Рабочая программа по географии 8 класс
Министерство образования Саратовской области ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №4 г. Саратова»
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО
Поккине Л.А.
Протокол заседания ШМО
№ от « » ________ 2016 г.
Директор школы
Макеева О.В.
« » ________ 2016 г.
«Рабочая программа по учебному курсу
«География» 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Составил: учитель географии
Абакумова О.В.
Саратов, 2016 год
Пояснительная записка
Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Данный раздел опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов, особенно раздела «География. Земля и люди», что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная его часть — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство».
Главная цель раздела — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения главной цели раздела изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;
сформировать представления о территориальной организации России в целом и отдельных ее составляющих; географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих социально-ответственному поведению в российском пространстве;
продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
-применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Количество часов: всего - 68 часов, в неделю - 2 часа
Оценочные практические работы
Определение поясного времени для разных пунктов России.
Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
В результате изучения географии в основной школе ученик должен:
•знать/понимать:
-основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
•уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-определять географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008), авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2011 г) и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.
Раздел 2. Содержание тем учебного курса
Введение — 1 ч
Что изучает география России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.
Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 8 ч
Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.
Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность людей. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.
Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России и положения других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.
Россия в мире. Сравнение России с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу.
Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Районирование — важнейший метод географической науки. Виды районирования.
Административно-территориальное устройство России. Россия — федеративное государство. Административно-территориальное деление. Разнообразие субъектов Федерации. Федеральные округа
Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ — 44 ч
Природные условия и ресурсы. Понятия природных условий и природных ресурсов. Классификации природных ресурсов.
Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом. Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа. Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр. Геологическое строение и рельеф своего региона и своей местности.
Климат. Воздушное пространство России как составная часть атмосферы Земли. Климатообразующие факторы и общие климатические закономерности на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс, свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение тепла и влаги на территории России. Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на быт, одежду, жилища, питание и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна. Климат своего региона и своей местности.
Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Моря, омывающие побережья России, особенности их природы. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей. Воды суши, их виды на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на характер течения и режим рек. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство. Роль морей и внутренних вод в жизни населения и развитии хозяйства России. Водные ресурсы: неравномерность распределения, рост потребления и загрязнения. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с водами, их предупреждение. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Почвы. Роль почвы в природе, ее свойства и факторы образования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России, их рациональное использование и охрана. Особенности почв своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственные зоны. Физико-географическое районирование. Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей. Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природно-хозяйственная зона своего региона и своей местности.
Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 13 ч
Численность населения. Изменения численности, воспроизводства и механического прироста российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения.
Народы и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. География основных религий.
Особенности расселения населения. Геодемографическое положение России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Низкая средняя плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.
Резерв времени — 2 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по географии
Класс 8
Количество часов:
Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа
Плановых контрольных уроков _____, зачетов___, тестов _____ч.;
Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
№
п/п Тема урока,
тип урока Кол-во часов Содержание тем
учебного
курса Требования к уровню подготовки обучающихсяВид
контроля,
измерители
Домашнее задание Дата
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1 1.Что изучает география России
Вводный урок 1 Введение Называть: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.
Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны Вводная беседа Стр.5-6;
Тетрадь-тренажёр
Стр.3 01-06.09
Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ (8 часов)
2 1.Границы России 1 Урок изучения нового материала Знать: основные типы и виды границ.
Уметь: приводить примеры Фронтальный устный опрос § 1,
Атлас с.3,
к/к с.2-3
Т-тр с.4,9 01-10.09 3 2. Размеры территории. Часовые пояса 1 Урок актуализации знаний и умений
Практичес-кая работа №1 Знать:
в каких часовых поясах лежит Россия.
