С падением Римской Империи, в Европе появилось несколько центров выплавки стекла. Центр бисерного производства находится в Венеции. Здесь еще в X- XII веках начинают делать посуду из стекла и украшения. Секреты хранились не хуже секретов изготовления шелка в Китае. Верховный суд Венецианской республики издал указ, дающий мастерам-стеклодувам ряд определенных «привилегий»: большое вознаграждение за хорошо выполненную работу и изощренную смертную казнь в случае разглашения секретов производства. Но уже в 1270 – 80 годах некоторые венецианские беглецы-стеклодувы организовывают в городах Италии свои мастерские. Изменения в тенденциях моды и искусства, возникшие в ХХ ст., приводят к постепенному исчезновению бисера из широкого обихода. Постепенно вытесняются мелкие бусины - их производство становится невыгодным. Современными центрами стеклоделия и бисера по-прежнему остаются Венеция, Яблонец (Чехия), Кауфбейрен (Германия). Привозят бисер так же из стран Азии.
Виды бисера
Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Существуют различные виды классификации бисера.
Условно весь бисер можно разделить на 5 больших групп:
Рубленный бисер (рубка) это трубочки или цилиндры, иногда они могут быть гранеными.
Стеклярус – разноцветные цилиндрики, используемые для украшения одежды, интерьеров, для декорирования различных предметов. Стеклярус отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр, а основной критерий стекляруса – его длина в миллиметрах.
С бисером сочетаются бусины. Обычно они крупнее бисеринок, и могут выполняться разных размеров и расцветок. Граненые бусины («кристаллы») наиболее часто употребляются для создания бус или браслетов. Бусины, имеющие грубую фактуру, с необработанной поверхностью, носят название рустикальных.
Стразы – модные сегодня ненатуральные камни, выполняются под драгоценные камни. Их можно крепить на одежду, или создавать из них украшения.
Блестки отличаются от других подобных предметов тем, что являются плоскими, но их предназначение остается таким же – декорирование.
Виды работ из бисера
Встречаются различные виды работ из бисера.
Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.
Ткачество. Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.
Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве.
Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Вышивка бисером сочеталась с вышивкой серебряными или золотыми нитками, жемчугом, и поэтому делала одежду нарядной и праздничной.
Другие виды работ с бисером: вязание и вдавливание бисера в воск. Бисером выкладывали небольшие картины на воске - разогретые бисеринки вдавливали иглой в гладкую восковую пластину, и внешне работа отличалась от вышивки бисером только желтоватым фоном. Я узнала, что бисероплетение очень старый и распространенный вид народного творчества. Развитие бисероплетения зависело от веяния моды, усовершенствования и разнообразия самого бисера. Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Бусинами пользовались наши предки в качестве украшений, а также для того чтобы охранять себя от злых духов. При раскопках археологи нашли обработанные камни с просверленными дырочками – это тоже были бусины. Делали бусины и из глины, окрашивали и обжигали. С приходом железа в быт древних людей начали делать бусины металлические и конечно золотые. Историки находили бусины, сделанные из перьев и раковин. А, например, индейцы изготавливали их из кораллов, серебра, бирюзы, нефрита. Были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы. Родиной бисера считается Древний Египет, а появление бисера неразрывно связано с появлением стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а стеклянными бусинами украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья.
Идея массового производства бисера в России принадлежит М.В. Ломоносову, который в 1754 г. в Усть-Рудицах организовал первую фабрику.
В 1883 году в Одессе открылась фабрика Я.Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.
Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но далее мастерство людей в бисероплетении совершенствовалось. Мастера начали изготавливать самостоятельные изделия, придумали сетчатое плетение, потом появлялись все новые и новые варианты плетения по схемам и узорам. Бисерные изделия даже стали продавать другим странам, а секреты работы с бисером хранились в строжайшей тайне.
Бисер «покорял» страну за страной. В Китае бисер помог изобрести счеты (бусины на проволочке, закрепленной в рамке), а где-то был денежной единицей.
  
