Урок на тему Класс Птицы. Внешнее строение тела птиц


\s
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый лёгкий,
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций
Методическая разработка урока.
Класс Птицы. Внешнее строение тела птицы.
Цели методической разработки:
определить формы и методы изучения содержания темы;
показать виды деятельности педагога и учащихся;
раскрыть методику использования современных технических и информационных средств обучения.
Структура методической разработки.
Аннотация.
Методическая разработка показывает один из вариантов проведения лабораторных работ с использованием ИКТ в мобильном классе.
Применение виртуальных интерактивных лабораторных работ позволяет проводить любые по сложности и доступности лабораторные работы.
Содержание.
Методическая разработка данного урока поможет педагогам повысить мотивацию обучающихся, используя современные технические и информационные средства обучения.
Введение.
Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся на только запомнили совокупность знаний, но и освоили их в ходе лабораторной работы.
В процессе лабораторных работ учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный практический метод позволяет учащимся проверять на практике выводы науки, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.
Актуальность данной темы определяется необходимостью существенного повышения качества обучения, обеспечения формирования всесторонне развитой личности. Гармоничное развитие человека невозможно вне активного познания действительности.
Лабораторные работы имеют огромное значение в учебно-воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяют реализовать важные принципы дидактики – деятельностный подход и гуманизация процесса обучения. Ученик из объекта научения превращается в субъект собственной деятельности. Именно субъективная позиция школьника является характерной чертой развивающего обучения.
Уроки с лабораторными работами являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии, т.к. во-первых, знания, полученные на лабораторных работах , хорошо запоминаются и долго держатся в памяти; во-вторых, на лабораторных работах учащиеся приобретают знания самостоятельно, путём непосредственного изучения объектов живой природы, а не в готовом виде; в-третьих, в процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков; в-четвёртых, лабораторные работы развивают у учащихся интерес к изучению природы; в-пятых, приучают доводить работу до определённого результата, воспитывают сознательную дисциплину труда.
Анализ практической части новых программ показывает, что большое значение уделяется самостоятельным лабораторно-практическим работам.
Правильная организация и проведение лабораторных работ по биологии позволяет добиться эффективного усвоения учащимися материала непосредственно на уроке. При осуществлении руководства познавательной деятельностью учащихся необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно смогли оценить правильность выполнения задания.
В настоящее время учителя биологии иногда отдают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это связано с нехваткой учебного оборудования, отсутствием натуральных объектов, проявлением аллергической реакцией учащихся на некоторые натуральные объекты или контактом с естественными жидкостями организма (кровь, слюна).
Поэтому сейчас эффективно применяются виртуальные лабораторные работы, которые снимают все вышеупомянутые ограничения.
Виртуальная лабораторная работа представляет собой интерактивный материал, который позволяет моделировать реальные лабораторные работы. При выполнении таких лабораторных работ ученику предоставляется максимальная свобода манипулирования, что способствует развитию исследовательских навыков и учит самостоятельно делать правильные выводы. Применений лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов, заставляет обучающихся самостоятельно работать с учебной литературой, чтобы формулировать правильные выводы.
Раздел: Многообразие животных
Глава: Многоклеточные животные. Позвоночные.
Тема: Класс Птицы. Внешнее строение тела птицы.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лабораторная работа

Цель урока: ознакомить обучающихся с характеристикой птиц,
происхождением и внешним строением птиц,
отметив особенности связанные с полётом.
Задачи:
образовательные:
дать общую характеристику птиц, познакомить с происхождением птиц, рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их
организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания
развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника при выполнении лабораторной работы, продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, уметь обобщать, делать выводы, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию интереса через различные формы творческой деятельности обучающихся (информационные технологии, технологии коллективного способа обучения и др.)
воспитывающие:
воспитание ответственного отношения к выполнению полученного задания, формирование интереса к самостоятельному решению задач, воспитание бережного отношения к природе, к птицам.
Методы обучения:
коммуникативный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Технологии, используемые на уроке:
информационно-коммуникативного, личностно-ориентированного, проблемного, развивающего обучения.