Уметь:
определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей Индивидуальный
устный опрос. Фронтальная письменная работа §2,атлас с.3,т-тр с.7,9,13 01-10.09 4 3.Географическое положение 1 Практикум
Практичес-кая работа
№ 2 Знать: понятия «территориальные воды», «экономическая зона»,«недра»,«соседние государства» Фронтальный устный опрос §3, атлас с.2,т-тр с.13,16
к/к с.2-3
12-17.09 5 4.Россия в мире 1 Урок актуализации знаний и умений Уметь: показать границу России и назвать
ее соседей Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос §4
Атлас с.3,
Т-тр с.11,14 12-17.09 6 5.Освоение и изучение территории России: до XVII в.; XVIII-XIX вв.; XX-XXI вв. 1 Практикум Уметь: объяснять роль развития географических знаний в процессе изучения территории страны
Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная
работа §5
Атлас с.6,7
Т-тр с.8,9,11 19-24.09 7 6.Районирование - основной метод географических исследований 1 Практикум Знать: основные типы и виды районов
Уметь: приводить примеры Фронтальный устный опрос §6. Атлас с.8-9,
Т-тр с.12 19-24.09 8 7.Администра-тивно-территори-альное устройство России 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: основные виды субъектов федерации
Уметь: приводить примеры, показывать по карте Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа §7,
Атлас с.4-5,
к/к с.4-5,
т-тр с.10-12 26-01.10 9 8.Обобщающий урок по теме: «Географическое пространство России» 1 Обобщающий урок Понимать: связь между географическим положением и другими компонентами природы Тестирование С.30
Атлас с.2-11
Т-экз с.6-15 26.09-01.10 Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ (42 часа)
Рельеф и недра (6 часов)
10 1.Природные условия и ресурсы 1 Урок изучения нового материала Знать: основные виды природных условий
Уметь: объяснять различия природных условий от природных ресурсов Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа §8, т-тр с.20 03.10-08.10 11 2.Формирование земной коры на территории России 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: основные геологические эры, Уметь: показать районы различного геологического возраста на карте Фронтальный устный опрос. Фронтальная письменная работа на контурной карте §9,
атлас с.10-13,
к/к с.8-9,
т-тр с.18,19 03-08.10 12 3.Рельеф 1 Практикум Знать: основные формы рельефа, их связь
со строением земной коры, горы и равнины (см. номенклатуру). Уметь: показывать на карте эти объекты Фронтальный устный опрос §10,
атлас с.10-13,
к/к с.10-11,
т-тр с.21,22 10-15.10 13
4.Изменение рельефа под воздействием внутренних
и внешних
процессов 1 Урок актуализации знаний и умений Понимать: взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа, стихийные природные явления, связанные с литосферой.
Уметь: приводить примеры, объяснять существенные признаки явлений Индивидуальный устный опрос §11,12
Атлас с.10-13,
Т-тр. С.20,22
к/к с.8-9 10-15.10 14 5.Минеральные ресурсы и их использование 1 Урок актуализации знаний и умений
Практичес-кая работа
№ 3 Знать: основные месторождения полезных ископаемых
Уметь: показывать на карте эти объекты и объяснять их взаимное расположение Индивидуальный устный опрос, работа с контурной картой §13
Атлас с.12-13, т-тр с.20-21 17-22.10 15 6.Земная кора и человек 1 Обобщающий урок Знать: основные формы рельефа, полезные ископаемые и их связь со строением земной коры, Уметь: показывать на карте эти объекты Тестирование
Т-экз с.16-23 §14, атлас с.10-11,22-23 17-22.10 Климат (10 часов)
16 1.Географическое положение и климат 1 Урок изучения нового материала Знать: факторы, определяющие климат России.
Уметь: объяснять взаимосвязь географического положения и климатообразующих факторов Фронтальный устный опрос §15
Атлас с.10-11
Т-тр с.35 24-29.10 17 2.Солнечное излучение и климат 1 Урок-исследо-ваниеПонимать: взаимосвязь широты местности и угла падения солнечных лучей
Уметь: анализировать карты; Фронтальный устный опрос, фронтальная письменная работа §16, т-тр с.34,37 24.10-29.10 18 3.Земная поверхность и климат 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: климатообразующие факторы
Уметь: анализировать карты; Фронтальный устный опрос § 17, атлас с.11, т-тр с.35 07.11-12.11 19 4.Воздушные массы и их циркуляция 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: причины движения воздушных масс
Уметь: анализировать карты; Фронтальный устный опрос §18 атлас с.10-11
Т-тр с.38 7.11-12.11 20 5.Атмосферные фронты
Циклоны и
антициклоны 1 Урок-исследование
Знать: факторы, определяющие климат России.