В Древней Руси украшали одежду и обувь бисером. Маленькие стеклянные шарики нашивали на воротник, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.
Одним из основных центров стеклоделия - Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка. Спросом пользовался очень мелкий (диаметром 0,5 мм), блестящий бисер, парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Конец 17 - начало 18 века бисер пришел в Германию и Францию, а к концу 18 века в Богемию (Чехия), где при изготовлении вместо соды придумали добавлять золу. «Секрет» освоили многие страны, и после этого наступило время популярности бисера во многих странах.
Во второй половине 18 века появились машины для вытягивания трубочек из стекла, что ускорило и сделало более дешевым производство бисера, и конечно способствовало появлению новых форм и расцветок бисера. Бисером украшали все: одежду, сумочки, веера, чехлы, кошельки и другое.
С конца 18века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.
Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники, необыкновенные украшения, подарки, сувениры, игрушки и многое другое. История бисера развивалась, менялась, но во все времена работа с бисером была кропотливой и не дешевой.
2. Основная часть
2.1.Технологическая карта.

п/пОписание операции Графическое
изображение Оборудование
1 Отмеривание
проволоки для листка Ножницы, линейка,
проволока
2
Набор бисера и закрепление
первого ряда цветка Проволока, бисер,
ножницы
3 Набор последующихрядов цветка Проволока, бисер
4 Плетение серединки
цветка Проволока, бисер,
ножницы
5 Сборка цветка Детали цветка,бусины,
проволока





2.2.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
1.Аккуратно работать с ножницами и иглами.
2.Кластьножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3.Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
4.Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
5.Соблюдатьправильную осанку во время работы.
Санитарно-гигиенические правила
Нельзя перекусывать нитку зубами.
Мыть руки перед началом работы.
Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.
ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ:
изделие должно быть заметным, т.е. оно должно быть красивым и выделяющимся и соответствовать моде.
работа из бисера должна быть аккуратной, оригинальной и яркой.
возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы.
2.3.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
 


№п/пНаименование инструментов, материалов. Цена единица измерения. Количество Сумма
1 Бисер 20 рублей 5 пакетиков 100 рублей
3 Гипс 25рублей-100
грамм 100 грамм 25 рублей
4 Проволока 1 катушка 60рублей 1 60 рублей
5 Нитки мулине 35 рублей 1 35рублей
Итого: 215 245 рублей
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
По расчётам себестоимости изделия я сделала вывод, что изделия, выполненные своими руками несколько раз выгоднее, чем купить в магазине. Например, в магазинах и на рынке подобные изделия стоят очень дорого, поэтому выгодно изготовить своими руками, да и к тому же это изделие для меня будет дороже и бесценным, и прекрасным подарком для мамы
2.4.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как моя работа изготовлена из экологически чистых материалов. Остатки материалов пригодятся мне для выполнения следующих проектных работ.
3.Реклама
Умелец может сделать из железки. Из камня, дерева - шедевры красоты. Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творим и мы
4015740218440224790218440
1333507620
Принимаю заказ на изготовление изделий из бисера. Обращаться по адресу: kugultaskola3@rambler.ru
№ п/пКритерии Характеристика
1. Изделие Деревья из бисера
2. Конечный потребитель Члены семьи или друзья
3. Функциональное назначение Оригинальные украшения к интерьеру
4. Способ изготовления Ручная работа
5. Материалы Проволока, нитки, флористическая лента, клей, бисер, поэтки, горшочки.
6. Единичное или массовое производство Единичное
7. Требования к качеству Изделия должны иметь красивый внешний вид.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗа время своей работы я значительно углубила знания в истории плетения бисером. Узнала много нового и интересного о рукодельницах старшего поколения моей семьи. Глубже узнала историю своей семьи. Доказала, что изготовленные мной и моей семьей изделия не принесут никакого вреда окружающей среде, так как изготовлены из экологически-чистых материалов. Но чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конечно материальные средства, без которых в наше время никуда. По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной. Я узнала, сколько учащихся в нашей школе № 3 увлекается плетением бисером, таких оказалось очень много. Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным, и я считаю, что выполненная мною работа «Небесная орхидея» очень понравиться бабушке, так как, выполняя, её я соблюдала все рекомендации, работала аккуратно.