Материально-техническое обеспечение урока.
Оборудование:
мобильный класс, учебная презентация «Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птиц», таблицы «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», рельефная таблица «Археоптерикс», учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Биология. Животные. 7 класс Дрофа. 2007,
рабочая тетрадь В.В.Латюшин, Е.А.Ламехова Биология. Животные. 7 класс. Дрофа. 2013
Межпредметные и внутрипредметные связи:
биология, физика, информационные технологии.
Содержание и ход урока.
I.Организационный момент (1-2 мин.)
У: Добрый день, ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы были сегодня активными, чтобы ваши ответы были правильными и аргументированными.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы (5-7 мин.)
У: Какие животные изображены на таблицах? (ответы учащихся)
У: По каким особенностям внешнего строения можно отличить птиц от ранее изученных представителей класса пресмыкающиеся? (ответы учащихся)
У: С детства нас окружает один из многочисленных классов животных - птицы. Всего современных птиц насчитывается около 9 тысяч видов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего пения и щебета мир был бы скучен. Сегодня мы начинаем изучать наших пернатых друзей. Тема урока - «Класс Птицы. Внешнее строение тела птицы»
У: В связи с чем у птиц появились отличительные особенности во внешнем строении? (ответы учащихся) Подумайте и скажите какова цель нашего урока?
(ответы учащихся: познакомиться с характерными признаками класса птицы и выяснить особенности внешнего строения, связанные с полётом)
III. Изучение новой темы (10-15мин.)
У: Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, повадок - птицы обладают рядом прогрессивных признаков, отсутствующих у рептилий и помогающих им приспособиться к полёту. В чём выражается приспособленность птиц к полёту?
Чтобы ответить на вопрос, выполним лабораторную работу.
(Работа малыми группами на единую цель). У: Алгоритм деятельности каждой группы: на мониторе компьютерная презентация «Изучение внешнего строения птиц»
В тетради записываем тему лабораторной работы (слайд 1), цель, оборудование (слайд 2), ход работы (слайд 3).
Ваша задача: последовательно открывая слайды внимательно рассмотреть рисунки и по ходу работы отвечать на поставленные вопросы в тетради.
По окончании лабораторной работы вы должны правильно заполнить таблицу «Особенности внешнего строения птицы» (слайд 10) и оформить вывод, ответив на последний вопрос (слайд 11)
Для выполнения заданий, составления таблицы рекомендуется использовать рисунок 112 учебника и текст п.27 « Класс птицы». (Приложение 1)
(после выполнения лабораторной работы)
У: Какие особенности внешнего строения позволяют птицам летать? ( ответы учащихся)
У: Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, воде и деревьям с помощью задних конечностей. Полёт птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надёжность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые ещё пока недостижимы в авиации. Птицы – специализированный класс высших позвоночных животных , приспособленных к полёту. В этом вы убедились, выполнив лабораторную работу.
У: Посмотрите на таблицу (слайд) и вспомните, какие отделы тела птиц лишены оперения? (ответы учащихся)
У: Чем они покрыты и о чём это свидетельствует? (ответы учащихся)
У: Правильно, о происхождении птиц от пресмыкающихся.
Происхождение птиц. (7-10 мин)
У: А знаете ли вы, что один из «кандидатов» на звание самой древней птицы, освоившей перемещение при помощи крыльев, был археоптерикс, что в переводе с латинского означает «древнекрылый». Он обладал одновременно чертами и птиц и рептилий.
Рассмотрите на стр.139 рисунок с изображением первоптицы. Найдите в тексте описание признаков сходства первоптицы с пресмыкающимися и птицами. Какой вывод можно сделать на основании признаков сходства археоптерикса и с птицами и с пресмыкающимися? (ответы учащихся)
У: Археоптерикс или первоптица, жившая на Земле около 150 млн. лет назад, является промежуточным звеном между рептилиями и птицами. Позднее были обнаружены остатки настоящих предков современных птиц – амбиортуса, у этих древних птиц была развита грудная клетка и скелет, близкий по строению к современным птицам.