Уметь: объяснить образование циклонов и антициклонов Фронтальная
беседа
письменная работа
§19,20
Атлас с.14-15, т-тр с.36, 37,42 14.11-19.11 21 6.Распределение температуры воздуха по территории России 1 Урок актуализации знаний и умений Понимать: закономерности распределения тепла
Уметь: анализировать карты; Фронтальный устный опрос §21,
Атлас с. 14-15
т-тр с. 36,40 14.11-19.11 22 7.Распределение осадков и увлажнения по территории России 1 Урок-исследование
Практическая
работа № 4 Понимать: закономерности распределения влаги, понятие «сезонность». Уметь: анализировать карты; Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт §22,
Атлас с.22-23,
Т-тр с. 35.36,39 21.11-26.11 23 8.Климатические пояса и области 1 Урок актуализации знаний и умений
Практическая
работа № 5 Знать: характеристику типов климатов. Уметь: составлять прогноз погоды Частично-поисковая беседа. Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт §23
Атлас с.10-11,14-15
к/к с. 14-15
т-тр с.36,39,41 21.11-26.11 24 9.Климат и человек 1 Урок актуализации знаний и умений
Практическая
работа № 6 Знать: понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий.
Уметь: приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды Частично-поисковая беседа. Анализ карт §24
Атлас с.14-15,19,22,38
Т-тр с.35,36,39 28.11-03.12 25 10.Итоговый урок по теме 1 Обобщающий урок Уметь: применять полученные знания при характеристике климата отдельных территорий страны Тестирование
Т-экз с.24-35 С.130
Атлас с. 4-5,10-11,14-15,19,22
Т-тр с.42 28.11-03.12 Внутренние воды и моря (6 часов)
26 1.Моря 1 Урок изучения нового материала Знать: моря России (номенклатуру)
Уметь: показать объекты на карте Частично-поисковая беседа. Анализ карт §25. Атлас с.10-11, т-тр. С.50,56,60 05-10.12 27 2.Особенности природы морей 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: особенности моря как природного комплекса
Уметь: показать объекты на карте Фронтальный устный опрос, проверочная письменная работа §26
Атлас с.10-11,13, 26-27, т-тр с. 50, 53
05-10.12 28 3.Внутренние воды России. Реки 1 Урок изучения нового материала Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, распределение рек по бассейнам океанов; номенклатуру
Уметь: показать объекты на карте Частично-поисковая беседа. Анализ карт §27, атлас с.10-11.16-17 к/к с.16-17, т-тр с. 51-52, 55 12-17.12 29 4.Озера, водохрани-лища,
болота 1 Урок актуа-
лизации знаний и умений Знать: основные географические понятия,
номенклатуру.
Уметь: показать объекты на карте
Фронтальный
устный опрос,
проверочная
письменная
работа §28, атлас с.10-11,16-17
к/к с.16-17,
т-тр с. 51-52, 55 12-17.12 30 5.Подземные
воды,
ледники,
многолетняя
мерзлота 1 Урок актуа-
лизации знаний и умений
Практическая
работа № 7 Знать: основные географические понятия,
номенклатуру.
Уметь: показать на
карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты Фронтальная
письменная
работа §29, атлас с.10-11,14-15,16
к/к с.16-17,
т-тр с.52, 60,62 19-24.12 31 6.Вода и
человек 1 Обобщающий
урок Знать: основные географические понятия,
номенклатуру.