5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБисероплетение. Флора и фауна: Практическое пособие/ Состав. Ю.В.Гадаева. - СПб.:КОРОНА принт, 2001
Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2003
ГлёкерШтефани Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. - Арт-родник, 2008 Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. - М.: Айрис-пресс, 2003
Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
ЯкимовскаяJ1.B., Свиридова А.А. Уроки бисероплетения. - СПБ.: КОРОНА принт, 1998 http://biseropletenie.com/ - Бисероплетение сот - портал о вышивающих бисером людях
-318135746761-318135746760
Фотография изделия
Приложение 1
Плетение из газетных трубочек
Газетное плетение новый вид рукоделия. Еще недавно информацию о газетном плетении невозможно было найти в интернете, да и теперь, кто видит изделия из газетных трубочек не в силах понять из чего сделана коробочка и: "-Что это за палочки стоят в вазочке в углу?". Все без исключения рукодельницы, которые плетут из газетных трубочек, слышали этот вопрос. Газета самый популярный и дешевый материал на данный момент, большое количество "спама" приносится нам в почтовый ящик, почти во всех крупных магазинах есть стойки с бесплатными газетами, много рекламных материалов напечатано и бесплатно раздается населению, при желании можно совершенно бесплатно набрать довольно внушительную стопку материала необходимого для плетения из газет. А в дальнейшем в вашем увлечении вам помогут близкие и родные и даже соседи, собирая газеты везде, где только можно будет их взять.Производить покраску лучше после того как изделие будет готово, я в этом убеждена, так как крашенные трубочки менее эластичны и надламываются в процессе плетения, их конечно можно немного спрыскивать водой, но этот вариант мне тоже не нравится. После того как изделие готово оно отлично прокрашивается даже самым густым лаком, сохраняя полученную форму навсегда. Цвета лака-морилки очень разнообразные, почти все цвета радуги, так что вашему творчеству не будет ограничений. Так же можно покрасить любой краской, будь то акриловой или для покраски железных батарей. Готовые изделия можно декорировать, наклеить бантики, декупировать салфетками, украсить нитками ит.д.Сплетенное из газетных трубочек изделие получается очень прочным и если покрыть его лаком или краской, то сломать его получиться с большим трудом, а если в несколько слоев то сломать будет просто невозможно.
 
Не всегда удается подобрать одинаковые цветочные горшки, а теперь появится возможность сделать кашпо для всех цветов одинаковыми по цвету. Сплетенные подвесные кашпо, будьте уверены, смогут выдержать большие нагрузки
Газетное плетение уникальный вид рукоделия. Если вы все таки взялись и сплели хотя бы одно изделие, то точно никогда больше не расстанетесь с плетением из газетных трубочек, все новые и новые идеи будут приходить вам в голову. Приятное занятие для души и огромная польза.Всегда будут сувенирчики, которые можно взять с собой в гости в качестве гостинца, подарка, сувенира.
Приложение 2
ИсследованияПлетение бисером - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания изделий из бисера известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились плести бисером. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Мне стало интересно, плетут ли бисером мои сверстники или нет. Для этого я провела небольшой опрос. В нем участвовало 20 сверстников и 20 взрослых. Мой опрос всех очень заинтересовал. Они с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы. Вот результат:
вопрос сверстники взрослые
да нет да нет
1. Вы умеете плести бисером? 21% 79% 62% 38%
2. Занимаетесь ли Вы плетением сейчас? 17% 83% 44% 56%
3. Хотели бы Вы научиться плести новыми техниками? 68% 32% 42% 58%
Я провела исследование среди своих сверстников и взрослых, из которого узнала, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения. Из этой таблицы видно, что знают об увлечении бабушек и мам только 88% детей, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди взрослых тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением это 10% от всех опрошенных. Они не знают, плели ли когда-то их бабушки и мамы или нет. На вопрос «Занимаются ли плетением ваши бабушки или мамы сейчас?» положительно ответили 58% детей, а учителей 54%. А вот ответом на вопрос «Умеете ли вы плести бисером?» порадовали меня учителя. Положительно ответили 62%, а дети 21% - это говорит о том, что дети всё дальше отдаляются от старшего поколения. Из всех учителей не умеют плести только 38%, но желают научиться из них 42%. Остальные 58% не хотят научиться, ссылаясь на нехватку свободного времени. Из всех детей, которые не умеют плести, 68% судовольствием научились бы. Те, кто плетет из бисера постоянно, считают, что эти занятия отвлекают от проблем внешнего мира, успокаивают. Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей это семейное рукоделие (например, плетение из бисера).