IV. Закрепление (5мин)
У: Сов называют в народе мудрыми, благодаря своему задумчивому взгляду. Порадуйте мудрую сову своими знаниями. Откройте рабочую тетрадь на стр. 65 и ответьте устно на вопросы № 1-3, №5-6. (ответы обучающихся) Теперь вы можете продолжить предложение: Птицы – это… (ответы учащихся)
V. Подведение итогов. Выставление оценок.(2-3мин)
У: Молодцы, мудрая сова вами довольна. Вы сегодня отлично работали на уроке. Я хочу чтобы вы запомнили следующее: многокрасочный и разноголосый мир пернатых не знает государственных границ. Он является достоянием всех жителей планеты, и наш долг состоит в том, чтобы сохранить его для своих будущих поколений.
Хочу отметить активную работу на уроке и оценить следующих учащихся … Прошу всех сдать тетради с лабораторными работами на проверку.
VI. Домашнее задание: (2-3мин)
п.27 до статьи «Отряд Пингвины» (учебник В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Биология. Животные. 7 класс Дрофа),рабочая тетрадь стр.66 №7-10 ( В.В.Латюшин, Е.А.Ламехова Биология. Животные. 7 класс Дрофа.)
Запишем в дневник и вторую часть домашнего задания, я предлагаю вам создать проект, который называется «Птицы – рекордсмены», каждому надо будет найти фотографию данной птицы и записать её рекорд, т.е. создать слайд.
Список литературы для учащихся:
1. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Биология. Животные. 7 класс Дрофа М. 2007
2. А.И. Никишов, И.Х.Шарова Биология: Животные: 7-8класс м.Просвещение
3.М.С.Гекалюк Биология. 7 класс. Тесты. Саратов: Лицей, 2012
4.Б.М. Медников Биология: формы и уровни жизни. М. Просвещение 1994
5. Биология в таблицах и схемах. Изд. «Виктория плюс» СПб. 2004
6. А.Э.Брэм Жизнь животных. Том II. Птицы М. «Терра» 1994
Список литературы для учителя:
1. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии 7-8 классы к учебникам А.И.Никишова, В.М.Константинова, В.В.Латюшина «ВАКО» 2004
2.И.Ф.Ишкина издательство «Учитель-АСТ» Биология. Поурочные планы по учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина 7 класс Волгоград. 2002
3.Методическая библиотека. Н.Л.Галеева Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Москва. 2006
4.С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина Анализ современного урока. Издательство «Учитель»
5. И.Н.Никишина Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. Волгоград. 2008 Издательство «Учитель»
6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Преподавание биологии. 2012 – 2013
7. Ю.Б.Зотов Организация современного урока. Книга для учителя под редакцией Пидкасситного П.И. М. Просвещение. 1996
8. Л.А.Кучеряева, Е.А. Шадура « Организационные формы обучения в классно-урочной системе»
Технологическая карта урока.
Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока Признаки решения дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приёмы и их содержание Средства обучения I.Организационный момент (1-2мин) Создание положительной, эмоциональной и целевой установки у обучающихся. II. Актуализация знаний цели, задачи урока (5-7мин) Проблемный Фронтальная, индивидуальная Слушание, беседа, работа с учебником Демонстрация таблиц Определила цели, задачи и этапы урока
III. Изучение нового материала 1.Лабораторная работа (15-17мин) Коммуникативный, информационно-поисковый, практический Работа в группах на единую цель Работа с электронным ресурсом Компьютер ная презентация, учебник стр.134-136 Узнали особенности внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к воздушной среде
2. Изучение происхождение птиц (7-10мин) Информационн-поисковыйИндивидуальная, групповая Работа с учебником и рисунками Таблицы, учебник Выяснили, что птицы произошли от пресмыкающихся
IV.Закрепление (5мин) репродуктивный фронтальная Работа с ТПО №1-3, №5-6 Компьютерная презентация Закрепили знания о внешнем строении и происхождении птиц
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2-3мин) Анализ работы коллектива и отдельных учащихся VI.Домашнее задание (2-3мин) коллективная Работа с дополнительной литерат. п.27 до статьи «Отряд Пингвины»