Знать: меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений Фронтальный
устный опрос
Тестирование
Электронное приложение к учебнику §30, атлас с.10-11,16-17,29
т-тр с.52, 53 19-24.12 Растительный и животный мир (3 часа)
32 1.Растительный мир 1 Урок
изучения нового
материала Знать: растительный мир России,
видовое разнообразие,
факторы, определяю-
щие облик; особенно-
сти растительного мира природных зон России.
Уметь: объяснять
размещение по при-
родным зонам живых
организмов Эвристическая
беседа с
использованием карт
атласа.
Индивидуальная работа
по заполнению
контурных карт §31, атлас с.10-11.14-15,19,20-21, т-тр с.66,68 09-14.01 33 2.Животный
мир 1 Урок актуа-
лизации знаний и умений Знать:
животный мир России,
видовое разнообразие,
факторы, определяю-
щие облик; особенно-
сти животного мира природных зон России.
Уметь: объяснять
размещение по при-
родным зонам живых
организмов Учебное исследование по картам, решение
географических
задач
§32, атлас с. 10-11.20-21, т-тр с. 67,69 09-14.01 34 3.Биологиче-
ские ресурсы и человек 1 Обобщающий
урок Знать: понятие «био-
логические ресурсы» и меры по их охране.
Уметь: прогнозиро-
вать использование и
охрану природных ресурсов Тестирование
Т-экз с.44-47 §33, атлас с. 10-11.20-21, т-тр с.69,70 16-21.01 Почвы (4 часа)
35 1.Почвы и
факторы их
образования 1 Урок изуче-
ния нового
материала Знать: понятие «поч-
ва», факторы почво-
образования, основ-
ные свойства почв.
Уметь: объяснять су-
щественные признаки
почв Фронтальный
устный опрос §34 , т-тр с. 72,73 16-21.01 36 2.Основные
типы почв
России 1 Практикум Знать: закономерно-
сти распространения
почв.
Уметь: анализировать
карту почв Индивидуальный
устный опрос §35, атлас с. 18-21,
Т-тр с.75,76 23-28.01 37 3.Почвы и человек 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: значение почв, охрану почв, мелиорация земель. Уметь: приводить примеры Индивидуальный устный опрос §36, атлас с.18-19, т-тр с.77,79 23-28.01 38 4.Итоговый урок по теме 1 Обобщающее повторение Знать: зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации.
Уметь: объяснять процессы почвообразования Тестирование
Т-экз с. 48-53 С.130 30-04.02 Природно-хозяйственные зоны (15 часов)
39 1.Природные районы и природно-хозяйственные зоны 1 Урок изучения нового материала Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы России; что такое природно-хозяйственные зоны; роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь: объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов; находить в разных источниках и анализировать информацию Учебное исследование по картам, решение географических задач §37, атлас с.8, 20-21, к/к с.18-19, т-тр с. 80,87 30-04.02 40 2.Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.
Уметь: составлять краткую характеристику разных территорий
на основе разнообразных источников Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт §38, атлас 14-15, 18-21
Т-тр с.81.86 06-11.02 41 3.Население и хозяйство вАрктике и тундре 1 Урок-путешествие Знать: особенности хозяйственного освоения зон, их экологические проблемы.
Уметь: составлять краткую характеристику территорий Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа позаполнению кон-
турных карт §39, атлас 20-23, 26-27, т-тр с. 90,92 06-11.02 42 4.Природа
лесных зон 1 Урок-
путешествие Знать: особенности природы лесных зон:
тайги, смешанных и
широколиственных
лесов.
Объяснить: причину
их различия Анализ карт, со-
ставление таб-
лицы по резуль-
татам сравнения
карт, индивиду-
альная работа позаполнению контурных карт §40, атлас с.14-15, 18-21, т-тр с.80,81,83 13-18.02 43 5.Население и
хозяйство
лесных зон 1 Урок-
путешествие Знать: особенности хозяйственного освоения зон, их экологические проблемы.
Уметь: составлять краткую характеристику территорий Анализ карт, со-
ставление таб-
лицы по результатам сравнения
карт, индивиду-
альная работа позаполнению контурных карт §41, атлас с. 4-5, 10-11, 2—23, 26-27, т-тр с.87-88 13-18.02 44 6.Природа
лесостепей и
степей 1 Практикум Знать: характерные черты лесостепи, степи,
Уметь: объяснять их
существенные
признаки Групповая рабо-
та. Беседа порезультатам
анализа карт §42, атлас с.14-15, 18-21, т-тр с.85,86 20-25.02 45 7.Население и
хозяйство
лесостепной
и степной
зон 1 Урок актуа-
лизации знаний и умений Знать: их хозяйственное использование и
экологические про-
блемы.
Уметь: объяснять их
существенные
особенности Групповая работа. Составление
по карте маршрута путешествия.
Беседа порезультатам
анализа карт §43, атлас с.14-15, 20-23.26-27,38, т-тр с.86,89 20-25.02 46,
47 8,9 Особенности географичес-кого положения и природы Саратовской области 2 Урок актуа-
лизации знаний и умений Знать: характерные черты географического положения области
Уметь: объяснять их
существенные
признаки Анализ карт,
групповая работа. Беседа порезультатам
анализа карт Учебник «Геогра-фия Саратовской области» 27.02-
04.03 48,
49 10,11 Природ-ные зоны Саратовской области 1 Практикум Знать: характерные черты лесостепи, степи, полупустыни
Уметь: объяснять их
существенные
признаки Индивидуальная работа позаполнению контурных карт Учебник «Геогра-фия Саратовской области» 06-11.03 50 12.Засушливые
территории
России 1 Практикум Знать: характерные черты полупустыни и пустыни, их хозяйственное использование и
экологические про-
блемы.
Уметь: объяснять их
существенные
признаки Групповая работа. Составление
по карте маршрута путешествия.
Беседа порезультатам
анализа карт §44, атлас с.14-15, 18-21,26-27, т-тр с.88-89 13-18.03
51
13.Горные
области 1 Практикум
Практическая
работа № 8 Знать: понятие «вы-
сотная поясность».
Уметь: объяснить набор высотных поясов в горах Учебное иссле-
дование по кар-
там, решение
географических задач §45, атлас с.20-21 , т-тр с.82,93 13-18.03
52 14.Охрана природы и особо охраняемые территории 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: заповедники России (см. номенклатуру)-Уметь: показывать их на карте, объяснять существенные признаки природных зон, их экологические проблемы Учебное исследование по картам, решение географических задач §46, атлас с. 19, 20-21,64. Т-тр с.82 20.03-25.03 53 15.Итоговый урок по теме 1 Обобщающее повторение Знать: специфику природы своего края, природно-хозяйственных зон России.
Уметь: использовать приобретенные знания Тестирование
Т-экз с.54-61 С.130 20.03-25.03 Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (13 часов)
54 1.Численность населения 1 Урок изучения нового материала Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям; объяснять причины социальных процессов, существенные признаки социальных явлений Эвристическая беседа с использованием карт атласа. Сопоставление карт атласа §47,48,
атлас с.4-5,22
к/к с.24-25
т-тр с.98-99 03-08.04 55 2.Мужчины и женщины 1 Урок актуализации знаний и умений Знать: полового состава населения Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт §49,
Атлас
с.4-5,т-тр с.96,105 03-08.04 56 3.Молодые и старые 1 Практикум Знать: своеобразие возрастного о состава населения, среднюю продолжительность жизниАнализ карт, составление таблицы по результатам сравнения
карт, индивиду-
альная работа позаполнению кон-
турных карт §50,
Атлас
С. 4-5,
Т-тр с.96,105 10-15.04 57 4.Народы 1 Практикум Знать: народы, насе-
ляющие страну
Уметь: приводить примеры, работать с картой Анализ карт, со-
ставление таблицы по результатам сравнения
карт, индивиду-
альная работа позаполнению кон-
турных карт §51,
Атлас с.4-5,24-25
Т-тр с. 96-97 10-15.04 58 5.Языки 1 Семинар Знать:
языковые семьи и группы
Уметь: приводить примеры, работать с картой Сопоставление
карт атласа. Индивидуальная
работа по запол-
нению контурныхкарт §52,
Атлас с.24-25,
Т-тр с.97,99 17-22.04 59 6.Религии 1 Урок-
исследование Знать:
основные религии.
Уметь: приводить примеры, работать с картой Сопоставление
карт атласа. Индивидуальная
работа по заполнению контурныхкарт §53,
Атлас с.24-25,
Т-тр с.102-105 17-22.04 60 7.Размещение
населения 1 Практикум Понимать: географические особенности
размещения; их обу-
словленность природ
ными, историческими и социально-
экономическими факторами; зоны расселения.
Сопоставление
карт атласа. Индивидуальная
работа по заполнению контурныхкарт
§54,
Атлас
с.4-5,
20-23
Т-трС.97,98,
103 24.04-29.04 61 8.Города
России.
Урбанизация 1 Семинар Знать: особенности
населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и
экологических проблем;
городские агломерации,
малые города и про-
блемы их
возрождения
Уметь: приводить
примеры, анализиро-
вать карты
Учебное
исследование по картам, решение
географических
задач §55,
Атлас
С.4-5,22-23,26-27
Т-тр
99-100,103 24.04-29.04 62 9.Сельские
поселения и
сельское
население 1 Практикум Знать: проблемы жителей
сельской местности
Уметь: приводить
примеры,
анализировать карты
Сопоставление
карт атласа.
Индивидуальная
работа по запол-
нению контурныхкарт §56,
Атлас
С.4-5,22-23
Т-тр 98,104 04-06.05 63 10.Миграции
населения 1 Семинар Знать: понятие «ми-
грация» и ее основныевиды,
Уметь: приводить примеры миграций
Учебное исследование по картам, решение
географических
задач §57,
Атлас
С.4-5,23
Т-тр с.96,98 04-06.05 64
11.География
миграций 1 Урок-
исследование Знать: основные на-
правления миграций
на разных этапах ис-
тории, причины миграций;
Уметь: приводить примеры миграций
Учебное исследование по картам, решение
географических задач § 58,
Атлас
С.4-5,23
Т-тр
с.104 08-13.05 65 Обобщающий урок
по теме:
«Население
России» 1 Урок обоб-
щающего повторения Оценивать: измене-
ния в численности населения, изменения всоотношении город-
ского и сельского на-
селения, развитие
системы городскихпоселений.
Описывать: особен-
ности быта и религий
отдельных народов Тестирование
Т-экз с.72-89 С.158 08-13.05 66 Итоговый
урок по раз-
делу 1 Урок обоб-
щающего повторения Тестирование
Т-экз с.72-89 Задание на лето 15-20.05 67 Резерв времени 2 22-24.05 Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии в основной школе ученик должен:
•знать/понимать:
-основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
•уметь:
-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-определять географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 20012), авторской программы по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2012 г) и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения
УМК:
1.Дронов В.П., Савельева Л.Е. География: Россия: природа, население, хозяйство. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
2.География: Россия: природа, население, хозяйство: Электронное приложение к учебнику 8класса / Под ред. В.П.Дронова. CD-ROM.
3.Мишняева Е.Ю., Тарасова Н.В., Банникова СВ. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-тренажер для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
4.Мишняева Е.Ю. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-практикум для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
5.Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство: Тетрадь-экзаменатор для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
6.Дронов В.П. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8-9 класс. Атлас. - М.: Просвещение, 2014.
7.Дронов В.П., Котляр О.Г. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8 класс. Контурные карты. - М.: Просвещение, 2014.
Раздел 6. Список основной и дополнительной литературы
1.География: Россия: природа, население, хозяйство: 8 класс: Методические рекомендации / Под ред. В.П.Дронова. - М.: Просвещение, 2014.
2.География: Россия: природа, население, хозяйство: Интерактивное картографическое пособие: 8 класс / Под ред. В.П. Дронова. CD-ROM.
3. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов, изд-во «Лицей», 2012.